ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3394/2022 от 14.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2022-004240-47

Дело № 2-3394/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 октября 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Черепановой Е.А.,

с участием третьего лица ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4, действующего на основании устного ходатайства,

представителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми ФИО5, действующей на основании доверенности,

представителя Министерства социального развития Пермского края ФИО6, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 ФИО19 к Территориальному управлению министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании решений незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО11 обратилась в суд с исковыми заявлениями к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее-ТУ МСР ПК по г. Перми, территориальное управление) о признании решений незаконными.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта с приложением всех документов согласно постановлению <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта», в том числе с приложением договора найма жилого помещения по адресу: <Адрес>

По результатам рассмотрения данного заявления Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес> дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении социальной помощи на основании социального контакта, поскольку она зарегистрирована по адресу: <Адрес>.

Указанный отказ является незаконным, поскольку в соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, утверждённого постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракт» документы подаются в орган социальной защиты по месту жительства заявителя. Она проживает по адресу: <Адрес> на основании договора найма. ТУ МСР ПК по <Адрес> направило запросы по его месту регистрации в <Адрес> и по месту регистрации ее супруга в Соликамск, на которые даны ответы. Указанное решение нарушает ее права и законные интересы ее семьи на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и право на получение социальной государственной помощи на основании постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта».

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта в связи с необоснованием необходимости приобретения мебели, не участвующей в рабочем процессе; непредставлением документов, подтверждающих опыт работы в заявленный сфере; регистрации в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, при этом лица, применившие налоговый режим «Налог на профессиональный доход», не имеют право привлекать наемный труд.

Данное решение является незаконным, поскольку ее семья является малоимущей, в бизнес плане указано на необходимость получения денег на аренду офиса, его обустройство, то есть покупку организационной техники (компьютера и принтера), мебели, а также на наличие у нее инженерного образования и опыта работы в строительстве и расчётах. Нанимать на работу супруга она не собиралась, юридическую помощь он оказывает ей безвозмездно.

Отказ в удовлетворении ее заявления по причине необоснованности включения в расходы покупки мебели противоречит требованиям пунктов 1.14.3, 1.15.3 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждённого постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<Адрес> документов, подтверждающих опыт работы, постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п не предусмотрено. Орган социальной защиты не вправе налагать на нее обязанность предоставления документов, не предусмотренных нормативно-правовым актом. К заявлению приложены копии дипломов ее и ее супруга, свидетельство о присвоении квалификации сметчика и специалиста по ценообразованию, в бизнес плане указан опыт ее работы в сфере строительства и супруга в сфере юриспруденции. Справка о маломощности ее семьи предоставлена. Оснований, предусмотренных п. 2.14 указанного Порядка, для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в оспариваемом решении не указано.

На основании вышеизложенного, ФИО11 просит:

-признать незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития пермского края по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта;

-признать незаконным решение Текториального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта;

- возложить на Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> обязанность принять решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и заключить с ней социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

На основании определения Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития <Адрес>, осуществлен переход к рассмотрению дела по правилами гражданского судопроизводства (л.д. 38 том 1).

Определением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Министерства социального развития <Адрес> о признании решения незаконным объединено в одно производство с гражданским делом по иску ФИО1 к Территориальному управлению Министерства социального развития <Адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности (л.д. 155-156 том 1)

Судом в судебном заседании 30 сентября 2022 г. объявлен перерыв до 7 октября 2022 г., затем до 14 октября 2022 г.

Истец в суд не явилась, извещена.

Представитель Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 57-60 том 2).

Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании и в письменных возражениях на заявленные требования возражает против удовлетворения заявленных требований истца указывая на то, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под регистрацией гражданина РФ по месту пребывания определяется постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина РФ и о его нахождении в данном месте пребывания. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается одному из совершеннолетних членов малоимущей семьи при согласовании гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство. Комиссия территориального управления изучила представленные документы и приняла решение об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по следующим причинам:

-необоснованности необходимости приобретения мебели, не участвующей в непосредственном рабочем процессе, непредставления документов об образовании и опыте работе, в частности юриста, который должен иметь понимание общей структуры законодательных актов, их положение и иерархию, структуру государственных органов, компетенции, роль судебных актов и др.

