ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-339/19 от 31.05.2019 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-339/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2019 г. с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре - Атаевой Г.М., с участием помощника прокурора <адрес> - Магомедрасулова А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц и администрации МО «<адрес>» к ФИО1, администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности понуждению к совершению некоторых действий,

установил:

и.о. прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ответчиком на земельном участке площадью 452 м?, с кадастровым номером 05:09:000011:191, расположенном по адресу: РД, <адрес>, местность «Ёлки» в районе <адрес>, не доезжая 300 метров до южного поста ГИБДД, ведется строительство 6 этажного многоквартирного жилого дома, шириной 14,40 м, длиной 32 м, высотой 14 м. Строительство многоквартирного дома без разрешения является незаконным, нарушает права и законные интересы МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц, поскольку, в установленном законом порядке не подтверждено соответствие проектной документации установленным законодательством требованиям. При отсутствии разрешительной документации эксплуатация дома создаст непосредственную угрозу и имуществу неопределенного круга лиц. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просит возложить обязанности ответчика по устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства, а именно получить все необходимые правоустанавливающие документы на возведённое строение (разрешение на строительство, проектно-сметную документацию, положительное заключение на строение, получить разрешительные документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД и другие документы в получении которых возникнет необходимость); установить срок ФИО1 для получения указанных выше разрешительных документов; запретить ответчику дальнейшее строительство, до получения разрешительных документов на указанный объект.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Магомедрасулов А.З. поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1, представитель администрации МР «<адрес>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, возражений на иск в суд не направили. Согласно ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав Магомедрасулова А.З., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено судом, по ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 452 м?, с кадастровым номером 05:09:000011:191, расположенный по адресу: РД, <адрес>, (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирного дома), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок состоит на кадастровом учете.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ведущим специалистом управления государственного строительного надзора Министерства строительства и ЖКХ РД, на территории, указанного земельного участка ведется строительство многоквартирного дома.

Судом также установлена стадия строительства – 6 этажного многоквартирного жилого дома, шириной 14,40 м, длиной 32 м, высотой 14 м.

В ходе прокурорской проверки установлено, что ответчик на земельном участке осуществляет строительство многоквартирного дома без разрешительных документов. Доказательств обратного ответчиком не предоставлено.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Как установлено судом, ответчик, осуществляющий строительство многоквартирного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство до настоящего времени не обратился.

Таким образом, исходя из исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что ответчик осуществляет строительство объекта капитального строительства с грубым нарушением установленного законом обязательного порядка – без выданного в предусмотренном законом порядке разрешения на строительство объекта.

Суд отмечает, что порядок и условия получения разрешения на строительство является не формальной процедурой, а напротив, призваны подтвердить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и права застройщика осуществлять строительство – то есть, подтвердить взятую на себя органом местного самоуправления ответственность за безопасность строительства – в том числе, и для самих застройщиков.

Из определения Карабадахкентского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в производстве суда находилось дело по иску прокурора <адрес> к ФИО1 о признании объекта строительства незаконной постройкой и обязании ответчика снести указанный объект своими силами, запрете вести строительные работы и заселять граждан в построенный жилой дом. По итогам рассмотрения дела производство по делу было прекращено, в связи с отказом прокурора <адрес> от иска в виду добровольного исполнения ответчиком требований прокурора.

Учитывая, что ранее истец обращался в суд с другими требованиями, от которых отказался и производство по делу было прекращено, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по настоящему делу.

В соответствии с ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В связи с чем, суд полагает возможным установить для ответчика в срок 3 (три) месяца со дня вступления настоящего решения в силу, для устранения нарушений земельного и градостроительного законодательства.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск и.о. прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц и администрации МО «<адрес>» к ФИО1, администрации МР «<адрес>», удовлетворить.

Обязать ФИО1 устранить нарушения требований земельного и градостроительного законодательства, а именно получить все необходимые правоустанавливающие документы на возведённое строение на земельном участке площадью 452 м?, с кадастровым номером 05:09:000011:191, расположенном по адресу: РД, <адрес>, местность «Ёлки» в районе <адрес>, не доезжая 300 метров до южного поста ГИБДД (разрешение на строительство, проектно-сметную документацию, положительное заключение на строение, получить разрешительные документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД и другие документы в получении которых возникнет необходимость).

Запретить ФИО1 дальнейшее строительство, до получения разрешительных документов на указанный объект.

Срок исполнения – три месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Казаватов