ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3398/18 от 28.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3398/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2018 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску ФИО1 к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании решения незаконным, признании права, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, просит признать решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным; признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи; возложении обязанности на ФСИН России постановить на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ; признать действия ФСИН России в части нарушения срока рассмотрения документов для получения единовременной выплаты и направления решения об этом незаконными; признать действия ГУФСИН России по Пермскому краю в части нарушения срока рассмотрения документов для получения единовременной выплаты на заседании Территориальной подкомиссии в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России, доведения до сведения сотрудника выписки из решения Комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрения уточняющих документов незаконными.

В обоснование своих требований указал, что является прапорщиком внутренней службы, младший инспектор 1 категории отдела по конвоированию ФКУ УК ГУФСИН России по Пермскому краю. ДД.ММ.ГГГГ. обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из 4 человек. Одновременно с рапортом представлены документы, предусмотренные п. 5 Правил. ДД.ММ.ГГГГ. получена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. заседания Комиссии ФСИН России, об отказе в постановке на учет по тому основанию, что отсутствовали обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил, а также указано на непредоставление выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что не позволило Комиссии проверить факт ухудшения жилищных условий. Данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку представлены все документы, закон не требует предоставления сотрудником свидетельств на право собственности на жилое помещение, в котором он проживает. Представлен взамен свидетельства договор безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан, подтверждающий принадлежность жилого помещения. Из администрации сельского поселения по месту регистрации, кроме копий финансовых лицевых счетом, представлены справки о составе семьи, о лицах, зарегистрированных совместно с ним в занимаемом им жилом помещении, с указанием дат регистрации всех членов семьи. Представлены документы, подтверждающие отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений – справки БТИ, выписки из ЕГРП. Пункт 5 Правил не обязывает сотрудника предоставлять сведения о ранее имевшихся правах на недвижимое имущество. Проверку должна производить Комиссия на основании документов, обязанность по предоставлению которых прямо возложена на него законом, а в случае их недостаточности, путем дополнительного запроса таких документов. Отсутствие у Комиссии таких документов в данном случае не может влиять на права его (истца), предоставившего весь пакет предусмотренных законом документов. Решение Комиссией принято с нарушением сроков, установленных п. 19 порядка. Данное нарушение существенно повлияло на сроки реализации его права на обращение за судебной защитой, затягивает вопрос признания права на получение социальной поддержки государства. Также Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю поданный рапорт рассмотрен с нарушением установленных сроков – 20 дней. Данное обстоятельство также нарушило права на своевременно рассмотрение и направление его рапорта в комиссию ФСИН России, принятие своевременного решение по существу и реализацию права на скорейшее обжалование принятого решения. Кроме того, с решением комиссии ФСИН России ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ., в то время, как само решение датировано ДД.ММ.ГГГГ. Весной ДД.ММ.ГГГГ., в связи с тем, что о принятом комиссией ФСИН России решении не было известно, а также с произошедшими изменениями в семейном положении (рождении детей), приобретением комнаты в общежитии, им были поданы уточняющие документы. Новые сведения в решении Комиссии ФСИН России не нашли, так как поданы после принятия комиссией указанного решения.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело ФИО1, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 указанного федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).

В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился во ФСИН России с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. В рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 заявитель не представил выписки из ЕГРП содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, таким образом, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи (л.д.54-55, учетное дело).

Также из содержаний выписки из протокола следует, что не представлено свидетельство на жилое помещение по адресу: <Адрес>, представлен договор безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан. Не представлена выписка из домовой книги. Представлены справки из БТИ без указания девичьей фамилии супруги заявителя. Не представлены выписки из ЕГРП на имевшиеся объекты недвижимого имущества.

Как следует из материалов учетного дела, истец являлся прапорщиком внутренней служб ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга лет в календарном исчислении составила более 11 лет.

Истец и члены его семьи на момент подачи заявления о постановке на учет были зарегистрированы по адресу: <Адрес>, в жилом помещении, общей площадью 47,4 кв.м, принадлежащем на праве совместной собственности ФИО3 (отцу истца), ФИО4 (матери истца), ФИО5 (брату истца), (л.д.47 учетное дело).

По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.

В том числе к заявлению о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты сотрудник прилагает выписки из домовых книг либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам, указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Как следует из представленного учетного дела на ФИО1, вместе с рапортом заявителем были представлены следующие документы: договор безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., выписка из финансового лицевого счета, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 6 человек, справка о составе семьи истца, в которой указано, что по адресу: <Адрес> зарегистрировано 4 человека.

Иных документов по указанному жилом помещению в учетном деле не имеется.

Таким образом, истцом в нарушение п.п. «з» п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не представлена выписка из домовой книги либо заменяющий её документ в отношении указного жилого помещения, что при наличии противоречивых сведений содержащихся в финансовом лицевом счете и справке о составе семьи, исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Помимо этого, представленная истцом справка БТИ на супругу, без указания её девичьей фамилии, не позволяет достоверно убедиться в отсутствии у супруги истца в собственности жилых помещений, что также является препятствием для оценки комиссией ФСИН России нуждаемости истца в жилом помещении.

Каких-либо документов, подтверждающих невозможность получения документов, предусмотренных п.5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, ФИО1 на рассмотрение комиссии ФСИН не представил.

Представление домовой книги и справки БТИ с указанием девичьей фамилии супруги истца в судебное заседание, не может являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку оценка нуждаемости истца в жилых помещениях осуществляется именно комиссией ФСИН России, исходя из представленных сотрудником документов.

При этом отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует сотруднику повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.

С учетом изложенного, суд полагает правомерным решение ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований истца о признании решения комиссии ФСИН России незаконным.

Так как суд пришел к выводу о законности принятого решения об отказе в постановке на учет, в то время как единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не имеется.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным действий комиссии ФСИН России, а также Территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю по несвоевременному рассмотрению и уведомлению о принятом решении.

По смыслу ч. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя. Судебным решением должны быть восстановлены либо защищены права и законные интересы истца и решение должно порождать для него юридические последствия. Поскольку комиссией ФСИН принято решение об отказе в постановке ФИО1 на учет, само по себе нарушение срока рассмотрения заявления истца не является безусловным основанием для признания незаконными действий ответчиков при рассмотрении его заявления и не нарушает его права.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными действий и решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ., признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись (Л.Ю. Дульцева)

<данные изъяты>