ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-339/20 от 09.07.2020 Раздольненского районного суда (Республика Крым)

Дело

Категория дела 2.209 - Прочие исковые дела

-> прочие (прочие исковые дела)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего Тедеевой Е.А.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес>а ФИО2,

представителя ответчика ФИО4,

директора МБОУ «Чернышевская средняя

общеобразовательная школа» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, в котором просит:

- признать незаконными пункты устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ: п. 4,26; п. 5.9; п. 5.14; п. 1.10 - в части определения общего понятия образовательного учреждения как юридического лица; п. 1.25 - в части указания на иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность; п. 1.8, п. 2.1 - в части определения основной цели деятельности общеобразовательного учреждения «присмотр и уход за детьми»;

- обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с действующим законодательством, а именно: исключить из устава п. 4,26; п. 5.9; п. 5.14; исключить из пункта 1.25 устава положения в части указания на иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность; исключить из п. 1.8 и п. 2.1 положения в части определения основной цели деятельности общеобразовательного учреждения «присмотр и уход за детьми»; дополнить устав нормой, устанавливающей статус образовательного учреждения как некоммерческой организации, срока полномочий директора.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым (далее - Учреждение) требований законодательства в сфере образования, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

По результатам проведения которой установлено, что Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденный постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), не соответствует действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.

Редакция п. 1.10 Устава, в котором указано, что образовательное учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой свет, открытый в установленном порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, а также ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в таком контексте, в котором этот пункт предусматривает общее определение статуса образовательного учреждения как юридического лица, не соответствует п. 18 ч. 1 ст. ст. 2 Закона № 273-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, так как не определяет его конкретную форму в соответствии с целями, ради достижения которых данное Учреждение создано.

Также, в нарушение ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ, абз. 5 п. 3 ст. 14 в п.1.25 Устава указано, что образовательное учреждение вправе осуществлять следующие виды, приносящие доход деятельности: обучение по дополнительным общеобразовательным программам; консультационная, просветительская деятельность; деятельность в сфере охраны здоровья; отдыха и оздоровления обучающихся и воспитанников в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность.

В таком контексте, в котором этот пункт предусматривает право муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым для получения дохода заниматься иной не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность, он не соответствует п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ, так как в нём не сформирован исчерпывающий перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять учреждение.

Кроме того, вопреки этой же норме Закона № 7-ФЗ и п. 4 ч. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ в Уставе отсутствует указание на срок полномочий директора данного образовательного учреждения.

Также, исходя из п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ основной целью деятельности общеобразовательной организации является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; дошкольной образовательной организации - образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Однако, в нарушение указанной правовой нормы п. 1.8 и п. 2.1 Устава в качестве основной цели деятельности общеобразовательного учреждения определена цель для учреждения типа «дошкольная образовательная организация», а именно: присмотр и уход за детьми.

Кроме того, установлено, что согласно п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Однако, в нарушении данной правовой нормы п. 5.9 Устава предусматривает, что не использованные до конца финансового года средства субсидий, предоставленных образовательному учреждению на выполнение муниципального задания, используются образовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Более того, согласно ч. ч. 2, 3, 4, 5 ст. 26 Закона - ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

При этом, структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, проверкой установлено, что в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Закона № 273-ФЗ п. 4.26 Устава регламентирует полномочия отдела образования, молодежи и спорта, являющегося структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - <адрес> Республики Крым, и осуществляющего свою деятельность согласно Положению об отделе образования, молодежи и спорта <адрес> Республики Крым (Приложение ), утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с нормами и. 1.3 которого: отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования <адрес> Республики Крым, Положением об <адрес> Республики Крым, а также настоящим Положением.

Кроме того, в нарушение и. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в и. 5.14 Устава определено, что крупная сделка может быть совершена образовательным учреждением только с предварительного согласия отдела образования, который не является учредителем данного образовательного учреждения и не наделен такими полномочиями в соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ, и. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, п. 5 ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами Положения об отделе образования, молодежи и спорта <адрес> Республики Крым (Приложение ), утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с чем, п. 5.14 Устава не соответствует действующему законодательству.

Деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым связана с реализацией конституционного права граждан на получение основного общего образования, которое гарантируется государством (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Для реализации этого права деятельность муниципальных образовательных учреждений должна строго соответствовать требованиям закона.

Учитывая, что устав образовательного учреждения является в силу ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основным учредительным документом юридического лица, а положения устава регламентируют деятельность юридического лица, которая должна соответствовать закону, несоответствие действующему законодательству устава юридического лица нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, обучающихся и обращающихся в данное учреждение.

Наличие в уставе образовательного учреждения положений, не соответствующих законодательству, а также отсутствие норм, которые должны содержаться в уставе в силу закона, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников образовательных отношений, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов, установленных ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и направлено на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель <адрес> Республики Крым – ФИО4 с заявленными исковыми требованиями согласна.

В судебном заседаним представитель Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым ФИО5 с исковыми требованиями согласен.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В силу положений ч. 4 ст. 4 Закона № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Законом.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Также, в соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

По результатам проведения данной проверки установлено, что Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденный постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), не соответствует действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.

В связи с чем, редакция п. 1.10 Устава, в котором указано, что образовательное учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой свет, открытый в установленном порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, а также ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в таком контексте, в котором этот пункт предусматривает общее определение статуса образовательного учреждения как юридического лица, не соответствует п. 18 ч. 1 ст. ст. 2 Закона № 273-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, так как не определяет его конкретную форму в соответствии с целями, ради достижения которых данное Учреждение создано.

Проверкой установлено, что в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Закона № 273-ФЗ п. 4.26 Устава регламентирует полномочия отдела образования, молодежи и спорта, являющегося структурным подразделением исполнительнораспорядительного органа местного самоуправления - <адрес> Республики Крым, и осуществляющего свою деятельность согласно Положению об отделе образования, молодежи и спорта <адрес> Республики Крым (Приложение ), утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с нормами и. 1.3 которого: отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования <адрес> Республики Крым, Положением об <адрес> Республики Крым, а также настоящим Положением.

Кроме того, в нарушение и. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в и. 5.14 Устава определено, что крупная сделка может быть совершена образовательным учреждением только с предварительного согласия отдела образования, который не является учредителем данного образовательного учреждения и не наделен такими полномочиями в соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ, и. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, п. 5 ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами Положения об отделе образования, молодежи и спорта <адрес> Республики Крым (Приложение ), утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с чем, п. 5.14 Устава не соответствует действующему законодательству, судом усматриваются основания для удовлетворения искового заявления.

Учитывая, что устав образовательного учреждения является в силу ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основным учредительным документом юридического лица, а положения устава регламентируют деятельность юридического лица, которая должна соответствовать закону, несоответствие действующему законодательству устава юридического лица нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, обучающихся и обращающихся в данное учреждение.

Наличие в уставе образовательного учреждения положений, не соответствующих законодательству, а также отсутствие норм, которые должны содержаться в уставе в силу закона, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников образовательных отношений, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов, установленных ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и направлено на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, государственная пошлина подлежит взысканию согласно ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконными пункты устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ: п. 4,26; п. 5.9; п. 5.14; п. 1.10 - в части определения общего понятия образовательного учреждения как юридического лица; и. 1.25 - в части указания на иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность; п. 1.8, п. 2.1 - в части определения основной цели деятельности общеобразовательного учреждения «присмотр и уход за детьми».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждением «Чернышевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с действующим законодательством, а именно: исключить из устава п. 4,26; п. 5.9; п. 5.14; исключить из пункта 1.25 устава положения в части указания на иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность; исключить из п. 1.8 и п. 2.1 положения в части определения основной цели деятельности общеобразовательного учреждения «присмотр и уход за детьми»; дополнить устав нормой, устанавливающей статус образовательного учреждения как некоммерческой организации, срока полномочий директора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Е.А. Тедеева