ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-339/2018 от 16.02.2018 Давлекановского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2-339/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2018 года г.Давлеканово

Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Конавченко А.А.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан, поданного в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц, об ограничении доступа к информации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Давлекановского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой Давлекановского района в рамках мероприятий по осуществлению надзора за исполнением законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации путем мониторинга размешенной на сайтах сети Интернет информации по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548, выявлен факт незаконной реализации входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA. Указанная страница сайта содержит информацию, направленную на реализацию входных билетов на 21-й чемпионат мира по футболу, данный сайт не является официальным агентом по продаже билетов на Чемпионат Мира по футболу 2018. На сайте действует электронная форма заказа билетов и текст «купить билет», то есть с помощью данного сайта осуществляется незаконная реализация и распространение входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA. В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении установленных федеральными законами требований законодательства (далее Федеральный закон № 149-ФЗ). В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с F1FA или уполномоченными организациями FIFA не допускается. На официальном сайте FIFA размещена информация о том, что все билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и на Кубок Конфедераций FIFA 2017 в России можно будет приобрести исключительно на сайте www.fifa.com/tickets, а во время последнего этапа продаж - в Центрах продажи билетов FIFA в принимающих городах Российской Федерации. Любые билеты, приобретенные из других источников (например, через нелегальных посредников, таких как брокеры, интернет-аукционы, интернет-агенты по продаже билетов, интернет-платформы и прочие неофициальные платформы по обмену билетов), будут автоматически аннулированы после их идентификации и не будут давать обладателю права доступа на стадион, получения возмещения билета и прочих компенсаций. Статьей 159 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Статьей 14.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию. Статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, в том числе путем мошенничества. Таким образом, размещение в сети «Интернет» в свободном доступе информации, направленной на незаконную реализацию входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, которые будут аннулированы после их идентификации и не будут давать обладателю билета права доступа на стадион, получения возмещения стоимости билета и прочих компенсаций, то есть информации, направленной на совершение мошеннических действий, за что законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является распространением запрещенной информации. Согласно п.4 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно п.5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В силу ч.ч.1, 2 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с п.5 ст. ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения сведений в Реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с п.3 ст. ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п.п. 2, 3 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенная на Интернет сайте https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548 информация находится в свободном доступе, допуск к ней имеет неопределенный круг лиц. На основании изложенного, прокурор предлагает признать информацию, размещенную на Интернет сайте по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Включить названный материал в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (<адрес>), для включения сайта в сети «Интернет» по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548 в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В судебном заседании прокурор Федоров А.В. заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, руководитель управления ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан.

Выслушав прокурора Федорова А.В., исследовав представленные материалы, суд находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Частью 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности (ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

На основании п.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п.13 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ).

По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети «Интернет» представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с F1FA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.

На официальном сайте FIFA размещена информация о том, что все билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и на Кубок Конфедераций FIFA 2017 в России можно будет приобрести исключительно на сайте www.fifa.com/tickets, а во время последнего этапа продаж - в Центрах продажи билетов FIFA в принимающих городах Российской Федерации. Любые билеты, приобретенные из других источников (например, через нелегальных посредников, таких как брокеры, интернет-аукционы, интернет-агенты по продаже билетов, интернет-платформы и прочие неофициальные платформы по обмену билетов), будут автоматически аннулированы после их идентификации и не будут давать обладателю права доступа на стадион, получения возмещения билета и прочих компенсаций.

Из акта осмотра, проведенного помощником прокурора Давлекановского района РБ - В.И. ДД.ММ.ГГГГ в присутствии понятых - И.Ф. и - Р.И. в помещении служебного кабинета прокуратуры Давлекановского района, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, следует, что произведен осмотр Интернет-страницы по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548. Участвующим лицам объявлено о применении технических средств, с помощью которых зафиксированы ход и результаты осмотра: <данные изъяты>. Осмотр производился в условиях ясной погоды, при естественном освещении. Изображения, отображённые на экране при осмотре сайта, зафиксированы при помощи клавиши «PrtSc» (скриншот) и отражены в акте осмотра. В ходе осмотра установлено, что информация, размещенная на странице сайта с сетевым адресом: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548, посягает на авторитет государственной власти, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости незаконного дистанционного приобретения входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, на сайте не являющимся официальным агентом по продаже билетов, чем побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Размещенная на указанном сайте информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA. При этом не указано, что официальным сайтом продажи входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA является www.fifa.com/tickets. На осматриваемой Интернет-странице указывается ссылка: «купить билеты» на любую игру чемпионата мира по футболу FIFA 2018, данные обстоятельства подтверждаются скриншотами Интернет-страницы.

Таким образом, размещение в сети «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548 в свободном доступе информации, направленной на незаконную реализацию входных билетов на мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, которые будут аннулированы после их идентификации и не будут давать обладателю билета права доступа на стадион, получения возмещения стоимости билета и прочих компенсаций, то есть информации, направленной на совершение мошеннических действий, за что законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является распространением запрещенной информации, что является достаточным основанием для признания указанного материала информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учитывая изложенное, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан, поданного в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц, об ограничении доступа к информации удовлетворить.

Признать информацию, направленную на реализацию и распространение входных билетов на Чемпионат Мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, размещенную на Интернет сайте по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Включить информацию, направленную на реализацию и распространение входных билетов на Чемпионат Мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, размещенную на Интернет сайте по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548, в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (<адрес>), для включения сайта в сети «Интернет» по электронному адресу: https://footballtickets2018.com/?yclid=18345988766158296548 в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Давлекановский районный суд РБ.

Судья: подпись

Верно. Судья: А.А.Конавченко

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-339/2018 Давлекановского районного суда РБ.