ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/19 от 21.01.2019 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-33/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск Кировской области 21 января 2019 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Костина А.В.,

при секретаре Гудовских М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бисерова А.В. к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по выплате субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Бисеров А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что он проживает в жилом помещении по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. С ноября 2017 г. по апрель 2018 г. он получал субсидию на оплату услуг ЖКХ в размере *** руб. 10 мая текущего года он обратился в Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе за предоставлением указанной субсидии, в чём решением *** от ДАТА ИЗЪЯТА ему было отказано без указания причин. Истец считает, что отказ был необоснованным, так как в расчёте субсидии, составленном ответчиком, взят стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг *** руб. (для получателей субсидий, проживающих в жилых домах), а должен быть взят в размере *** руб., согласно приложению к постановлению Правительства Кировской области от 20.11.2017 №81-П. При таком порядке расчёта размер субсидии, по мнению истца, составляет *** руб. Истец просит признать решение *** от ДАТА ИЗЪЯТА об отказе в предоставлении субсидии недействительным и обязать ответчика произвести расчёт и выплатить причитающуюся истцу сумму субсидии за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА.

В ходе судебного разбирательства истец Бисеров А.В. на иске настаивал, пояснив, что считает, что при расчёте субсидии в отношении него должен применяться стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее – стандарт стоимости ЖКУ) для граждан, проживающих в многоквартирных домах (далее – МКД), поскольку он живёт в таком доме. Дом не является домом блокированной застройки, он не обладает признаками такового. Выплата субсидии прекращена неправомерно, при отсутствии законных оснований для этого.

Представители ответчика – начальник КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» (далее - КОГКУ «УСЗН в Омутнинском районе», УСЗН) Одинцов В.Б. и Савватеева С.В. исковые требования не признали, представив письменные возражения, согласно которым областной стандарт стоимости ЖКУ для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям Кировской области утверждён постановлением правительства Кировской области от 20.11.2017 №81-П для: получателей субсидий, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах (определённых категорий граждан); получателей субсидий, проживающих в жилых домах. Для домов блокированной застройки областные стандарты не утверждены. Согласно разъяснениям министерства социального развития Кировской области и министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, при расчёте размера субсидии собственнику жилого помещения, расположенного в доме блокированной застройки, следует применять областной стандарт для получателей субсидий, проживающих в жилых домах. По информации, размещённой на официальном сайте ГИС ЖКХ, а также предоставленной администрацией Песковского городского поселения, дом по адресу: Кировская область, Омутнинский район, п. Песковка, ул. Владимирова, д. 3а, является домом блокированной застройки. Поэтому при обращении Бисерова А.В. в мае 2018 г. при расчёте субсидии применялся стандарт для муниципального образования Песковское городское поселение для получателей субсидий, проживающих в жилых домах, на одного члена семьи из трёх и более человек, в размере *** руб. Ответчик считает, что решение №396 от 16.05.2018 вынесено правомерно, в связи с чем просит отказать в иске.

Также представители ответчика пояснили, что к Бисерову А.В. не могут быть применены иные стандарты стоимости ЖКУ, поскольку он не относится к категориям получателей субсидий, проживающих в жилых помещениях, расположенных в МКД, для которых утверждены такие стандарты. Так, жильцы дома, в котором проживает истец, не платят взносы на капитальный ремонт; дом не является аварийным. В связи с социальной напряжённостью на основании письма минсоцразвития Кировской области в отопительный период для жителей, проживающих в жилых домах блокированной застройки, применяется стандарт стоимости ЖКУ для жителей, проживающих в домах, признанных аварийными. Истец получает такую субсидию. В летний период применялся и, возможно, снова будет применяться стандарт для жилых домов. В компетенцию ответчика не входит отнесение домов к той или иной категории. Принадлежность дома к домам блокированной застройки определили органы местного самоуправления.

К участию в деле в качестве третьего лица, не предъявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области, направившая письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие её представителя. Указала, что в доме, расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, площадью 273,2 кв.м., имеются три квартиры, соединённые общими стенами, без проёмов с соседними блоками. Дом расположен на отдельном земельном участке с отдельными выходами, не имеет мест общего пользования. Собственники данного дома не оплачивают и, как следует из разъяснений Фонда капитального ремонта, не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1). Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч. 2). Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3).

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 6).

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761.

Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с п. п. 3 и 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с п. п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С1 - размер субсидии (в рублях); ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях); n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил; МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах); Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

Постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2017 №299-П (в ред. постановления от 20.11.2017 №81-П) утверждён областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям области на 2017 год, который является действующим в настоящее время.

Согласно приложению к указанному постановлению, по муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области (п. 179) стандарт стоимости ЖКУ утверждён для следующих категорий граждан (на одного члена семьи из трех и более человек):

1) получатели субсидий, проживающие в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах:

- пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение.– *** руб.;

- собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт – *** руб.;

- собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт – *** руб.;

2) получатели субсидий, проживающие в жилых домах – *** руб.

Согласно решению КОГКУ «УСЗН в АДРЕС ИЗЪЯТ» *** от ДАТА ИЗЪЯТА (л. 14), ДАТА ИЗЪЯТА в УСЗН обратился Бисеров А.В., проживающий по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, за предоставлением социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так как среднедушевой доход его семьи из пяти человек выше прожиточного минимума, то в соответствии с п. 23 Правил размер субсидии был определён по вышеприведённой формуле (при этом стандарт стоимости ЖКУ применён в размере *** руб. как для получателей субсидий, проживающих в жилых домах) и составил -*** руб., то есть отрицательную величину, в связи с чем Бисерову А.В. было отказано в предоставлении субсидии.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ (л. 33-39), он состоит из трёх квартир, имеющих отдельные выходы на земельный участок, на котором он расположен.

Согласно письму министерства социального развития Кировской области от 19.06.2018 №1384-46-05-06 (л. 27-29), управлениям социальной защиты населения рекомендовано использовать сведения о включении жилых помещений в Программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов, которая размещена на официальном сайте Правительства Кировской области, либо использовать сведения, размещённые на сайте Фонда капитального ремонта кировской области. При расчёте размера субсидии собственнику жилого помещения, расположенного в доме блокированной застройки, не включённого в Программу капитального ремонта, следует применять региональный стандарт для получателей субсидий, проживающих в жилых домах. Кроме того, эта же позиция содержится в письме министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области №5262 от 08.02.2018 (ответ на 2 вопрос).

Из пояснений представителей ответчика установлено, что жилой дом, в котором проживает Бисеров А.В., на сайте ГИС ЖКХ отнесён к домам блокированной застройки (указанная информация является общедоступной), в связи с чем к нему и был применён областной стандарт стоимости ЖКУ в размере *** руб.

Истцом представлен ответ на его обращение из государственной жилищной инспекции Кировской области (письмо от 10.09.2018) (л. 30-31), из которого следует, что, в соответствии с определением, содержащимся в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. Исходя из сведений, содержащихся на сайте в сети Интернет «Публичная кадастровая карта» ppk5.rosreestr.ru, не следует, что жилые помещения, входящие в состав МКД, расположены на отдельных земельных участках. Кроме того, по мнению Росреестра, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков.

Для решения вопроса, имел ли Бисеров А.В. на момент обращения за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг право на её получение, необходимо определить, какой региональный стандарт подлежал применению в данном случае.

Как следует из искового заявления, истец считает, что к нему следует применить областной стандарт, установленный для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Согласно ч. 2 ст. 169 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 170 ЖК РФ, законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Согласно ч. 5 ст. 181 ЖК РФ, в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В данном случае в суд не представлено сведений, что жилой дом является аварийным либо собственники жилых помещений по иным основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 5 ст. 181 ЖК РФ, не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Иные областные стандарты стоимости ЖКУ для граждан, проживающих в МКД (для пользователей помещений, нанимателей по договорам социального найма, членов жилищных кооперативов, собственников жилых помещений, уплачивающих взносы на капитальный ремонт), для истца также не применимы, поскольку он не относится к данным категориям граждан.

Областной стандарт для граждан, проживающих в домах блокированной застройки, отсутствует.

Таким образом, даже при условии отсутствия оснований для применения к истцу областного стандарта для получателей субсидий, проживающих в жилых домах, какой-либо иной стандарт в отношении него также не мог быть применён.

При этом законность отнесения жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, к категории домов блокированной застройки в установленном порядке не оспорена, иного не доказано.

Ссылка истца на отсутствие предусмотренных пунктом 60 Правил оснований для прекращения выплаты субсидии отклоняется судом, поскольку, в соответствии с п. 51 Правил, субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Согласно п. 42 Правил, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

В данном случае имел место отказ в предоставлении субсидии, а не прекращение её выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бисерову А.В.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.

Судья А.В. Костин

Мотивированное решение принято 28.01.2019