РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2013 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:
истца – помощника прокурора Туруханского района Монаховой О.В.,
представителей ответчика – администрации Туруханского района по доверенности ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туруханского района в интересах несовершеннолетнего ФИО3, и ФИО4, ФИО5 к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации Туруханского района, Отделу Пенсионного фонда РФ в Туруханском районе о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Туруханского района в интересах несовершеннолетнего ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и его опекуна ФИО6, а также совершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в результате неправомерных действий должностных лиц органов опеки и попечительства администрации Туруханского района указанным детям-сиротам несвоевременно были назначены пенсии по случаю потери кормильца, а также необоснованно не выплачивались в период с 01.01.2011 года по 05.02.2013 года денежные средства на приобретение опекаемым детям продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря. Отец детей – ФИО7 был лишен родительских прав в 2008 году, мать – ФИО8 безвестно пропала в 2007 году. На основании распоряжений администрации района №424-р от 05.11.2008 года, №426-р от 05.11.2008 г., №431-р от 12.11.2008 г. опекунам детей ФИО6, ФИО9 и ФИО10 были назначены к выплате денежные средства на содержание опекаемых детей ФИО11 и ФИО12 с 03.10.2008 г. Сначала денежные средства на содержание детей выплачивались Министерством образования и науки Красноярского края на основании справок с ОМВД России по Туруханскому району о розыске ФИО8, с января 2011 года выплаты пособий были прекращены до установления в судебном порядке факта смерти ФИО8 Решение суда об объявлении матери детей умершей было принято в декабре 2012 года, вступило в законную силу 30 января 2013 года, согласно которому ФИО8 объявлена умершей с 29 сентября 2007 года. Пенсии по случаю потери кормильца детям были назначены только с 17.07.2012 г., а ФИО5 – с 01.09.2012 года. Таким образом, по мнению прокурора, в результате незаконного бездействия органов опеки и попечительства дети недополучили пенсии с 29.09.2007 г. (с даты объявления матери умершей), и не получали пособия с 01.01.2011 г. по 05.02.2013 года. В этой связи прокурор просит суд обязать ответчика – ГУ ОПФР в Туруханском районе произвести выплату неполученных пенсий ФИО14 за период с 29.09.2007 г. по 17.07.2012 г., ФИО4 за период с 29.09.2007 г. по 17.07.2012 г., ФИО5 за период с 29.09.2007 г. по 17.07.2012 г., и обязать ответчика в лице Министерства образования и науки Красноярского края произвести выплату неполученных пособий ФИО14, ФИО4 и ФИО5 за период с 01.01.2011 г. по 05.02.2013 г.
В последующем прокурор изменил исковые требования в отношении ответчика – ГУ ОПФР в Туруханском районе, и просил взыскать с администрации Туруханского района компенсацию неполученных пенсий по потере кормильца в пользу ФИО14 в размере 96012 рублей 41 коп., в пользу ФИО4 – в размере 96012 рублей 41 коп., в пользу ФИО5 – в размере 86896 рублей 59 коп.
В судебном заседании помощник прокурора Монахова О.В. доводы иска поддержала по вышеизложенным основаниям. Указала, что орган опеки и попечительства не проконтролировал своевременное установление факта отсутствия родительского попечения со стороны матери детей, а потому решение об объявлении её умершей было принято только в 2012 году. Это повлекло нарушение имущественных прав детей, не получавших в течение 5 лет пенсии по случаю потери кормильца, а также лишенных пособий на их содержание в течение двух лет. Поскольку орган опеки должен был осуществлять надзор за надлежащим исполнением опекунами своих обязанностей, однако этого не сделал должным образом, то считает, что администрация района и должна возместить причиненный детям имущественный ущерб.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО14 – его опекун ФИО6, а также ФИО5 и ФИО4 в судебное заседание не явились, ранее предоставляли заявление о его проведении в свое отсутствие.
