копия Мотивированное решение изготовлено 15.12.2018 г. дело № 2-3398/2018 66RS0007-01-2018-001776-57 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Екатеринбург 05 декабря 2018 года Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Усачева А.В. при секретаре судебного заседания Останиной Л.В., с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности 66 АА № от 27.11.2018 года сроком на один год без права передоверия, представителя ответчика МУГИСО - ФИО3, действующей на основании доверенности номер № от 30.05.2018 года, представителя ответчика ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог» - ФИО4, действующей на основании доверенности номер № от 01.01.2018 года выданной сроком до 31.12.2018 года, представителей третьих лиц ОАО «Межрегионльная распределительная сетевая компания Урала» - ФИО5, Министерства финансов СО - ФИО6, МУП «Водоканал» - Возрожденной К.Е., ООО УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» - ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, Резванова Эльбруса Римовича, ФИО8 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» об установлении выкупной стоимости земельных участков, установил: ФИО1, ФИО9, ФИО8 предъявили к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области и ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» иск об установлении выкупной стоимости земельных участков. В обоснование требований указано, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2477 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта. ФИО9 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером №, площадью 5234 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта и с кадастровым номером №, площадью 3043 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта. ФИО8 принадлежат земельные участки с кадастровым номером №, площадью 6481 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта и с кадастровым номером №, площадью 1418 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта. ФИО1, ФИО9 и ФИО8, как собственники указанных земельных участков, в период с декабря 2017 г. по февраль 2018 г. получили от ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» проекты соглашений об изъятии частей принадлежащих им земельных участков на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.06.2017 г. №1182. Изъятию подлежат части земельных участков, которые поставлены на временный кадастровый учет, Управлением проведена оценка рыночной стоимости изымаемых частей земельных участков с привлечением оценщика Бюро оценки «ЛИСНО» (ИП ФИО10). Так, из земельного участка ФИО1 с кадастровым номером №, сформировано два земельных участка с к.н. №, площадью 2381 кв.м. и №, площадью 96 кв.м. Изъятию по соглашению подлежит часть с временным номером: 2631 кв.м. Стоимость изымаемой части 37000 руб. Из земельного участка ФИО9 с кадастровым номером № сформировано два земельных участка с к.н. №, площадью 4973 кв.м. и №, площадью 261 кв.м. Изъятию по соглашению подлежит часть с временным номером № кв.м. Стоимость изымаемой части составляет 275000 руб. Из земельного участка ФИО8 с кадастровым номером №, сформировано три земельных участка с к.н. №, площадью 729 кв.м., № площадью 133 кв.м. и 66:41:0513037:2583, площадью 5619 кв.м. Изъятию по соглашению подлежит часть с временным номером № по цене 53 000 руб.,и № по цене 281200 руб. Истцы не согласны со стоимостью изымаемых у них частей земельных участков, полагают ее определенной ниже рыночной стоимости, а произведенную оценку неправильной. При проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, рассчитывалась рыночная стоимость именно изымаемой части (а не всего участка в целом), без учета вида разрешенного использования исходного земельного участка с нарушением ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 56.8. Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав). Как полагают истцы, в данном случае кадастровая стоимость принадлежащих им земельных участков равна рыночной. В представленных же отчетах стоимость занижена. После получения соглашений истцы, в силу ч. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, 08.02.2018 г. обратились в ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» с предложением об изменении соглашения об изъятии земельных участков в части установления выкупной стоимости, указанное предложение оставлено без удовлетворения. На основании изложенного, ФИО1, ФИО9, ФИО8 просили суд установить выкупную стоимость изымаемых для государственных нужд земельных участков: - с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, в сумме 792516 руб. 40 коп.; - с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО9, в сумме 2154654 руб. 10 коп; - с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО8, в сумме 1097965 руб. 50 коп.; - с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО8, в сумме 6018172 руб. 00 коп. Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении. Истцы ФИО9, ФИО8 и их представитель ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще. Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала, в представленных суду письменных возражениях, объяснениях, данных в судебном заседании, указала, что в соответствии с Положением о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 № 824-ПП Министерство определено как уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «город Екатеринбург». На основании подпункта 8 пункта 9 указанного Положения Министерство осуществляет в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории Свердловской области полномочие по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП утверждена Государственная программа Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года» (ранее действовала программа, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ПП), в соответствии с которой предусмотрено строительство автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга на участке автодороги Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к городу Екатеринбургу от автодороги «Урал», II пусковой комплекс автодорога Подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области. Ответственным исполнителем этой программы является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. Организацией, предоставляющей ходатайство об изъятии земельных участков для строительства автомобильной дороги, является Управление. Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 № 299-ПП утверждена основная часть проекта планировки территории для размещения комплекса линейных объектов автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь-Екатеринбург - автодорога подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» II пусковой комплекс - автодорога подъезд п. Медному - автодорога Екатеринбург-Полевской в Свердловской области и проекта межевания территории для размещения комплекса линейных объектов указанной автомобильной дороги. На основании Постановлений Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ПП, от 31.08.2009 № 1000-ПП, от 27.04.2017 № 299-ПП, а также ходатайства Управления принят Приказ Министерства от 14.06.2017 № 1182 об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков, в том числе и земельных участков, принадлежащих истцам: - № подлежит изъятию 261 кв. м.; - № подлежит изъятию 729 кв. м.; - № подлежит изъятию 133 кв. м.; - № подлежит изъятию 96 кв.; В настоящее время в отношении земельных участков истцов осуществляется административная процедура изъятия. В силу пункта 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, за счет средств организации. Также, подпунктом 6 пункта 2 Приказа Министерства от 14.06.2017 № 1182 предусмотрено осуществление расходов на выкуп земельных участков за счет средств Управления. На основании пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если до дня принятия решения об изъятии земельного участка разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется, исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения (абзац 2 пункта 5 статьи 56.8). Спорные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером №, имеющего вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Возмещению истцам подлежит лишь денежная сумма за изымаемые части земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством. В этой связи, выкупная стоимость земельных участков должна быть определена на основании проведенной судебной экспертизы. Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог» - ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в представленных суду письменных возражениях, объяснениях, данных в судебном заседании, указала, что на основании п. 2, 4, 11, 13 Устава ГКУ СО «Управление автодорог» является государственным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального значения и улучшения их технического состояния. По мнению истцов, стоимость изымаемых земельных участков необходимо рассчитывать исходя из кадастровой стоимости участков. Данная позиция является ошибочной в связи со следующим. Согласно ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом установленных особенностей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с п. 5 ст. 56.8 ЗК РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных нрав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Таким образом, в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается его рыночная стоимость, поэтому кадастровая стоимость земельных участков не может быть включена в размер возмещения за изымаемые земельные участки. Истцами указано, что при проведении оценки рыночной стоимости изымаемых земельных участков данная стоимость рассчитывалась без учета вида разрешенного использования исходных земельных участков, данный довод также является ошибочным, поскольку земельный участок с к.н. № площадью 261 кв.м., принадлежащий ФИО9, был сформирован из земельного участка с к.н. №. На дату принятия решения об изъятии (14.06.2017 г. дата принятия Приказа) участок с кадастровым номером № не был сформирован, в силу чего для соблюдения требований п. 5 ст. 56.8 ЗК РФ при определении его рыночной стоимости оценщиком ИП ФИО10 учитывался вид разрешенного использования исходного земельного участка № - для размещения иных объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (с. 30 отчета № 1705-12-07). Оценщиком были подобраны соответствующие объекты -аналоги именно исходя из данного вида разрешенного использования. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 729 кв.м.. принадлежащий ФИО8, сформирован из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6481 кв.