Дело № 2-3397/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июня 2018 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Соколовой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным решения, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области о признании незаконным решения, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и приложил полный пакет документов. Решением территориальной подкомиссии УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ документы были направлены во ФСИН России. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии ФСИН России было принято решение об отказе истцу в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. Также указал, что после подачи документов для постановки на очередь до октября 2017 года на его устные обращения о результате рассмотрения его рапорта ни кто не мог дать ответ. И только ДД.ММ.ГГГГ ему был дан письменный ответ о том, что протоколом заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в постановке на учет, а также сообщено, что выписку пришлют позднее. Не согласившись с указанным решением, истец просил признать его незаконным, обязать поставить с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Истец ФИО1 извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что отсутствуют предусмотренные законом основания для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты. Также пояснила, что действия истца по снятию с регистрационного учета по адресу: Архангельская область, <адрес>, явились ухудшением жилищных условий.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 проходит службу в уголовно-исполнительной системе, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Архангельской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека, включая супругу ФИО5 СтепА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав, что относится к категории граждан, имеющих право на ее получение: сотрудник УИС, имеющий выслугу более 10 лет, ст. 4 п.3 пп 2,3 Федерального закона № 283-ФЗ.
Рассмотрев представленные сотрудником документы, комиссия приняла решение о направлении документов, расчетов на постановку на учет на предоставление единой социальной выплаты в ФСИН России, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, гражданам РФ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.п.2,3 ч. 3 ст. 4 Закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Закона).
В силу п. 8 ст. 4 Закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом к намеренным действиям законодатель отнес в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Перечень действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий сотрудника, исходя из смысла вышеизложенной нормы права, не является исчерпывающим.
Как следует из положений ч. 6 ст. 4 Закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.На основании п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. Исходя из системного толкования вышеизложенных норм права, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Как следует из материалов дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ истец, с ДД.ММ.ГГГГ его супруга, с ДД.ММ.ГГГГ его сын по настоящее время зарегистрированы по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м. Истец и члены его семьи проживают в указанном жилом помещении на основании договора найма на жилое помещение. Распоряжением администрации муниципального образования «Североонежское» <адрес> Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением межведомственной комиссией, <адрес> был признан непригодным для проживания, в связи с пожаром. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в собственности у супруги истца, ФИО5 имеется 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, <адрес> 1 микрорайона в <адрес> Архангельской области, а именно 13,36 кв.м. У истца и его сына ФИО4, согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, в собственности недвижимого имущества не имеется. Отказывая в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, ФСИН России посчитало, что истец с составом семьи 3 человека обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., поскольку в собственности супруги истца имеется 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес><адрес> Архангельской области, а также в пользовании по договору найма квартира в <адрес>. Более того, как пояснил в судебном заседании представитель ответчиков, действия истца, снявшегося с регистрационного учета в поселке Савинский, расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, совершенное с целью быть принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты. Суд не может согласиться с данной позицией стороны ответчика в силу следующего. То обстоятельство, что супруга истца ФИО5 имеет в собственности 1/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, а именно 13,36 кв.м., не является основанием для отказа о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как имеет площадь менее 15 кв.м., как указано в решении. Жилое помещение, находящее по адресу: Архангельская область, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ полностью утрачено по договору найма, в связи с пожаром. Кроме того, вышеуказанное жилое помещение Распоряжением администрации муниципального образования <адрес> Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением межведомственной комиссией, <адрес> был признан непригодным для проживания, что является самостоятельным условием для предоставления единовременной социальной выплаты.Снятие ФИО5 в 2009 году с регистрационного учета по адресу: Архангельская область <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м, в котором были зарегистрированы 4 человека, и его регистрация в жилом помещении по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м. свидетельствует не об ухудшении, а об улучшении жилищных условий.При таких обстоятельствах, отказ в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может быть признан обоснованным, решение комиссии ФСИН России об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным. Таким образом, суд приходит к выводу о праве истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека, возложении на ответчика ФСИН России обязанности поставить ФИО1 с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.Истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.Законом не предусмотрена компенсация морального вреда в случае отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, сведений о нарушении ответчиками личных неимущественных прав истца не представлено.На основании вышеизложенного иск подлежит удовлетворению частично.В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ФСИН России в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить ФИО1 с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
ФИО1 в удовлетворении иска к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2018 года.
Председательствующий И.А. Валькова