КОПИЯ
Дело № 2-3396/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
при секретаре Кучевой А.С.,
с участием помощника прокурора Леушиной Е.М.,
представителей ответчика ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пермского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Платошинского сельского поселения об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения населения,
установил:
Заместитель прокурора Пермского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее – истец), обратился в суд с исковым заявлением к администрации Платошинского сельского поселения (далее – ответчик) об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения населения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Пермского района рассмотрено коллективное обращение жителей <адрес> о прекращении поставки газа в многоквартирные жилые дома, расположенные в <адрес> установлено, что газоснабжение жилых домов № до 2018 года осуществлялось путем поставки сжиженного углеводородного газа в групповые резервуарные установки (далее – ГРУ). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Уралгазсервис» уведомило ответчика о приостановлении подачи сжиженного газа, реализуемого из ГРУ, для населения <адрес> на неопределенный срок ввиду отсутствия балансового газа и прекращения поставок ресурса обществу. Прокуратурой района в 2019 году обжаловано в судебном порядке бездействие ООО «Уралгазсервис» по поставке сжиженного газа, которое признано судом незаконным. Между тем, в ходе проверки установлено, что одной из причин прекращения поставки газа явилось непроведение органом местного самоуправления экспертизы промышленной безопасности используемых для размещения газа ГРУ. Отсутствие в настоящее время документов, подтверждающих безопасную эксплуатацию ГРУ, влечет невозможность предоставления услуги газоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных домах по указанным адресам. Каких-либо мер, направленных на организацию газоснабжения, ответчиком принято не было. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы поселения прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого мер к проведению экспертизы промышленной безопасности принято не было. Согласно техническим паспортам дома № № по <адрес> оснащены системой газоснабжения. Непринятие органом местного самоуправления исчерпывающих мер, направленных на организацию газоснабжения населения, влечет нарушение жилищных прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Помощник прокурора Леушина Е.М. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика глава администрации Платошинского сельского поселения ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что администрацией поселения совершены действия по проектированию схемы газоснабжения, которая, в том числе, охватывает 4 дома, указанные в иске. С целью централизованного обеспечения населения <адрес> природным газом ДД.ММ.ГГГГ подготовлена и согласована с Пермским районным филиалом АО «Газпром газораспределение Пермь» проектная документация схемы газоснабжения в <адрес>. Решением Совета депутатов Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема газоснабжения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от ООО «ГНГ-Пермь» получено коммерческое предложение на разработку проекта газопровода высокого давления с выполнением комплекса инженерных изысканий. В настоящее время прорабатывается вопрос обеспечения данного направления газоснабжения населения <адрес> бюджетными средствами. Бюджетные средства в 2022 году не будут выделены на данные цели, в 2022 году возможно будет заложить денежные средства на проектирование для заключения контракта. Администрация сельского поселения не является эксплуатирующей организацией в сфере газоснабжения, следовательно, не может нести ответственность за осуществление всех работ, необходимых для безопасной эксплуатации газопровода (л.д. 98-99).
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения. Таким полномочием, помимо прочего, является разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6.1 части 1 статьи 17 названного Федерального закона).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, в статье 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» провозглашены принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации. Одним из таких принципов является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом (статья 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Правила охраны газораспределительных сетей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878.
Согласно пункту 1 Правил охраны газораспределительных сетей, данные Правила, разработанные на основании Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», помимо прочего, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей эксплуатационной организацией газораспределительной сети является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть собственник этой сети либо организация, заключившая с собственником сети договор на ее эксплуатацию.
В судебном заседании установлено, что жилые дома № № по <адрес> оборудованы сетевым газоснабжением, что подтверждается техническими паспортами (л.д. 65-89).
Согласно выписке из ЕГРН, собственником газопровода по адресу: <адрес> является муниципальное образование «Платошинское сельское поселение».
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Пермского края поступило обращение ФИО3 о прекращении поставки сжиженного газа в <адрес> (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Пермского района поступило аналогичное обращение от ФИО4 о прекращении поставки сжиженного газа в <адрес> (л.д. 7).
