ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-339/18 от 24.10.2018 Одесского районного суда (Омская область)

дело №2-339/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Одесское 24 октября 2018 года

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Межпоселенческому бюджетному учреждению культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Администрацию Одесского муниципального района Омской области обязанности профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области,

У С Т А Н О В И Л:

В суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Межпоселенческому бюджетному учреждению культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Администрацию Одесского муниципального района Омской области обязанности профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области обратился прокурор Одесского района Омской области, в исковом заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что требования о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов выполняются МБУК ДО «Одесский районный культурно-досуговый центр» не в полном объеме:

Уклон наружного пандуса (при длине марша 6,03 м. и высоте подъема 0,84 м.) составляет 1:8, что не соответствует нормативному уклону. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 1:20 (5%). (СП 59.13330.2012: п.4.1.14, п.5.2.13).

По бокам марша пандуса отсутствуют колесоотбойные устройства высотой 0,1 м. на съезде с пандуса (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Отсутствуют колесоотбойные устройства по всей длине марша пандуса, которые согласно нормативу должны быть высотой 0,05 м. (СП 59.13330.2012: п.5.2.14).

Завершающие горизонтальные части поручня наружного марша имеют травмирующее завершение (обычный срез трубы) и не имеют дальнейшего продолжения после окончания пандуса. Согласно нормативу завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша наклонной части пандуса на 0,3 м. и иметь не травмирующее завершение. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Поверхность марша пандуса окрашена в темно-зеленый цвет, из-за чего поверхность марша визуально не контрастирует с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса, что противоречит нормативу (СП 59.13330.2012: п.5.2.14).

Наружная лестница имеет высоту 0,84 м., согласно нормативу вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями на высоте 0,9 м. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15).

Входная площадка имеет высоту 0,84 м. от уровня земли, и при такой высоте не оборудована оградительными поручнями. Согласно нормативу вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15).

Порог входной двери имеет высоту 0,065 м., согласно нормативу наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. (СП 59.13330.2012: п.5.1.4).

В полотнах дверей отсутствуют смотровые панели, согласно нормативу, в полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м. от уровня пола. Нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой (СП 59.13330.2012: п.5.1.4). Полотна дверей не имеют контрастную маркировку относительно прилегающей поверхности, согласно нормативу, на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м., расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути (СП 59.13330.2012: п.5.1.5).

Внутри помещения по коридорам на полу нет направляющих контрастных полос. Согласно нормативу, для людей с нарушениями зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски. Рисунок «поле внимания» необходимо применять также в местах начала и окончания направления движения, вокруг или перед одиночным препятствием на пути движения (СП 136.13330.2012 п.5.10).

По выявленным нарушениям 23.07.2018 года прокуратурой района в адрес МБУК «Одесский районный культурно-досуговый центр» было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом фактически указанные нарушения не устранены в настоящее время.

Указанные нарушения законодательства препятствуют социальной защите инвалидов, тем самым нарушают их права и законные интересы.

Просит обязать Межпоселенческое бюджетное учреждение культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание учреждения, расположенного по адресу: <...>.

На Администрацию Одесского муниципального района Омской области возложить обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области.

В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Козловская М.Г. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении в полном объёме.

Представитель ответчика Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры

«Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объёме и показала, что на сегодняшний день составлен локальный сметный расчет. Требуется капитальный ремонт крыльца, пандуса, дверей. Требование прокурора исполнить в настоящее время они не могут из-за отсутствия денежных средств.

Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает неявку в судебное заседание представителя ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.1 ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно п.41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, в указанный перечень включены СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.11, абзацы первый - пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 - 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 - 5.1.3, абзацы первый - третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 - 5.1.8, 5.2.1 - 5.2.4, 5.2.6 - 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 - 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 - 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 - 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 - 5.5.7), 6 - 8, приложение Г.

В соответствии с п.4.1.14. СП 59.13330.2012 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м. а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м. и более или высотой более 3,0 м. следует заменять подъемными устройствами.

Согласно п.5.2.13. СП 59.13330.2012 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).

В соответствии с п.5.2.14. СП 59.13330.2012 по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м. Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.

Согласно п.5.2.15. СП 59.13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м.), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.

Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27 до 0,33 м.) и иметь не травмирующее завершение.

Согласно п.4.1.15. СП 59.13330.2012 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5 x 1,5 м., а в зонах интенсивного использования не менее 2,1 x 2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м. (допустимо от 0,85 до 0,92 м.) и 0,7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м. следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

Согласно п.5.1.4. СП 59.13330.2012 входные двери при проектировании новых зданий и сооружений должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения МГН не допускается.

В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м. от уровня пола. Нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3 м. от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.

В качестве дверных запоров на путях эвакуации следует предусматривать ручки нажимного действия. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм.

При двухстворчатых дверях одна рабочая створка должна иметь ширину, требуемую для однопольных дверей.

В соответствии с п.5.1.5. СП 59.13330.2012 прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м., расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути.

Дверные наличники или края дверного полотна и ручки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета.

Согласно п.5.10. СП 136.13330.2012 «Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с нарушениями зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски. Рисунок "поле внимания" необходимо применять также в местах начала и окончания направления движения, вокруг или перед одиночным препятствием на пути движения.

Судом установлено, что согласно п.1.6 Устава Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области учредителем учреждения является Администрация Одесского муниципального района Омской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки (п.1.7). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения- администрация Одесского муниципального района (п.1.8) (л.д. 11-13).

Согласно Устава Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения Одесского муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры (ст.4 ч.1 п.23). Структуру органов местного самоуправления Одесского муниципального района составляют: Совет Одесского муниципального района, Глава Одесского муниципального района, Администрация Одесского муниципального района, Контрольно-счетный орган Одесского муниципального района (ст.16). Администрация Одесского муниципального района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств Одесского муниципального района (ст.32 ч.1 п. 6, п.14) (л.д. 14-18).

Согласно информации Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» от 20.07.2018 №405, представленной прокурору Одесского района, о проведенной проверке исполнения федерального законодательства при реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в рамках реализации постановления Правительства Омской области от 7 августа 2013 года №192-п "Об утверждении Порядка формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Омской области", в числе учреждений, в которых не исполнены требования, предъявляемые к обустройству зданий и территорий в части обеспечения доступа инвалидов, указано Межпоселенческое бюджетное учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области. В котором выявлены следующие нарушения: Уклон наружного пандуса круче 1:20 (СП 59.13330.2012: п.4.1.16, п.5.2.13). Отсутствуют колесоотбойные устройства высотой 0,1 м. на съезде (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Отсутствуют колесоотбойные устройства высотой 0,05 м. по всей длине марша пандуса (СП 59.13330.2012: п.5.2.14). Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее пандуса на 0,3 м. и иметь не травмирующее завершение (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Нет контрастной окраски наружного пандуса (СП 59.13330.2012: п.5.2.14). Наружная лестница не оборудована поручнями (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Входная площадка не оборудована оградительными поручнями (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Порог входной двери должен быть не более 0,014 м. (СП 59.13330.2012: 5.1.4). В полотнах дверей отсутствуют смотровые панели (СП 59.13330.2012: п.5.1.4). Нет контрастной маркировки полотен дверей (СП 59.13330.2012: п.5.1.5). Внутри помещения по коридорам на полу нет направляющих контрастных полос (СП 136.13330.2012 п.5.10) (л.д.5-6).

Судом установлено, что по факту нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов прокурором Одесского района Омской области 23.07.2018 года начальнику МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» было внесено представление, в котором указано требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона (л.д. 7-9).

Согласно ответа директора МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» на представление прокурора, в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту имеется: бесплатное специальное место для парковки транспортных средств инвалидов, установлен наружный пандус, приказом по учреждению закреплен специалист, который обеспечивает сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения. Приказом по учреждению определен допуск в помещение собаки-проводника, при наличии документов, подтверждающих ее специальное обучение. В фойе 1 этажа установлен пандус с целью обеспечения доступа в зрительный зал учреждения, оборудована санитарная комната для инвалидов (л.д. 10).

В судебном заседании установлено, что требования о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов выполняются МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» не в полном объеме:

Уклон наружного пандуса (при длине марша 6,03 м. и высоте подъема 0,84 м.) составляет 1:8, что не соответствует нормативному уклону. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 1:20 (5%). (СП 59.13330.2012: п.4.1.14, п.5.2.13).