Представители ответчика – администрации Туруханского района по доверенности ФИО2 и ФИО1 в судебном заседании иск не признали. ФИО1 – ведущий специалист по охране прав детей Управления образования администрации района пояснила, что незаконного бездействия со стороны органов опеки в отношении детей Г-вых допущено не было. Орган опеки инициировал вопрос по лишению родительских прав отца детей – ФИО7, впоследствии орган опеки также обращался в суд и с вопросом установления факта утраты родительского попечения со стороны матери детей, объявления её умершей, однако судом данное заявление было возращено на доработку. Сначала выплаты денежных средств на содержание опекаемых детей производились Министерством образования и науки на основании справок с милиции о розыске матери, затем выплаты приостановили, мотивируя это необходимостью получения свидетельства о смерти матери. При этом решение о приостановлении либо прекращении выплат администрация Туруханского района не принимала. Решение суда об объявлении ФИО8 умершей было принято в 2012 году, и опять же по заявлению специалиста органа опеки детям были назначены пенсии по случаю потери кормильца. Опекуны детей ни разу не обращались в орган опеки с вопросом оказания содействия в назначении пенсий или возобновлении выплаты пособий.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте его рассмотрения извещен своевременно надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, выслушав прокурора, и представителей администрации района, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 17-2 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка» установлено, что выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) осуществляется органом исполнительной власти края, уполномоченным Правительством края. Назначение и выплата указанных денежных средств производится на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), родители которых не известны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание, в том числе в связи с лишением их родительских прав, розыском родителей опекаемого органами внутренних дел в связи с отсутствием сведений об их месте нахождения (оформленном в установленном порядке). Для получения денежных средств на ребёнка опекун представляет в орган опеки и попечительства муниципального района по месту жительства с опекаемым ребёнком ряд документов, в том числе заявление о назначении денежных средств, копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребёнком единственного или обоих родителей. Назначение и выплата денежных средств на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей, находящихся под опекой, осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства со дня установления опеки. Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с момента обращения опекуна устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств или об отказе в их назначении, копия которого выдаётся опекуну. Органы опеки и попечительства направляют решение о назначении денежных средств или прекращении их выплаты в орган исполнительной власти края, уполномоченный Правительством края, в течение 5 дней с момента принятия, а также представляют иную информацию, имеющую значение для осуществления выплаты указанных денежных средств.
Основания для приостановления и прекращения выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) установлены той же статьей Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», перечень является исчерпывающим.
В силу ст.28 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно ст.1069 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что постановлениями администрации Туруханского района №№440-п, 441-п и 442-п от 10 июня 2008 года в связи с утратой родительского попечения над несовершеннолетними ФИО4, 07.05.1995 года, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (лишением родительских прав по решению Партизанского районного суда от 22.09.2008 года отца несовершеннолетних – ФИО7, и розыском матери несовершеннолетних – ФИО8) была установлена опека, над несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство. Попечителем назначен ФИО10, опекунами – ФИО9 и ФИО6 (л.д.13,14). 5 и 12 ноября 2008 года администрацией района были изданы соответствующие распоряжения о назначении и выплате с 03 октября 2008 года денежных средств на содержание опекаемых детей ФИО12, Сергея и Вадима их попечителю и опекунам (л.д.17-19).
Из объяснений сторон в судебном заседании следует, что денежные выплаты опекунам и попечителю детей производились с момента назначения до 01.01.2011 года, после чего по инициативе Министерства образования и науки Красноярского края выплаты прекратились. При этом орган опеки и попечительства администрации Туруханского района не принимал решения о прекращении либо приостановлении выплат, и по устной информации, полученной последним из Министерства образования и науки, такие выплаты были прекращены ввиду отсутствия свидетельства о смерти матери детей.
Вместе с тем, в материалах дела имеются справки о розыске ФИО8, выданные ОМВД России по Туруханскому району в 2008, 2009, 2010 годах (л.д.11-12), следовательно, обязанность по предоставлению справок о розыске родителя, предусмотренная ч.10 ст.17-2 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», опекунами детей и органом опеки была выполнена. При таких обстоятельствах, по мнению суда, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в лице Министерства образования и науки незаконно, без соответствующего решения органа опеки и попечительства, при отсутствии на то правовых оснований, была прекращена выплата денежных средств опекунам и попечителю детей Г-вых. Следовательно, вред, причиненный в результате незаконных действий этого органа оставшимся без попечения родителей детям, должен быть возмещен Министерством образования и науки Красноярского края посредством выплаты неполученных денежных средств на содержание детей.