Из письма администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в прокуратуру Пермского района, следует, что газоснабжение жилых домов №, № по <адрес> осуществляется поставщиками газа, оказывающими непосредственное предоставление населению услуг газоснабжения путем поставки сжиженного углеводородного газа в ГРУ. Договоры на поставку заключены ООО «Уралгазсервис» напрямую с собственниками помещений многоквартирных домов. Согласно письму ООО «Уралгазсервис» от ДД.ММ.ГГГГ№ снабжение сжиженным газом населения в <адрес> приостановлено на неопределенный срок ввиду отсутствия балансового газа и необеспечения сжиженным газом поставщиков, осуществляющих предоставление населению услуг газоснабжения. ГРУ принадлежат на праве муниципальной собственности администрации Платошинского сельского поселения. Между администрацией и ООО «Газпром газораспределение Пермь» заключен муниципальный контракт №П/ТО-П-3-11 на техническое обслуживание, аварийно-диспетчерское обслуживание газопроводов, сооружений на участке газового оборудования по адресу: <адрес> По вопросу снабжения сжиженным газом населения <адрес> администрацией поселения проведены телефонные переговоры по вопросу поставки газа с ООО «Техногазсервис», получен ответ, что предельная розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению Пермского края, установлена в размере 32,14 руб. за 1 куб.м. Закупочная цена у оптовых поставщиков сжиженного газа установлена 34,20 за 1 кг. В связи с отсутствием балансового газа поставщики газа, осуществляющие непосредственное предоставление населению услуг газоснабжения, не имеют возможности осуществлять поставку сжиженного углеводородного газа для населения в <адрес> (л.д. 15-16, 17-19).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Платошинского сельского поселения прокуратурой Пермского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения (л.д. 11-13).
Из ответа администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на внесенное представление следует, что администрацией поселения в адрес ООО «Уральская газовая компания», ООО «Техногазсервис», ООО «Транспорт-газ», ООО «Индустрия города», ООО ТД «Ардо», ООО «Виадук» были направлены предложения о рассмотрении возможности поставки сжиженного углеводородного газа в ГРУ по <адрес> в <адрес>. От ООО «Техногазсервис» поступил ответ об имеющейся возможности поставки газа по цене 34,20 руб. за 1 кг. при условии заключения договора с юридическим лицом. ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения направила в адрес управляющей организации ООО «Стройтехсервис» письмо о рассмотрении вопроса о заключении договора на поставку газа для оказания коммунальных услуг газоснабжения в многоквартирные дома № по <адрес> в <адрес> с ООО «Техногазсервис» (л.д. 30-31).
Из письма Ростехнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Платошинского сельского поселения является собственником и организацией, эксплуатирующей ГРУ. Филиал АО «Газпром газораспределение Пермь» проводит работы по техническому обслуживанию и ремонту ГРУ и газопроводов. В отношении ГРУ, посредством которой осуществлялась поставка сжиженного углеводородного газа в жилые дома в <адрес>, определен разрешенный срок эксплуатации до сентября 2018 года. В октябре 2018 года ООО «Уралгазсервис» в адрес администрации направило письмо о предоставлении заключения экспертизы промышленной безопасности с установленным сроком безопасной эксплуатации ГРУ, однако письмо оставлено без ответа. Отсутствие данных документов явилось основанием для прекращения поставок сжиженного газа с ноября 2018 года по настоящее время (л.д. 34-35).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Пермского края поступило обращение от ФИО4 о бездействии главы Платошинского сельского поселения по вопросу газоснабжения домов №, 7, 9, 11 по <адрес> в <адрес> (л.д. 32).
Согласно письму администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ГРУ, состоящие из двух емкостей, входят в состав имущественного производственного комплекса - газопровод к домам № по <адрес> в <адрес>. В 2007 году газопровод был передан на баланс администрации поселения, с указанного времени непрерывные поставки сжиженного газа осуществлялись газоснабжающими организациями напрямую потребителям-жильцам многоквартирных домов по <адрес> образом, организация, осуществляющая транспортировку газа по газопроводу и техническое обслуживание последнего, является и эксплуатирующей организацией в сфере газоснабжения. Соответствующая специализированная организация несет ответственность за осуществление всех работ, необходимых для безопасной эксплуатации газопровода и сооружений на нем. Администрация сельского поселения не располагает информацией о пригодности для безопасной эксплуатации ГРУ, посредством которых осуществляется поставка газа, ввиду отсутствия документов о проведенных соответствующих освидетельствованиях и экспертизах промышленной безопасности газопровода (л.д. 36-37).