Выплата денежных средств в соответствии с условиями социального контракта предполагает целевое направление использования. Заключение с ФИО1 приведет к нецелевому использованию денежных средств, в соответствии с условиями контракта. ФИО1 не планирует менять налоговый режим, желает зарегистрироваться в качестве самозанятой, при этом привлечение наемного работника невозможно в выбранном ею налоговом режиме. Поэтому ФИО1, не имея юридического образования, не исполнит условия контракта. Согласно п. 49 приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта состоит из двух этапов: 1) первичная оценка выполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом; 2) оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им бедности. Решение комиссии является законным. Истцу сообщено о необходимости доработать бизнес-план, проект, что не может нарушать ее законные права и интересы. ТУ Минсоциразивтия Пермского края по г. Перми проинформировало ФИО11 о реализации курса обучения по подготовке граждан к заключению и реализации социального контракт, данный курс проводится АНО «Ресурсный центр поддержки и развития некоммерческих организаций «Мастерская социальных проектов» (л.д. 67-68).

Третье лицо ФИО3 и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддерживают, указывая на то, что ФИО11 имеет право на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта. Весь перечень необходимых документов, установленных постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми представлен. Предусмотренные п.2.14 Порядка № 441-п основания для принятия ТУ МСР Пермского края по г. Перми решения об отказе ФИО11 в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности отсутствовали. ФИО11 обратилась впервые с заявлением ТУ МСР Пермского края по г. Перми в апреле 2022 г., к заявлению приложен договор найма жилого помещения по адресу: <Адрес>, в связи с чем считают, что доказательства фактического проживания семьи ФИО1 в <Адрес> представлены. Такие основания как нерентабельность бизнес плана, отсутствие юридического образования, необоснованность приобретения мебели в законе отсутствуют. ФИО1 имеет высшее строительное образование и опыт работы в данной сфере. Гражданское процессуальное законодательство не запрещает лицам, не имеющим юридическое образование, оказывать юридических услуги, представлять интересы клиентов в суде первой инстанции, давать консультации и составлять иски. ФИО1 имеет высшее техническое образование и хорошо знает требования действующего законодательства в сфере строительства. Ее супруг ФИО17 имеет высшее юридическое образование и может безвозмездно оказать необходимую юридическую помощь при возникновении правовых вопросов. При этом постановка на учет в качестве самозанятой не требует наличие высшего образования по специальности, по которой будет осуществляться получение дохода от профессиональной деятельности. ТУ МСР ПК по <Адрес> представлены справки ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации <Адрес>» о том, что семья ФИО1 является малоимущей. Все сведения о доходах, имуществе, о составе семьи представлены и являются достоверными. ФИО17 трудоустроен у ИП ФИО10, но работу юриста выполняет только по необходимости, в связи с чем у него такой низкий доход, так как он зависит от наличия или отсутствия работы юриста.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок, который определяет механизм и условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <Адрес>, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (далее соответственно - граждане, социальный контракт).

Согласно п. 1.2 указанного Порядка условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в <Адрес>.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также с учетом иных условий, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается одному из совершеннолетних членов малоимущей семьи (малоимущему одиноко проживающему гражданину) при согласии гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.

В соответствии с п.п. 1.5.2 п. 1.5 Порядка -п к социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1.8 Порядка -п орган социальной защиты населения заключает с гражданином социальный контракт на следующий срок по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка, - не более чем на 12 месяцев.

В п. 1.10 Порядка -п указано, что при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с целью оценки эффективности реализации мероприятий, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, в социальном контракте указываются следующие требования к конечному результату: по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта (п.п. 1.10.2).

