Дело № 2- 339/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года пос. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Злобиной Н.С., с участием истца исполняющего обязанности прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е., представителя ответчика Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области ФИО1, при секретаре Куликовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, защите жизни и здоровья несовершеннолетних
установил:
Прокурор Поназыревского района обратился в Шарьинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному учреждению культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, защите жизни и здоровья несовершеннолетних.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Поназыревского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий). Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствие с ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Требования, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 № 176 (далее - Требования). Требований, в целях установления к антитеррористической защищенности их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Согласно п. 5 данных Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
В соответствии с п.7 Требований, для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее -комиссия). На основании п.8 Требований, в состав комиссии включаются руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии), работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория), представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию). Согласно п. 18 Требований, результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории). Пунктом 41 Требований, установлено, что на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Согласно п. 43 Требований, паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления. В соответствии с п. 44 Требований, первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории). Второй экземпляр направляется в вышестоящую организацию в сфере культуры. Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории). В нарушение данных требований, МУК «РКДЦ» требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры не исполнены. Так, в ходе изучения актов обследования и категорирования объектов установлено, что в состав комиссии не включен представитель территориальных органов безопасности. Отсутствует дата составления акта обследования и категорирования объекта. Кроме того, в нарушение п. 43 Требований, паспорт безопасности объекта (территории) составлен в 5 экземплярах. Данный паспорт не имеет подписей членов комиссии, даты составления, а также даты утверждения. Аналогичные нарушения выявлены в других структурных подразделениях РКДЦ, расположенных в с. Хмелевка, с. Полдневица, с. Якшанга Поназыревского района. По результатам проверки прокуратурой района директору МУК «РКДЦ» 02.03.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, а также законодательства об охране жизни и здоровья детей. Названное представление рассмотрено, признано законным и обоснованным. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены. Данные нарушения не способствуют обеспечению в полной мере антитеррористической защищенности объектов культуры. Вышеуказанные нарушения создают угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, находящемуся на территории МУК «РКДЦ», в том числе несовершеннолетних. Просил возложить на Муниципальное учреждение культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность незамедлительно создать комиссию по обследованию и категорированию объектов (территорий) организации культуры по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 6, а также в других структурных подразделениях МУК «РКДЦ», расположенных в с. Хмелевка, п. Полдневица, п. Якшанга Поназыревского района, в состав которой включить руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместителя (председатель комиссии), работников органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающих за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория), представителей территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. В срок не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии провести категорирование объектов (территорий) с присвоением категории опасности, оформить и составить акты обследования и категорирования объектов, на каждый объект (территорию) составить паспорт безопасности (объекта). В течении 30 дней со дня составления паспортов безопасности согласовать указанные паспорта с территориальными органами согласно п. 43 Требований, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 №176.
В ходе судебного заседания исполняющий обязанности прокурора Поназыревского района Михеев Е.Е. исковые требования уточнил. Просил возложить на Муниципальное учреждение культуры «Районный культурно-досуговый центр» обязанность составить паспорт безопасности объектов (территорий) организации культуры по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 6, а также в других структурных подразделениях МУК «РКДЦ», расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>, а также согласовать указанные паспорта с руководителями территориальных органов согласно п. 43 Требований, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176. Исполнить вышеуказанные требования в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области ФИО1 уточненные исковые требования признала.
Выслушав мнение представителей истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 года № 176 с учетом изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2018 года № 155 (далее Требования) в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Согласно п.7 Требований, для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия):
в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований; при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.
Согласно п.8 Требований, в состав комиссии включаются:
а) руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии);
б) работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство;
в) представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория);
г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
Согласно п.18 Требований, результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории).
В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе обследования объекта (территории) и составления акта обследования и категорирования объекта (территории), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п.41 Требований, на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности.
Согласно п.43 Требований, паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления.
Согласно п.44 Требований, первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории). Второй экземпляр направляется в вышестоящую организацию в сфере культуры.
Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
02.03.2020 года прокуратурой Поназыревского района Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, а также законодательства об охране жизни и здоровья детей, с требованием о принятых мерах сообщить в прокуратуру Поназыревского района в установленный законом месячный срок в письменной форме (л.д.8-11).
Директором Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области ФИО1 в прокуратуру Поназыревского района направлена информация об устранении нарушений и принятии мер о том, что приказом от 10.03.2020 года № 6 создали комиссию по обследованию и категорированию объектов МУК РКДЦ (л.д.12).