Решением Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Пермского района Пермского края к ООО «Уралгазсервис». Бездействие ООО «Уралгазсервис» по поставке сжиженного углеводородного газа, реализуемого из ГРУ, для коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в домах №, 7, 9, 11 по <адрес> в <адрес>, ввиду прекращения поставок сжиженного газа и в отсутствие обеспечения сжиженным углеводородным газом поставщиков признано незаконным. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-50).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Платошинского сельского поселения прокуратурой Пермского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения (л.д. 38-43), в котором указано, что ГРУ в пользование специализированной организации по договору не переданы, соответственно, эксплуатационной организацией выступает собственник имущества - администрация Платошинского сельского поселения. В связи с этим проведение экспертизы промышленной безопасности резервуаров подлежит за счет средств органа местного самоуправления. Администрацией сельского поселения не предпринято достаточных мер по организации газоснабжения на территории поселения путем приведения ГРУ в пригодное для использования состояние (л.д. 38-43).
Из ответа администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на внесенное представление следует, что услуга газоснабжения к домам №, 7, 9, 11 по <адрес> в <адрес> до ноября 2018 года осуществлялась через ГРУ. Согласно решению Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие ООО «Уралгазсервис» по поставке сжиженного газа в дома № № по <адрес> в <адрес>. Соответственно, именно ООО «Уралгазсервис» является организацией, эксплуатирующей газовое оборудование по <адрес>, обязанность по переосвидетельствованию ГРУ по <адрес> должна быть возложена на эксплуатирующую организацию (л.д. 44-45).
ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов Платошинского сельского поселения № утверждена схема газоснабжения <адрес> (л.д. 100-136).
ДД.ММ.ГГГГ гражданами <адрес> подано коллективное обращение по поводу прекращения поставки сжиженного газа к домам №, 7, 9, 11 в Пермскую природоохранную прокуратуру, главе администрации Пермского муниципального района, начальнику ГУ МЧС России по Пермскому краю (л.д. 51-52).
Из ответа администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с целью централизованного обеспечения населения <адрес> природным газом ДД.ММ.ГГГГ подготовлена и согласована с Пермским районным филиалом АО «Газпром газораспределение Пермь» проектная документация схемы газоснабжения в <адрес>. Решением Совета депутатов Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема газоснабжения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от ООО «ГНГ-Пермь» получено коммерческое предложение на разработку проекта газопровода высокого давления с выполнением комплекса инженерных изысканий, стоимость которого составляет 816 188 руб. В настоящее время прорабатывается вопрос обеспечения данного направления газоснабжения населения бюджетными средствами. Проблема безопасной эксплуатации газового оборудования в многоквартирных домах остается актуальной, наиболее рациональным решением в данной ситуации остается переустройство жилых помещений путем замены газовых плит на электрические плиты (л.д. 53-56).
Решением Совета депутатов Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с низкой доходной частью бюджета Платошинского сельского поселения на 2022 год и плановый 2023-2024 годы в удовлетворении ходатайства главы сельского поселения о выделении средств из бюджета Платошинского сельского поселения на проектирование системы газоснабжения старой части <адрес> отказано.
Разрешая исковые требования, суд приходит к следующему.
Установлено, что собственником газопровода по адресу: <адрес> является муниципальное образование «Платошинское сельское поселение» в лице администрации Платошинского сельского поселения.
Ранее поставка газа обеспечивалась ООО «Уралгазсервис», однако в 2018 году поставка газа в жилые дома №, расположенные в <адрес>, прекращена в связи с истечением разрешенного срока эксплуатации ГРУ и необходимостью предоставления заключения экспертизы промышленной безопасности с установленным сроком безопасной эксплуатации ГРУ.