По бокам марша пандуса отсутствуют колесоотбойные устройства высотой 0,1 м. на съезде с пандуса. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Отсутствуют колесоотбойные устройства по всей длине марша пандуса, которые согласно нормативу должны быть высотой 0,05 м. (СП 59.13330.2012: п.5.2.14).

Завершающие горизонтальные части поручня наружного марша имеют травмирующее завершение (обычный срез трубы) и не имеют дальнейшего продолжения после окончания пандуса. Согласно нормативу завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша наклонной части пандуса на 0,3 м. и иметь не травмирующее завершение. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15). Поверхность марша пандуса окрашена в темно-зеленый цвет, из-за чего поверхность марша визуально не контрастирует с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса, что противоречит нормативу (СП 59.13330.2012: п.5.2.14).

Наружная лестница имеет высоту 0,84 м., согласно нормативу вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями на высоте 0,9 м. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15).

Входная площадка имеет высоту 0,84 м. от уровня земли, и при такой высоте не оборудована оградительными поручнями. Согласно нормативу вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (СП 59.13330.2012: п.5.2.15).

Порог входной двери имеет высоту 0,065 м., согласно нормативу наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. (СП 59.13330.2012: п.5.1.4).

В полотнах дверей отсутствуют смотровые панели, согласно нормативу, в полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м. от уровня пола. Нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3 м. от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой (СП 59.13330.2012: п.5.1.4). Полотна дверей не имеют контрастную маркировку относительно прилегающей поверхности, согласно нормативу, на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м., расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути (СП 59.13330.2012: п.5.1.5).

Внутри помещения по коридорам на полу нет направляющих контрастных полос. Согласно нормативу, для людей с нарушениями зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски. Рисунок «поле внимания» необходимо применять также в местах начала и окончания направления движения, вокруг или перед одиночным препятствием на пути движения. (СП 136.13330.2012 п.5.10).

Выявленные нарушения требований законодательства препятствуют социальной защите инвалидов, тем самым нарушают их права и законные интересы.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания свих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, участвующими в деле.

Прокурор Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что в МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, расположенном по адресу: <...> не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр». Администрация Одесского муниципального района Омской области обязана профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр».

Представители ответчиков: МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, Администрации Одесского муниципального района Омской области не предоставили суду доказательств того, что в МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, расположенном по адресу: <...>, созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр». Администрация Одесского муниципального района Омской области не обязана профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр».

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В судебном заседании представитель ответчика Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Межпоселенческому бюджетному учреждению культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области признала в полном объёме. Данное признание иска представителем ответчика Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 принимается судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Доводы в судебном заседании представителя ответчика МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 того, что в настоящее время в учреждении нет денежных средств, для устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр», суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства.

Суд считает, что Администрация Одесского муниципального района Омской области, являющаяся учредителем учреждения, обязана принимать меры для решения вопроса о выделении необходимых денежных средств для устранения недостатков по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр».

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявил иск в защиту прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Межпоселенческому бюджетному учреждению культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Администрацию Одесского муниципального района Омской области обязанности профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области.

Судом, бесспорно установлено, что в Межпоселенческом бюджетном учреждении культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБУК «Одесский районный культурно - досуговый центр».

На основании вышеизложенного суд считает необходимым обязать Межпоселенческое бюджетное учреждение культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание учреждения расположенного по адресу: <...>.

Возложить на Администрацию Одесского муниципального района Омской области обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Суд считает необходимым оплату государственной пошлины возложить на ответчика Межпоселенческое бюджетное учреждение культуры «Одесский районный культурно -досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Межпоселенческому бюджетному учреждению культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области, Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Администрацию Одесского муниципального района Омской области обязанности профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно-досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области удовлетворить в полном объёме.

Обязать Межпоселенческое бюджетное учреждение культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание учреждения расположенного по адресу: <...>.

Возложить на Администрацию Одесского муниципального района Омской области обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области.

Взыскать с Межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Одесский районный культурно - досуговый центр» Одесского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей 00 копеек (триста рублей 00 коп.).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.

Судья А.В. Тарновский

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2018 года.

Судья А.В. Тарновский