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ряд нарушений законодательства по противодействию терроризма устранены, а именно создана комиссия по обследованию и категорированию объектов Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области, а также проведено категорирование объектов и составлены акты категорирования и обследования объектов, в соответствии с требованиями утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 года.
Представила документы подтверждающие частичное выполнение требований указанных в исковом заявлении.
Так, согласно приказа директора Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области ФИО1 от 10.03.2020 года № 6 создана комиссия по обследованию и категорированию объектов МУК РКДЦ.
На основании письма начальника Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области от 20.03.2020 года, адресованного директору Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области ФИО1, ФГКУ «ОБО ВНГ России по Костромской области» рассмотрен запрос о предоставлении кандидатуры в состав комиссии по обследованию и категорированию объектов культуры.
В соответствии с действующим положением Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176, а так же с учетом служебной необходимости считают возможным проведение мероприятий по обследованию и категорированию данного объекта без непосредственного участия в работе комиссии представителя ФГКУ «ОБО ВНГ России по Костромской области». В тоже время, в соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым актом, ФГКУ «ОВО ВНГ России по Костромской области» оставляет за собой право на рассмотрение, подготовленных по итогам категорирования, паспортов безопасности, с целью дальнейшего их согласования.
Согласно акта обследования и категорирования объекта Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области, расположенного по адресу: Костромская область, п.Поназщырево пл.50 лет ВЛКСМ д.6, по результатам обследования объекта Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области, изучения критериев оценки его антитеррористической защищенности объекту присвоена третья категория безопасности.
Согласно акта обследования и категорирования объекта МУК РКДЦ «Гудковский сельский клуб», расположенного по адресу: <...> по результатам обследования объекта МУК РКДЦ «Гудковский сельский клуб», изучения критериев оценки его антитеррористической защищенности объекту присвоена третья категория безопасности.
Согласно акта обследования и категорирования объекта МУК РКДЦ «Якшангский сельский дом культуры», расположенного по адресу: <...> по результатам обследования объекта МУК РКДЦ «Якшангский сельский дом культуры», изучения критериев оценки его антитеррористической защищенности объекту присвоена третья категория безопасности.
Согласно акта обследования и категорирования объекта МУК РКДЦ « Хмелёвский сельский клуб», расположенного по адресу: <...> по результатам обследования объекта МУК РКДЦ « Хмелёвский сельский клуб», изучения критериев оценки его антитеррористической защищенности объекту присвоена третья категория безопасности.
Согласно акта обследования и категорирования объекта МУК РКДЦ «Полдневицкий сельский клуб», расположенного по адресу: <...> по результатам обследования объекта МУК РКДЦ «Полдневицкий сельский клуб», изучения критериев оценки его антитеррористической защищенности объекту присвоена третья категория безопасности.
Согласно акта обследования и категорирования объекта МУК РКДЦ « Горловский сельский клуб», расположенного по адресу: Костромская область Поназыревский район д.Горлово д.38 А, по результатам обследования объекта МУК РКДЦ « Горловский сельский клуб», изучения критериев оценки его антитеррористической защищенности объекту присвоена третья категория безопасности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени требования указанные в исковом заявлении в полном объеме не выполнены, тем самым создают угрозу жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетних.
Обязанность по устранению указанных нарушений в силу закона лежит на учреждении в сфере культуры, организующем охрану здоровья неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетних, т.е. на Муниципальном учреждении культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области.
Согласно п.2.1 Устава Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области, утвержденного постановлением администрации Поназыревского муниципального района Костромской области от 08.08.2019 года № 138, основными принципами Муниципального учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области являются, в том числе приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности (л.д.13-16).
Суд считает установленным, что прокурор Поназыревского района обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц. Данные полномочия предоставлены ему в силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ и стороной ответчика не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо проведение определенных процедур, суд считает разумным установить срок выполнения требования Муниципальным учреждением культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области по составлению паспорта безопасности объектов (территорий) организации культуры по адресу: _________, а также в других структурных подразделениях Муниципального учреждение культуры «Районный культурно-досуговый центр» в с. Хмелевка по адресу: _________ в с.Полдневица по адресу: _________, в поселке Якшанга по адресу: _________, а также согласовать указанные паспорта с территориальными органами согласно п. 43 Требований, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176, в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Районный культурно-досуговый центр» Поназыревского муниципального района Костромской области составить паспорт безопасности объектов (территорий) организации культуры по адресу: _________, а также в других структурных подразделениях Муниципального учреждение культуры «Районный культурно-досуговый центр» в с. Хмелевка по адресу: _________ в с.Полдневица по адресу: _________, в поселке Якшанга по адресу: _________, а также согласовать указанные паспорта с территориальными органами согласно п. 43 Требований, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176, в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Н.С.Злобина