В соответствии с п. 1.14 Порядка -п, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта орган социальной защиты населения по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка, обязан:

-оказывать совместно с органами государственной власти <Адрес>, уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, уполномоченными в сфере сельского хозяйства, органами занятости населения, органами местного самоуправления муниципальных образований <Адрес> и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства содействие гражданину в создании условий для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (п.1.14.1)

-возместить гражданину расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта (п.1.14.2);

-осуществлять гражданину денежную выплату с целью осуществления им предпринимательской деятельности, в том числе являющемуся самозанятым в соответствии с условиями социального контракта, единовременно не более 250000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход» (п.1.14.3);

-оплатить расходы гражданину на прохождение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (не более 30000 рублей за курс обучения), если указанное обязательство установлено социальным контрактом (п.1.14.4);

-направлять гражданина в организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, при необходимости также направлять гражданина на прохождение обучения предпринимательским компетенциям, проводимого организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (п.1.14.5).

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ от имени своей семьи обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Из содержания данного заявления следует, что супруг ФИО1-ФИО17 выразил согласие на заключение социального контракта.

В анкете о семейном и материальном-бытовом положении, являющегося приложением к заявлению, указано, что семья ФИО1 состоит из 4-х человек: ФИО11987 года рождения (глава), ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж), ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дошкольник), ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (школьник). ФИО1 трудоустроена в ООО «ЦСК», находится в отпуске по уходу за ребенком, ФИО17 работает у ИП ФИО10, имеют высшее образование. ФИО1 имеет доход ежемесячно в размере 14 000 руб., 5600 руб., 11 000 руб. ФИО17- 1400 руб. в месяц. На праве собственности ФИО1 принадлежит 1/5 доля в праве собственности на квартиры по адресу: <Адрес>, ФИО17- земельный участок площадью 0, 35 га, категория земель: земли сельхозназначения по адресу: Мысовское сельское поселение Краснокамский муниципальный район. Направление предполагаемой деятельности по выходу из трудной жизненной ситуации: оказание юридических услуг в сфере строительства (л.д. 66-72 том 1).

К указанному заявлению приложены:

- справка ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой семья ФИО1 является малоимущей, среднедушевой доход семьи- 4344, 06 руб. Справка дана на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73 том 1);

- копия паспорта ФИО1 с отметкой о регистрации по адресу: <Адрес> (л.д. 74-75 том 1);

-уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 76 том 1);

- копия паспорта ФИО17 с отметкой о регистрации по адресу: <Адрес>, <Адрес><Адрес> (л.д.77-78 том 1);

-страховое свидетельство ФИО3 (л.д. 79 том 1);

- свидетельство о постановке на учет ФИО21 в налоговой органе (л.д. 30 том 1);

- договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что ФИО12 передал ФИО1 и членам ее семьи: ФИО17, 2-м несовершеннолетним детям во владение и пользование однокомнатную <Адрес>, 7 кв.м. по адресу: <Адрес> за плату для проживания в нем. Согласно п. 4.1 указанного договора плата за пользование помещением составляет 15 000 руб. (л.д. 81-82 том 1);

-приказ ООО «Центр строительного консультирования» о предоставлении начальнику отдела ценообразования в строительстве ФИО1 отпуска по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 83 том 1);

-справка ООО «ЦСК» об отсутствии доходов у ФИО1 по месту работы за 2022 г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84 том 1);

- копия трудовой книжки ФИО1 (л.д. 85-93 том 1);

-копия диплома о наличии у ФИО18 (ФИО22) А.Ю. высшего образования по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификация: инженер (л.д. 94-95 том 1);

-свидетельство о получении ФИО18 (ФИО22) А.Ю. квалификации «Сметчик» (л.д. 96 том 1);

-справка ИП ФИО10 о доходах ФИО17, из содержания которой следует, что ежемесячный доход ФИО17 составляет 1400 руб. (л.д. 97 том 1);

-копия диплома о наличии у ФИО17 высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», квалификация «юрист» (л.д. 98-99);

-свидетельство о заключении ДД.ММ.ГГГГ брака между ФИО13 и ФИО17 (л.д. 100 том 1);

-свидетельства о рождении детей: ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать-ФИО23 (ФИО18) А.Ю., отец-ФИО15); ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать – ФИО1, отец-ФИО17, 101-102 том 1);

-реквизиты счета (л.д. 103 том 1);

-бизнес план профессиональной деятельности по оказанию юридических услуг в сфере строительства, из содержания которого следует, что ФИО1 (автор проекта, инженер-строитель) и ФИО17 (помощник, юрист) дают устную или письменную консультацию, при необходимости составляют правовые документы (исковое заявление, жалоба и т.п.), а также представляют интересы контрагентов (клиентов) в судебных инстанциях различных уровней. Схематично: разовые консультации по общим вопросам, составление договоров, претензий, жалобы, исковых заявлений и т.д., представление интересов клиентов в суде.