При определении периода, за который надлежит выплатить недополученные денежные средства на содержание детей, суд учитывает, что в силу ч.9 ст.17-2 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» выплата денежных средств опекуну (попечителю) прекращается при наличии ряда оснований, в том числе прекращения опеки (попечительства) по основаниям, предусмотренным законодательством.
Согласно п.3 ст.40 Гражданского Кодекса РФ попечительство над несовершеннолетними прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетними подопечными восемнадцати лет, а также при вступлении в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Поскольку ФИО5 достигла совершеннолетия 17 марта 2012 года, то соответственно её попечитель мог получать денежные выплаты на её содержание до 17.03.2012 г., в связи с чем исковые требования прокурора о возложении на Министерство образования и науки обязанности произвести выплату денежных средств на её содержание по 05.02.2013 года, удовлетворены быть не могут.
В этой связи суд находит необходимым удовлетворить исковые требования в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края произвести выплату денежных средств на ФИО11 в период с 01.01.2011 г. по 05.02.2013 г., на ФИО5 – с 01.01.2011 г. по 17.03.2012 г.
При разрешении требований о взыскании с администрации Туруханского района сумм неполученных пенсий по потере кормильца суд не находит правовых оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст.9 п.2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Иждивение детей, не достигших возврата 18-ти лет, предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигшими возраста 18 лет.
Согласно ст.19 того же Федерального закона трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией и на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Как установлено в судебном заседании – ФИО8 объявлена умершей решением суда от 28.12.2012 года, днем смерти постановлено считать 29.09.2007 г. Соответствующее свидетельство о смерти ФИО8 выдано Туруханским территориальным отделом ЗАГС 05 февраля 2013 года. В июле 2013 года орган опеки и попечительства обратился в ГУ ОПФР в Туруханском районе с заявлениями о назначении детям ФИО13 пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем такая пенсия обоснованно была назначена с даты, на год предшествующей дню обращения за выплатой пенсии (л.д.27).
Заявляя требования о взыскании с администрации района сумм неполученных детьми пенсий за период со дня смерти матери до дня обращения за выплатой этих пенсий, истец ссылается на незаконное бездействие органов опеки и попечительства в этой части, однако каких-либо доказательств этого суду не представлено. Так, по утверждению ответчика в лице представителя администрации Туруханского района, и это не опровергнуто истцами, со дня установления опеки и попечительства над детьми орган опеки и попечительства инициировал лишение отца детей родительских прав, установление в судебном порядке факта отсутствия родительского попечения над детьми, подачу заявления о назначении детям пенсии по случаю потери кормильца. То обстоятельство, что в период с 2008 по 2012 годы опекуны детей, или орган опеки и попечительства не обращались в суд с заявлением об объявлении умершей или признании безвестно отсутствующей матери детей, само по себе не свидетельствует о нарушении имущественных прав детей. Здесь следует учитывать, что достоверно не было известно о смерти ФИО8, и органами внутренних дел производился её розыск. Не представил истец суду и доказательств того, что опекуны детей обращались в орган опеки и попечительства за оказанием содействия в установлении факта смерти матери детей, и им в этом было необоснованно отказано.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления незаконным бездействия со стороны органов опеки и попечительства Туруханского района при назначении детям пенсии по случаю потери кормильца, а потому полагает необходимым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в этой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края произвести за счет казны Красноярского края выплату денежных средств на содержание опекаемых детей - ФИО14 за период с 01.01.2011 г. по 05.02.2013 г., ФИО4 за период с 01.01.2011 г. по 05.02.2013 г., ФИО5 – за период с 01.01.2011 г. по 17.03.2012 г., которые зачислить на расчетные счета детей в ОАО «Сбербанк России».
Исковые требования в части взыскания с администрации Туруханского района компенсаций невыплаченных сумм пенсий по потере кормильца - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Туруханский районный суд.
Председательствующий Ю.В.Вениченко