м. с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта. По информации предоставленной филиалом ФГБУ «ФПК Росреестр» (письмо № 2.4-18299-АД/17@ от 17.11.2017 г.) у земельного участка с кадастровым номером № была произведена смена разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «обслуживания автотранспорта». Дата внесения указанных выше изменений 20.06.2017 г. Следовательно, в целях определения размера возмещения, оцениваемый земельный участок следует отнести к земельным участкам категории земель - земли населённых пунктов с разрешенным использованием — для сельскохозяйственного производства, что соответствует разрешенному использованию земельного участка №, из которого был сформирован оцениваемый земельный участок на дату принятия решения об изъятии (14.06.2017). Земельный участок с к.н. № площадью 133 кв.м., принадлежащий ФИО8, сформирован из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 481 кв.м. На дату принятия решения об изъятии (14.06.2017г.) участок № не был сформирован, в силу чего для соблюдения требований п. 5 ст.56.8. Земельного кодекса РФ оценщиком учитывался вид разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером №. По информации предоставленной филиалом ФГБУ «ФПК Росреестр» (письмо № 2.4- 18299-АД/17@ от 17.11.2017 г.) у земельного участка с кадастровым номером № была произведена смена разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «обслуживания автотранспорта». Дата внесения указанных изменений 20.06.2017 г. Следовательно, в целях определения размера возмещения, оцениваемый земельный участок следует отнести к земельным участкам категории земель - земли населённых пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Оценщиком были подобраны соответствующие объекты-аналоги именно исходя из данного вида разрешенного использования. Земельный участок с к.н. № площадью 96 кв.м., принадлежащий ФИО1, сформирован из земельного участка с кадастровым номером №. На дату принятия решения об изъятии участок данный участок не был сформирован, в силу чего, должен учитываться вид разрешенного использования того участка, из которого оцениваемый объект был сформирован. Земельный участок с к.н. №, площадью 1 127 275 кв.м., имел вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. По разрешенному использованию данного участка на день, предшествующий принятию Приказа МУГИСО от 14.06.2017 г. №1182 и следует установить в данном случае вид разрешенного использования для оцениваемого земельного участка. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ОАО «Межрегионльная распределительная сетевая компания Урала» ФИО5, Министерства финансов СО ФИО6, МУП «Водоканал» Возрожденная К.Е., ООО УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» ФИО7 представили письменные отзывы, в судебном заседании дали объяснения, в которых полагали, что выкупная стоимость земельных участков должна быть определена на основании проведенной судебной экспертизы. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, Правительство Свердловской области, Администрация МО «город Екатеринбург», АО «Екатеринбурггаз», АО «МРСК Урала», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, АО «УралТрансСпецСтрой», ПАО «ФСК ЕЭС», ООО «УралПромЗем» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством На основании пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. На основании части 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 4 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 N 262 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 299), возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель. Судом установлено, что ФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2477 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта (л.д. 11-15). ФИО9 на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровым номером №, площадью 5234 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта (л.д. 16-20) и с кадастровым номером №, площадью 3043 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта (л.д. 21-23). ФИО8 принадлежали земельные участки с кадастровым номером №, площадью 6481 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта (л.д. 24-25) и №, площадью 1418 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта (л.д. 26-27). Государственной программой Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП предусмотрено строительство автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга на участке автодороги Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к городу Екатеринбургу от автодороги "Урал", II пусковой комплекс автодороги Подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области; строительство II очереди автомобильной дороги. Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области выдано ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" разрешение на строительство от 14.02.2014 RU66-02/2014. Между заказчиком ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" и генподрядчиком ОАО "Трест Уралтрансспецстрой" заключен государственный контракт от 21.04.2014 N 7/674 на строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь-Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", 2 пусковой комплекс автодорога Подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 299-ПП утверждена основная часть проекта планировки территории для размещения комплекса линейных объектов автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал" II пусковой комплекс - автодорога подъезд п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области и проекта межевания территории для размещения комплекса линейных объектов автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодороги Пермь - Екатеринбург автодорога подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал" II пусковой комплекс - автодорога подъезд п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области. На основании Постановлений Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП, от 31.08.2009 N Ю00-ПП, от 27.04.2017 N 299-ПП принят Приказ МУГИСО: от 14.06.2017 N 1182 об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков, в том числе из земельных участков с кадастровыми номерами: - № подлежит изъятию 261 кв.