Данные обстоятельства являются причиной неисполнения решения Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования прокурора Пермского района Пермского края к ООО «Уралгазсервис» о признании незаконным бездействия ООО «Уралгазсервис» по поставке сжиженного углеводородного газа, реализуемого из ГРУ, для коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в домах № по <адрес> в <адрес>, что следует из письма Ростехнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время поставка газа в жилые дома №, расположенные в <адрес>, прекращена, договоры на поставку газа, на ремонт и обслуживание газопровода администрацией Платошинского сельского поселения с соответствующими организациями не заключены, что следует из писем администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также из письма Ростехнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и представления прокурора Пермского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку собственником газопровода является администрация Платошинского сельского поселения, то именно она в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания, принадлежащего ей имущества.
По существу, администрация Платошинского сельского поселения не располагает информацией о пригодности для безопасной эксплуатации ГРУ, посредством которых осуществляется поставка газа, ввиду отсутствия документов о проведенных соответствующих освидетельствованиях и экспертизах промышленной безопасности газопровода, что подтверждается письмом администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
Это же следует из пояснений представителей ответчика, данных в ходе разбирательства дела.
Исходя из позиции ответчика, выраженной письме администрации Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и подтвержденной представителями ответчика в ходе разбирательства дела, наиболее рациональным решением данной проблемы является переустройство жилых помещений путем замены газовых плит на электрические плиты.
Вместе с тем, каких-либо мер к реализации данного решения администрацией Платошинского сельского поселения в установленном порядке не принято, тогда как сами граждане-жильцы многоквартирных домов №, расположенных в <адрес>, не имеют такой возможности и, более того, настаивают на возобновлении поставок газа по сетям, которыми оборудованы многоквартирные жилые дома.
По существу, администрация Платошинского сельского поселения, будучи собственником газопровода, устранилась от несения бремени содержания данного газопровода и не заключила со специализированной организацией договор на эксплуатацию принадлежащего ей на праве собственности газопровода.
Администрация Платошинского сельского поселения считает более приоритетным строительство нового газопровода для старой части <адрес>, к которой относятся многоквартирные дома № № по <адрес>.
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <адрес> не разработана и не утверждена.
На текущий момент Решением Совета депутатов Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема газоснабжения <адрес>, что является реализацией одного из полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Следует отметить, что данная схема утверждена по прошествии длительного периода времени после прекращения поставок газа (более 1 года), при этом кроме утверждения схемы никаких иных мер на текущий момент не принято. Как было указано выше, решением Совета депутатов Платошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с низкой доходной частью бюджета Платошинского сельского поселения на 2022 год и плановый 2023-2024 годы в удовлетворении ходатайства главы сельского поселения о выделении средств из бюджета Платошинского сельского поселения на проектирование системы газоснабжения старой части <адрес> отказано.
Из пояснений представителей ответчика в ходе разбирательства дела установлено, что денежные средства на указанные цели могут быть предусмотрены в бюджете лишь в 2022 году с возможностью их расходования в 2023 году (на разработку проекта системы газоснабжения). Вместе с тем, данные доводы носят вероятностный характер и не свидетельствуют об их неизбежной исполнимости.
Следует отметить, что схема газоснабжения охватывает часть <адрес>, в том числе жилые дома, не оборудованные системами газоснабжения, но оборудованные иными инженерными сетями, компенсирующими отсутствие системы газоснабжения для пищеприготовления, тогда как жилые дома № по <адрес> иными системами пищеприготовления, альтернативными системам газоснабжения, не оборудованы, при этом никаких мер по устранению прав граждан в данной ситуации администрация не предпринимает, несмотря на обращения граждан и меры прокурорского реагирования.