Из п. 1.3 плана следует, что ФИО1 планирует регистрацию в качестве плательщика налога на профессиональный доход

Согласно содержанию раздела 5 «Финансовый план. Капитальные затраты на открытие профессиональной деятельности» общие затраты на открытие профессиональной деятельности составляют 250 653 руб., в том числе на заключение договора аренды помещения по адресу: <Адрес> ДК Ленина. Стоимость помещения 10 кв.м.- 5500 руб. в месяц, приобретение оргтехники, необходимой мебели, хозяйственных и канцелярских товаров (л.д. 104-118 том 1).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО18 (ФИО23) А.Ю. является собственником 1/5 доли в общей долевой собственности на квартиру площадью 73 кв.м по адресу: <Адрес> (л.д. 18-21 том 1).

Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> по Чайковскому городскому округу, Межрайонного территориального управления Министерства социального развития <Адрес> запросы об обращении ФИО1, ФИО17 с заявлениями о заключении социального контракта (л.д. 64-65 том 1)

Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес> по Чайковскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на вышеуказанный запрос о том, что ФИО1, зарегистрированная по адресу: <Адрес>, на учете в территориальном управлении не состоит и за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракт в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта» не обращалась (л.д. 62 том 1)

Межрайонным территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ ТУ МСР <Адрес> сообщено о том, что ФИО17, зарегистрированный по адресу: <Адрес>, д. Григорова, <Адрес> за предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта» не обращался (л.д. 63 том 1).

На заседании комиссии по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление ФИО1 о заключении социального контракта, анкета о социально-бытовом положении, лист собеседования.

Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу: <Адрес>. Семья ФИО1 является малоимущей, заявительница трудоустроена, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, супруг трудоустроен, воспитывают двоих несовершеннолетних детей. Заявитель для преодоления трудной жизненной ситуации, повышения уровня доходов семьи планируется зарегистрироваться в качестве самозанятой и открыть кабинет юридических услуг в сфере строительства. При заключении социального контракта планирует стабилизировать свое финансовое положение единовременной выплатой в размере до 250 000 руб. для ведения деятельности в качестве самозанятой, увеличить доход, выйти из трудной жизненной ситуации. В соответствии с п. 2.1 Порядка для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин представляет в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <Адрес> (далее - МФЦ) заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. Справка о среднедушевом доходе семьи выдана территориальными органами <Адрес> и содержит сведения о регистрации по месту жительства по адресу: <Адрес>.

По итогам рассмотрения заявления комиссией принято решение об отказе ФИО1 в заключении социального контракта в связи с необходимостью обращения с данным заявлением по месту жительства (л.д. 61 том 1)

Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ФИО1 уведомление об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на основании ст. 2, п. 2.1 Порядка -п, поскольку заявителем предоставлены недостоверные сведения о месте своего жительства. Согласно полученной информации ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства: <Адрес>, документ, подтверждающие факт жительства на территории <Адрес> не представлены (л.д. 7, 59,60 том 1).

Согласно справке отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по <Адрес>ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <Адрес>, ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <Адрес>, д. Григорова <Адрес> (л.д. 22 том 1).

Как следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания и , ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <Адрес> (л.д. 210, 248 том 1).

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась от имени своей семьи в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и приложила к нему пакет документов (л.д. 203-209 том 1).

Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес>ФИО1 отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с нерентабельностью бизнес плана по причине отсутствия опыта и квалификации работы в заявленном формате деятельности, о чем она уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16 том 1)

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в третий раз обратилась от имени своей семьи обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 183-184 том1).

К указанному заявлению ФИО1 приложены, в том числе:

-анкета о семейном и материально-бытовом положении;

-справки 2 НДФЛ;

-лист собеседования, в котором указано на то, что в семье имеются финансовые сложности. Она имеет инженерное образование, у супруга юридическое образование, однако денег, чтобы открыть свой юридический кабинет не хватает, реализация бизнес плана поможет семье больше зарабатывать и выйти из статуса малоимущей семьи (л.д. 187 об.);

- копия диплома о наличии у ФИО18 (ФИО22) А.Ю. высшего образования по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификация: инженер (л.д.171-172 том 1);

-свидетельство о получении ФИО18 (ФИО22) А.Ю. квалификации «Сметчик» (л.д. 174 том 1);

- копия диплома о наличии у ФИО17 высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», квалификация «юрист» (л.д. 175 то 1)

-копия трудовой книжки ФИО17 (л.д. 175-176 том 1);

-пояснительная записка к заявлению о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в которой она указала о том, что ею приложены документы подтверждающие наличие у нее высшего строительного образования, а у ее супруга - высшего юридического образования, а также копии трудовых книжек, подтверждающих наличие у нее 13-летнего стажа работы по специальности, а у супруга – 21 год. Они планируют оказывать совместно профессиональную квалифицированную юридическую помощь в сфере строительства физическим и юридическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку имеют совместный опыт профессионального сотрудничества по нескольким гражданским делам, где она подготавливала расчеты по убыткам, смету на восстановление квартиры, а ее супруг являлся представителем истца по данному делу. К указанной пояснительной записке приложена копия решения Мотовилихинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. 170-182 том 1)

-справка ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой семья ФИО1 является малоимущей, среднедушевой доход семьи- 6 301, 65 руб. Справка дана на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133 том 1);

-справка ИП ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ о готовности сдать ФИО1 в аренду нежилое помещение (офис) площадью 10 кв.м. в субаренду с оплатой по договору в размере 5 500 руб. в месяц (л.д. 189 том 1);

-бизнес план (л.д. 190-201 том 1).

На заседании комиссии территориального управления Министерства социального развития <Адрес> по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление ФИО1 с документами рассмотрено.

Из содержания выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу: <Адрес>. Семья ФИО1 является малоимущей, заявительница трудоустроена, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, супруг трудоустроен, воспитывают двоих несовершеннолетних детей. Заявитель для преодоления трудной жизненной ситуации, повышения уровня доходов семьи планируется зарегистрироваться в качестве самозанятой и открыть кабинет юридических услуг в сфере строительства. При заключении социального контракта планирует стабилизировать свое финансовое положение единовременной выплатой в размере до 250 000 руб. для ведения деятельности в качестве самозанятой, увеличить доход, выйти из трудной жизненной ситуации. На рассмотрение комиссии представлены заявление, анкета о социально - бытовом положении, лист собеседования, бизнес-план. Заявителем планируется регистрация в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации и от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. .

Для оказания квалифицированной юридической помощи необходимо иметь соответствующее образование, и опыт работы в данной сфере.

Заявителем представлен диплом об образовании с квалификацией «Инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и свидетельство с квалификацией «Сметчик», документ об образовании в сфере юриспруденции отсутствует.

Членами комиссии ФИО2 предложено сменить налоговый режим, указанный в бизнес-плане, после чего она сможет привлекать работников с юридическим образованием, на что ФИО2 пояснила, что в настоящее время менять налоговый режим не намерена.

Также в соответствии с п. 1.15.3 Порядка заявитель обязан приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально - производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Заявителем представлена смета затрат, в которой для осуществления деятельности необходимо приобрести компьютерное кресло стоимостью 9480,00 руб., зеркало навесное стоимостью 5150,00 руб., диван для посетителей стоимостью 32550,00 руб., доску магнитно-маркетную стоимостью 8387,00 руб. Данные предметы не участвуют, в непосредственном рабочем процессе. ФИО2 пояснила, что данная мебель необходима для осуществления ее деятельности в сфере оказания юридических услуг. Членами комиссии необходимость приобретения мебели, представленной в смете, не усмотрена. ФИО1 рекомендовано доработать бизнес-план и обратиться с заявлением повторно.

Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес> принято ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в заключении социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности в связи с признанием низкорентабельным бизнес планом, отсутствия у заявителя образования в планируемой сфере деятельности и необоснованной сметой затрат (л.д. 63-65 том 2)

Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление , в котором ей сообщено об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности. Основанием для принятия данного решения послужило то, что ею не обоснована необходимость приобретения мебели, не участвующей в непосредственном рабочем процессе, не представлены документы об образовании и опыте работе, в частности юрист должен иметь понимание общей структуры законодательных актов, компетенции, роль судебных инстанции и др. На комиссии территориального управления приведены доводы о том, что данными знаниями обладает ее супруг, однако планируется регистрация в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, при этом лица, применившие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» не имеют право привлекать наемный труд. В соответствии с п.1.2 Порядка -п условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в <Адрес>. На дату рассмотрения заявления комиссией территориального управления статус малоимущей семьи не установлен (л.д. 129 том 1).

Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление № , в котором ей сообщено о том, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией территориального управления в ее присутствии рассмотрено ее заявление и представленные документы. Необходимость приобретения мебели, не участвующей в непосредственном рабочем процессе ею не обоснована, не представлены документы об образовании и опыте работы, в частности юрист должен иметь понимание общей структуры законодательных актов, их положение и иерархию, структуру государственных органов, компетенции, роль судебных инстанции и др. На комиссии территориального управления ею приведены доводы о том, что данными знаниями обладает ее супруг, однако планируется регистрация в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, при этом лица, применившие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» не имеют права привлекать наёмный труд. В соответствии с п.1.2 Порядка -п условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в <Адрес>. На дату рассмотрения заявления комиссией территориального управления статус малоимущей семьи не установлен. На основании изложенного, комиссией территориального управления принято решение об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 14-16, 130 том 1).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждённого Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин представляет в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <Адрес> (далее - МФЦ) либо в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал) заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление) от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи.

В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Заявление заполняется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К заявлению прилагаются письменные согласия или согласия в форме электронного документа совершеннолетних членов семьи гражданина или их законных представителей на обработку персональных данных (при наличии таких лиц).

Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно к документам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, гражданином представляется бизнес-план.

Одновременно с заявлением, поданным в орган социальной защиты населения непосредственно или через МФЦ либо посредством Единого портала, гражданин представляет: копию паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации; копии паспортов детей, достигших возраста 14 лет, и иных совершеннолетних членов семьи.

В соответствии с п.2.3 Порядка № 441-п гражданин несет ответственность за достоверность представленных сведений, а также документов, в которых они содержатся.

На основании п.2.5 Порядка № 441-п орган социальной защиты населения вправе провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) представленных гражданином сведений, указанных в заявлении: о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

Согласно п.2.8 Порядка № 441-п гражданин вправе представить документы, подтверждающие сведения, указанные в пунктах 2.1, 2.5 настоящего Порядка, по собственной инициативе при подаче заявления.

Орган социальной защиты населения рассматривает документы, указанные в пункте 2.9 настоящего Порядка, и принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта в срок, обеспечивающий соблюдение срока для направления гражданину уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, предусмотренного пунктом 2.15 настоящего Порядка.

Решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта оформляется протоколом, который подписывается руководителем органа социальной защиты населения.

В решении о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта указываются вид, размер и срок предоставления государственной социальной помощи.

В соответствии с п. 2.14 Порядка -п основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта является предоставление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжаловано в установленном действующим законодательством порядке.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме гражданину органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина не позднее чем через 10 дней после обращения гражданина и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан гражданину не позднее чем через 30 дней после дня подачи заявления.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта письменное уведомление об этом направляется гражданину с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Судом установлено, что ФИО11 обратилась 14 апреля 2022 г. с заявлением с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта с приложением всех документов согласно постановлению Правительства Пермского края от 30 июня 2021 г. № 441-П «Об утверждении порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта», в том числе с приложением договора найма жилого помещения по адресу: <Адрес>18 и копиями паспортов ФИО1 и ФИО17, из содержания которых следовало о том, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <Адрес>, ФИО17 по адресу: <Адрес>, д. Григорова <Адрес>.