м.; - № подлежит изъятию 729 кв.м.; - № подлежит изъятию 133 кв.м.; - № подлежит изъятию 96 кв.м.; Соглашения об изъятии земельных участков с выплатой возмещения направлены в адрес истцов (л.д. 82-95). Ответчиками выполнены все необходимые мероприятия по процедуре изъятия земельных участков, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Разрешая спор о выкупной стоимости земельных участков, суд учитывает, что, пунктом 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положений статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было, на основании чего суд приходит к выводу о необходимости определения выкупной цены земельных участков исходя из их разрешенного использования на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельных участков т.е. на 14.06.2017 г. (Приказ МУГИСО от 14.06.2017 г. № 1182 об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков). Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 96 кв.м., принадлежащий ФИО1, сформирован из земельного участка с кадастровым номером №. На дату принятия решения об изъятии этот участок не был сформирован. Земельный участок с к.н. №, площадью 1 127 275 кв.м., имел вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Следовательно, при определении рыночной стоимости изымаемого участка необходимо исходить из разрешенного использования исходного земельного участка - земли населённых пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 261 кв.м., принадлежащий ФИО9, сформирован из земельного участка №. На дату принятия решения об изъятии (14.06.2017 г.) участок с кадастровым номером № не был сформирован, в силу чего при определении его рыночной стоимости необходимо исходить из разрешенного использования исходного земельного участка с к.н. № - для размещения иных объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 133 кв.м., принадлежащий ФИО8, сформирован из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 481 кв.м. На дату принятия решения об изъятии (14.06.2017 г.) участок с к.н. № не был сформирован, в силу чего, учитывается вид разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером №. По информации предоставленной филиалом ФГБУ «ФПК Росреестр» (письмо №2.4- 18299-АД/17@ от 17.11.2017 г.) у земельного участка с кадастровым номером № была произведена смена разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «обслуживания автотранспорта». Дата внесения указанных изменений 20.06.2017 г., следовательно, при определении рыночной стоимости изымаемого участка необходимо исходить из разрешенного использования исходного земельного участка - земли населённых пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 729 кв.м., принадлежащий ФИО8, сформирован из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6481 кв.м. с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта. По сведениям предоставленным филиалом ФГБУ «ФПК Росреестр» (письмо № 2.4-18299-АД/17@ от 17.11.2017 г.) правообладателем 20.06.2017 г. измен вид разрешенного использования данного земельного «для сельскохозяйственного производства» на «обслуживания автотранспорта». Следовательно, при определении рыночной стоимости изымаемого участка необходимо исходить из разрешенного использования исходного земельного участка - земли населённых пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 г., пункт 7), суд определяет выкупную цену имущества на момент рассмотрения спора, для определения рыночной стоимости вправе назначить судебную экспертизу. В соответствии с положениями части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Определением суда от 03.07.2018 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, порученная ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы», перед экспертом поставлены вопросы об определении рыночной стоимости изымаемых земельных участков. Согласно заключению ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы» № 2042/04-02 от 02.11.2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 96 кв.м., сформированного из земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства по состоянию на 28.11.2017 г. составляет 39707 руб. 00 коп. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № (учетная часть земельного участка с кадастровым номером №), площадью 261 кв.м., категория земель - земли поселений, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта по состоянию на 01.11.2017 г. составляет 109234 руб. 00 коп. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 133 кв.м., сформированного из земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01.11.2017 г. составляет 55 010 руб. 00 коп. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 729 кв.