ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3395/19 от 20.08.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-3395/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 августа 2019 года г. Ханты - Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Кошкаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панина Сергея Викторовича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,

установил:

истец Панин Сергей Викторович обратился в суд с иском к ответчику - Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что истец Панин С.В., имея достаточный трудовой стаж, обратился в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от 13.05.2019 года №15-Исх-6586 отказал в присвоении звания, указав, что нагрудный знак «За работу без аварий» 3 степени Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, медаль «300 лет Российскому флоту» не являются ведомственными наградами. Не соглашаясь с принятым решением, истец просит суд признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда».

Истец Панин С.В., надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, при подаче искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие <данные изъяты>

Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил <данные изъяты>

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Панин С.В. обратился в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Истец Панин С.В. имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, что подтверждается его трудовой книжкой <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости <данные изъяты>

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2003 года № 412-п Панин С.В. награждён нагрудным знаком «За работу без аварий» 3 степени <данные изъяты>

Указом Президента Российской Федерации от 07.06.1996 года № 838 истец Панин С.В. награжден медалью «300 лет Российскому флоту», что подтверждено представленным в материалы дела удостоверением серии <данные изъяты>

Письмом от 13.05.2019 года №15-Исх-6586 Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу Панину С.В. звания «Ветеран труда» было отказано, поскольку нагрудный знак «За работу без аварий» 3 степени, медаль «300 лет Российскому флоту» не являются ведомственными наградами в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года №103-п <данные изъяты>

Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 года № 388-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствуют такие ведомственные знаки отличия в труде, как нагрудный знак «За работу без аварий» 3 степени, медаль 300 лет Российскому флоту».

В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 года № 442.

Нормативно-правовое регулирование государственной наградной системы Российской Федерации осуществляется в своей основной части Президентом Российской Федерации.

Согласно утверждённому его Указом от 07.09.2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» Положению о государственных наградах Российской Федерации государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством (пункт 1).

Указом предусматривается, что в государственную наградную систему Российской Федерации входят высшие звания Российской Федерации, ордена Российской Федерации, знаки отличия Российской Федерации, медали Российской Федерации и почетные звания Российской Федерации (пункт 2), при этом из неё исключаются юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями (пункт 3).

Кроме того, пунктом 1 приложения к данному Указу было признано утратившим силу ранее действовавшее Положение о государственных наградах Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 года № 442), в соответствии с которым юбилейные медали Российской Федерации относились к системе государственных наград, в том числе (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.01.1999 года №19) - и юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту».

Таким образом, награждение юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту» не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года № 98 «Об утверждении Примерного положения о нагрудном значке «За работу без аварий» определена категория и условия подлежащих награждению водителей, а сам нагрудный значок и удостоверение к нему по заявкам органов исполнительной власти подлежали изготовлению Департаментом автомобильного транспорта.

Как следует из текста Примерного положения о нагрудном значке «За работу без аварий», им награждались водители автотранспортных средств и организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, работающие без нарушений дорожно - транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и производственной дисциплины, при непрерывном стаже водителя в данном предприятии (организации) не менее 3 лет. Нагрудный значок имел 3 степени, которые определялись по продолжительности проезда без аварий и нарушений: 3 степени - 200 тыс. км, 2 степени- 300 тыс. км. и 1степени- 500 тыс. км.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2001 года № 181 была утверждена Инструкция о порядке награждения ведомственными нагрудными значками «За работу без аварий», также 3-х степеней, где указано, что такой значок является ведомственным знаком (значком) отличия.

В силу пункта 5 названного Примерного положения о нагрудном значке «За работу без аварий», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года № 98, решение о награждении принималось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ, то есть решение о награждении ведомственной наградой Российской Федерации было делегировано компетентным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года № 98 постановлением Президиума Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.03.2000 года № 5-пп было утверждено Положение о нагрудном значке «За работу без аварий».

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 20.10.2003 года № 412-п, которым ряд водителей, включая истца, были награждены наградным знаком «За работу без аварий» третей степени, было принято во исполнение Постановления Президиума Правительства Ханты- Мансийского автономного округа от 01.03.2000 года №5-пп.

Таким образом, нагрудный знак «За работу без аварий» 3 степени является ведомственной наградой за отличия в труде.

Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2003 года № 412-п Панин С.В. награждён нагрудным знаком «За работу без аварий» 3 степени, имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет.

При таких обстоятельствах суд исходит из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что нагрудный знак «За работу без аварий» 3 степени Правительства ХМАО-Югры является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», как лицо, награждённое ведомственной наградой за отличия в труде.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется.

Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить полностью иск Панина Сергея Викторовича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры от 13.05.2019 года №15-Исх-6586 (протокол от 08.05.2019 года №16) в присвоении Панину Сергею Викторовичу звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить Панину Сергею Викторовичу звание «Ветеран труда».

Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Панина Сергея Викторовича сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 26 августа 2019 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев