Дело №2-33/1-20
УИД 32RS0018-01-2019-000518-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Красная Гора 13 мая 2020 года
Красногорский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи - Сидорова Р.Н.,
при секретаре - Ганжур Ж.Н.,
с участием: представителя истца – пом. прокурора Красногорского района – Антипова А.И.,
представителя ответчика ФИО1 – адвоката Медведева Р.В.,
представителя ответчика – администрации Красногорского района Брянской области по доверенности – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногорского района Брянской области к ФИО1, администрации Красногорского района Брянской обл. о взыскании неосновательного обогащения и признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурором Красногорского района была проведена проверка в результате которой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Красногорскую поселковую администрацию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Красногорской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 была признана нуждающейся в жилом помещении, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Красногорскую поселковую администрацию с заявлением о включении ее в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2011-2015 годы. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в Красногорскую поселковую администрацию поступило заверенное нотариусом заявление о выдаче государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ государственный жилищный сертификат ФИО1 был выдан. ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрела у дочери, на средства государственного жилищного сертификата жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Покурор указал, что в 2010 г. ФИО1 была совершена сделка по отчуждению ? доли в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес><адрес><адрес>. При этом, общая площадь указанного жилого дома составляла 60,6 кв.м. По мнению прокурора, перед получением государственного жилищного сертификата ФИО1 намеренно ухудшила свои жилищные условия, кроме того произведенную сделку по отчуждению указанной доли она, при оформлении пакета документов для получения сертификата, скрыла. При таких обстоятельствах, ФИО1 была необоснованно признана нуждающейся в жилом помещении, что повлекло за собой необоснованное предоставление ей государственного жилищного сертификата. В связи с изложенным, прокурор просил суд: признать незаконными действия Красногорской поселковой администрации Красногорского района Брянской обл. по включению ФИО1 в сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.; признать незаконным постановление Красногорской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на жилищный учет жителей пгт. Красная Гора» в части постановки на очередь для получения жилья и улучшения жилищных условий ФИО1; взыскать с ФИО1 в доход Российской Федерации денежные средства неосновательного обогащения в размере 1 062 600 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФИО1 пояснил в судебном заседании, что с исковыми требованиями он не согласен по следующим основаниям: поданный ФИО1 пакет документов должен был проверяться соответствующими должностными лицами, она не обязана заниматься проверкой документов. Кроме того, ею были предоставлены реальные документы из Росреестра, содержащие в себе информацию о наличии (отсутствии) у нее жилых помещений. Жилое помещение, которое принадлежало на праве собственности четырем собственникам, имеет общую площадь 60,6 кв.м., однако в нем зарегистрировано шесть человек, что при разделе площади на каждого зарегистрированного не образует установленной нормы площади на территории Красногорского района. Кроме того, просил суд применить срок исковой давности, так как согласно инвентарного дела <адрес><адрес> имеются сведения о наличии у ФИО1 на праве общей долевой собственности ? доли в указанном жилом помещении. Данную информацию компетентные органы могли были проверить и убедиться в том, что на момент обращения с заявлением ФИО1 производила отчуждение данной доли.
Представитель администрации Красногорского района пояснил, что в распоряжени Красногорской поселковой администрации не имелось сведений о <адрес> в д. <адрес>, так как ФИО1 предоставила справки об отсутствии сделок с недвижимостью за пять прошлых лет. Однако просил суд, отказать в иске, в связи с пропуском срока исковой давности.
ФИО1 в судебное заседание не прибыла, была уведомлена о дате и времени рассмотрения дела.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители третьих лиц не прибыли в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела.
В связи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Принятие на учет для получения государственного жилищного сертификата и выдача сертификата регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», утвержденных постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Для получения государственного жилищного сертификата (ГЖС) граждане-участники Основного мероприятия представляют заявление на участие в подпрограмме с приложением перечисленных в пункте 44 Правил, пункте 2 Приложения N2 к Приказу 181 документов, в том числе, обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N6 к Правилам.
В соответствии с п.44(1) Правил в случае непредоставления или неполного предоставления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину-участнику основного мероприятия не вручается.
В соответствии со ст.1105 ГК РФ, в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Пунктом 44(1) Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п. 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Согласно п. 16(2) Правил в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а", "б" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст.10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Постановлением Красногорской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 была включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Из государственного жилищного сертификата (корешок) от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 получила жилищный сертификат на сумму 1062600 руб.
Согласно выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежала ? доли в жилом доме, расположенным по адресу: <адрес><адрес>. Право собственности было прекращено ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах доводы прокурора, в части того, что ФИО1 перед полученим государственного жилищного сертификата были предприняты меры по ухудшению жилищных условий суд находит обоснованными, так как ею было произведено отчуждение ? доли в указанном выше жилом помещении.
Данные действия ФИО1 суд расценивает как не добросовестное поведение. В связи с тем, что указанные действия были ею предприняты непосредственно перед получением государственного жилищного сертификата, то у суда не имеется сомнений, что ФИО1 произвела их исключительно для приобретения права на получение жилищного сертификата. Кроме того, из справок, которые она предоставила в Красногорскую поселковую администрацию, усматривается, что у нее отсутствуют, за предыдущие 5 лет постановке на жилищный учет, сделки по отчуждению недвижимого имущества. Данные справки она предоставляла в поселковую администрацию сама, что следует из их содержания. Однако, она при этом была осведомлена о проведенной сделке по отчуждению доли в недвижимом имуществе, но данное обстоятельство скрыла при подачи документов о постановке на жилищный учет. При таких обстоятельствах, у Красногорской поселковой администрации оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении не имелось.
Доводы представителя ФИО1, суд находит необоснованными, так как ФИО1, в нарушение п.44 Правил, сокрыла от уполномоченного органа информацию о наличии произведенной сделки по отчуждении ? доли в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес><адрес><адрес>. Тот факт, что в указанном домовладении было зарегистрировано шесть человек, не является основанием для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, так как данные лица были вселены четырьмя собственниками добровольно, при этом понимая об ухудшении своих жилищных условий.
Доводы представителя ФИО1 о пропуске истцом срока исковой давности, суд находит не обоснованным, так как из пакета документов, который ФИО1 предоставила в распоряжение Красногорской поселковой администрации (л.д.19), следует, что инвентарного дела на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, на которое ссылался представитель ответчика, ею не предоставлялось. Между тем, ФИО1 предоставила справки об отсутствии у нее недвижимого имущества, из уполномоченных организаций, достоверность которых у поселковой администрации обоснованно не вызвали сомнений. В связи с чем, при постановке ее на учет, как лицо нуждающееся в жилом помещении, у поселковой администрации не могло возникнуть никаких сомнений о недостоверности предоставленных ею сведений. Обстоятельства отчуждения ФИО1 ? доли стали известны только в декабре 2019 г., что пояснил пом. прокурора, а также представитель администрации Красногорского района. Таким образом, срок исковой давности, по мнению суда, прокурором не пропущен.
При таких обстоятельствах суд находит доводы прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как жилищный сертификат ФИО1 был получен не обоснованно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Красногорского района Брянской области к ФИО1, администрации Красногорского района Брянской обл. о взыскании неосновательного обогащения и признании действий незаконными – удовлетворить.
Признать незаконными действия Красногорской поселковой администрации Красногорского района Брянской обл. по включению ФИО1 в сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
Признать незаконным постановление Красногорской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на жилищный учет жителей пгт. Красная Гора» в части постановки на очередь для получения жилья и улучшения жилищных условий ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в доход Российской Федерации денежные средства неосновательного обогащения в размере 1 062 600 руб.
Обеспечительные меры, примененные Красногорским районным судом Брянской области согласно определения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого <адрес> в д. <адрес>, отменить по вступлению решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с подачей жалобы через Красногорский районный суд.
Судья: Сидоров Р.Н.
Резолютивная часть решения суда оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