м., сформированного из земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01.11.2017 г. составляет 301 522 руб. 00 коп. Оценив представленные доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд в качестве надлежащего доказательства рыночная стоимость спорных земельных участков принимает заключение ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы» № 2042/04-02 от 02.11.2018 г. поскольку эксперт имеет соответствующее профильное высшее образование по специальности «Городской кадастр», имеющего экспертную специальность «Исследование объектов землеустройства», в том числе с определением их границ на местности» с освоением вариативных модулей: «Определение на местности границ объектов судебной землеустроительной экспертизы» и «Определение стоимости объектов судебной землеустроительной экспертизы», стаж экспертной работы по указанной специальности с 2017 г. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в определении суда, экспертом приведена подписка об этом в своем заключении. Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, сделанными экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости. Определение рыночной стоимости земельных участков произведено с использованием сравнительного (метод сравнения продаж) подхода, отказ от иных подходов экспертом обоснован, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; выбор метода оценки экспертом также мотивирован в заключении. Метод сравнения продаж анализирует аналоги свободных от построек участков со сходными характеристиками (категория земель, вид разрешенного использования, расстояние от центра, объем передаваемых прав), экспертом использовались 3 аналога, выставленных на продажу в октябре 2017 года, применены соответствующие корректировки и поправки. Подобранные экспертом аналоги в принципе отвечают требованиям пункта 22 ФСО N 7, утвержденного Приказом Министерства экономического развития от 25.09.2014 года № 611, устанавливающего, что в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом суд учитывает, что выбор аналогов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения. Правильность заключения судебной оценочной экспертизы истцами не опровергнута, оснований сомневаться в правильности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего опытом и знаниями в данной области, суд не находит. Поскольку оснований сомневаться в обоснованности выводов, изложенных в заключении судебного эксперта № 2042/04-02 от 02.11.2018 г., не имеется, суд считает, что отсутствуют предусмотренные статьей 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для назначения по делу повторной судебной экспертизы с целью разрешения одних и тех же вопросов - определение рыночной стоимости земельных участков, в связи чем, ходатайство представителя истца о назначении повторной оценочной экспертизы удовлетворению не подлежит. Не свидетельствует о необоснованности выводов заключения судебной экспертизы представленная рецензия ООО «Группа компаний «Метрикс» № 007/Р от 30.11.2018 г. поскольку по своей сути данная рецензия выражает лишь субъективное мнение его автора относительно тех или иных выводов эксперта. При этом данная рецензия никаких исследований, расчетов и проверяемых выводов относительно объектов оценки, в том числе опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, не содержит. Кроме того, оценивая данное заключение в соответствии с положениями ст. 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не может принять его в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства, поскольку дача заключения специалиста на заключение судебной экспертизы действующим законодательством не предусмотрена. Поскольку судом принято в качестве доказательства заключение независимой судебной экспертизы, отчеты истца, выводы которых не соответствовали выводам судебного эксперта, не могут быть учтены судом. В связи с этим, судом установлено, что заключение судебной экспертизы достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения суда, таким образом, суд приходит к выводу об установлении выкупной стоимости земельного участка равными значениям, указанным в заключении судебной экспертизы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Установить выкупную стоимость изымаемого для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером №, площадью 96 кв.м., категория земель - земли поселений, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта в размере 39707 рублей 00 копеек. Установить выкупную стоимость изымаемого для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером № (учетная часть земельного участка с кадастровым номером №), площадью 261 кв.м., категория земель - земли поселений, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта в размере 109234 рублей 00 копеек. Установить выкупную стоимость изымаемого для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером № (учетная часть земельного участка с кадастровым номером №), площадью 133 кв.м., категория земель - земли поселений, разрешенное использование — обслуживание автотранспорта в размере 55010 рублей 00 копеек. Установить выкупную стоимость изымаемого для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером № (учетная часть земельного участка с кадастровым номером №), площадью 729 кв.м., категория земель - земли поселений, разрешенное использование — обслуживание автотранспорта в размере 301522 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение. Судья: (Подпись) Копия верна. Судья: |