Намерение администрации Платошинского сельского поселения обеспечить газификацию части населенного пункта соответствует содержанию полномочий и обязанностей, закрепленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако на момент рассмотрения дела судом намерение администрации Платошинского сельского поселения остается всего лишь намерением, не получившим воплощения в жизнь, при этом даже позитивные намерения не могут служить основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом, в частности, обязанности организовать газоснабжения населения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом суд учитывает, что альтернативных источников пищеприготовления жильцы домов №, расположенных в <адрес>, не имеют. При этом, будучи собственниками либо нанимателями жилых помещений в указанных домах, оборудованных системой газоснабжения, жильцы данных домов вправе рассчитывать на поставку им газа для соответствующих бытовых нужд и не обязаны в сложившейся ситуации самостоятельно переоборудовать жилые помещения вопреки своей воле, тогда как соответствующих мер на переоборудование жилых помещений со стороны администрации сельского поселения не принято, какой-либо альтернативный вариант решения длящейся на протяжении нескольких лет проблемы со стороны администрации поселения не предложено.
План развития поселения, модернизации коммунальной инфраструктуры поселения не исключает необходимость исполнения органом местного самоуправления предусмотренных законом обязанностей в рассматриваемой ситуации.
При этом суд акцентирует внимание на том обстоятельстве, что предметом заявленных прокурором требований является не возложении на ответчика обязанности провести экспертизу промышленной безопасности системы газоснабжения.
Действительно, в силу положений, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», обязанность обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов возлагается на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Ранее такой организацией являлось ООО «Уралгазсервис», однако в настоящее время ГРУ в пользование специализированной организации по договору не переданы, возможность проведения соответствующей экспертизы не обеспечена, иное альтернативное решение возникшей спорной ситуации не предложено и не реализовано.
В целом, установленные в ходе разбирательства дела обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что администрацией Платошинского сельского поселения не принято надлежащих мер для исполнения установленных законом обязанностей по организации газоснабжения населения в <адрес>, а именно: не приняты меры, направленные на организацию газоснабжения домов №, 7, 9, 11 по <адрес> в <адрес>, несмотря на обращения граждан и меры прокурорского реагирования.
При таких обстоятельствах, заявлены прокурором исковые требования о возложении на ответчика обязанности организовать газоснабжение многоквартирных домов № по <адрес> подлежат удовлетворению. Поскольку именно администрация сельского поселения является собственником газопровода для указанных домов, именно в ее обязанности входит обеспечение надлежащей безопасной эксплуатации данной системы газоснабжения на территории поселения в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом выбор способа исполнения данной обязанности принадлежит администрации Платошинского сельского поселения. Это может быть заключение договора на поставку газа, заключение договора со специализированной организацией на проведение экспертизы технической безопасности газопровода, заключение договора со специализированной организацией на модернизацию либо реконструкцию существующей системы газоснабжения многоквартирных домов № по <адрес> (что, безусловно, является менее затратным, чем газификация целого населенного пункта или значительной его части), газификация населенного пункта или его части в соответствии с действующим законодательством либо иной предусмотренный законом способ. Вопрос о возложении на администрацию Платошинского сельского поселения обязанности провести экспертизу промышленной безопасности газопровода и ГРУ предметом исковых требований не является.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Возлагая на ответчика обязанность организовать на территории <адрес> газоснабжение многоквартирных домов № по <адрес>, суд устанавливает срок для исполнения данной, а именно: не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд принимает во внимание пояснения представителей ответчика о том, что экспертиза промышленной безопасности может быть проведена в срок шесть месяцев. Также суд учитывает, что предметом иска является не возложение на ответчика обязанности обеспечить газификацию населенного пункта или его части, в связи с чем при разрешении заявленных требований не учитываются названные представителями ответчика сроки и обстоятельства, связанные с формированием бюджета поселения. Кроме того, суд учитывает, что данная спорная ситуация длится уже более 3 лет без какого-либо ее позитивного исхода. При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности исполнить решение в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ являются разумными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Доказательств в опровержение этих требований стороной ответчика в суд не представлено, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ и несмотря на то, что судом была предоставлена ответчику возможность высказать свои обоснованные возражения по вопросу установления такого срока, а также представить иные доказательства в опровержение заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Пермского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Платошинского сельского поселения обязанность организовать на территории <адрес> газоснабжение многоквартирных домов № по <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (21 декабря 2021 года).
Судья: подпись М.В. Казаков
Копия верна. Судья:
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2021 года.
Судья: М.В. Казаков
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-3396/2021 Пермского районного суда
УИД 59RS0008-01-2021-004439-95