Документов, подтверждающих регистрацию ФИО11 и ФИО3 по месту пребывания по адресу: <Адрес>, не представлено.

Решением ТУ МСР ПК по г. Перми 22 апреля 2022 г., изложенного в протокольной форме, ФИО11 отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктами 2.1, 2.14 Порядка № 441-п, поскольку заявителем предоставлены недостоверные сведения о месте своего жительства. Согласно полученной информации ФИО11 имеет регистрацию по месту жительства: <Адрес>, документы, подтверждающие факт жительства на территории <Адрес>, не представлены.

Указанное решение является законным и обоснованным, прав и законных интересов ФИО1 не нарушает.

По общему правилу место жительства граждан определяется их регистрацией по месту жительства. Место жительства в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определяется жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на выбор передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Таким образом, регистрация является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Поскольку ФИО1 при подаче заявления в апреле 2022 г. не представлено доказательств регистрации по месту пребывания в <Адрес>, при этом имелись сведения о регистрации ФИО1 и членов ее семьи в <Адрес>, у ТУ МСР ПК по <Адрес> имелись законные основания для принятия оспариваемого решения.

На основании вышеизложенного, требования ФИО1 о признании незаконным решения Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

ФИО1 просит признать незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

Из содержания данного решения от ДД.ММ.ГГГГ, изложенного в протокольной форме, и уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отказано в предоставлении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности в связи с признанием низкорентабельным бизнес плана, отсутствия у заявителя образования в планируемой сфере деятельности и необоснованной сметой затрат, а также по причине того, что семья ФИО1 не является малоимущей.

Вместе с тем, положениями п. 2.14 Порядка -п таких оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта не предусмотрено.

Вопреки позиции ответчика, сведения об образовании и опыте работы ее и супруга представлены ФИО1 в полном объеме. Отсутствие высшего юридического образования не является препятствием для оказания ею юридических, консультационных услуг в сфере строительства, поскольку действующее гражданское процессуальное законодательство позволяет оказывать юридические услуги, услуги представительства лицам, у которых высшее юридическое образование отсутствует. Необоснованность приобретения мебели в бизнес плане, например дивана, может являться основанием для снижения размера государственной социальной помощи, а не основанием для отказа в ее предоставлении, так как размер денежной выплаты гражданину с целью осуществления им предпринимательской деятельностью определяется органом социальной защиты населения. Постановка на учет в качестве самозанятого также не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у ФИО1 высшего образования в профессиональной сфере, в которой она будет получать доход. Доказательств того, что ФИО1 представлены неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, материалы дела не содержат. Согласно справке ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 является малоимущей. Доказательств обратного суду не представлено.

Опубликование ФИО17 в интернете объявлений об оказании им юридических услуг, наличие на сайте ФССП России у ФИО17 непогашенной кредитной задолженности, а также задолженности по уплате налогов и сборов, не свидетельствуют о том, что сведения о доходах семьи ФИО1 предоставлены недостоверные.

Отсутствие программы социальной адаптации не исключает право ФИО1 на заключение социального контракта, поскольку в соответствии с п.2.11 Порядка -п программа социальной адаптации разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с заявителем и при необходимости с органами и организациями, указанными в данном пункте.

Таким образом, разработка программы социальной адаптации входит в компетенцию органа социальной защиты и предшествует заключению с заявителем социального контракта.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО7 ФИО20 о признании незаконным решения Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и возложения обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> принять решение о назначении государственной социальной помощи ФИО1 на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности с последующим его заключением.

При этом принятию решения о заключении социального контракта с ФИО1 должна предшествовать разработка программы социальной адаптации с указанием определенного перечня мероприятий.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление ФИО1 к Территориальному управлению министерства социального развития <Адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности удовлетворить частично.

В удовлетворении требования о признании незаконным решения Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Признать незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

Возложить обязанность на Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> принять решение о назначении государственной социальной помощи ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <Адрес> Коми АССР (паспортные данные серия , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <Адрес>) на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности с последующим заключением социального контракта.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес>.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.