ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/19 от 23.05.2019 Александрово-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-33/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2019 года с. Александровский Завод

Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,

при секретаре Дмитриевой Ю.Н.,

с участием помощника прокурора Александрово-Заводского района Капустина Д.В.,

представителей ответчиков:

администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО7,

администрации сельского поселения «Чиндагатайское» - и.о. главы сельского поселения «Чиндагатайское» ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Зенковой Валентины Геннадьевны к администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», Министерству территориального развития Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении для предоставления социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (природных пожаров), произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, признании права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, возложения на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанности по включению в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Зенковой В.Г. обратился в суд с иском с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что ФИО5 постоянно проживала в подвергшемся уничтожению огнем домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляла фактическое владение жилым помещением и его содержанием (подтверждается оплатой коммунальных услуг, налога и пр.). В силу действующего законодательства Зенкова В.Г. имеет право на получение мер социальной поддержки, как лицо, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, Зенковой В.Г. отказано в предоставлении по ее заявлению от 13 мая 2019 года мер поддержки в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом. Такая позиция органов государственной власти края противоречит целям правового регулирования рассматриваемых правоотношений на федеральном и региональном уровнях. Социальная поддержка в данном случае направлена на оказание помощи лицу, которое, постоянно проживая в районах Забайкальского края, утратило свое жилье. Отказ включения Зенковой В.Г. в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов на жилое помещение. Установлено, что Зенкова В.Г. не имеет документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение. Вместе с тем, факт фактического владения Зенковой В.Г. сгоревшим жилым помещением подтверждается следующими доказательствами: справкой о составе семьи, выпиской из похозяйственной книги, информацией Александрово-Заводского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о пользовании ею мерами социальной поддержки по указанному адресу через почтовое отделение, информацией клиентской службы ГУ УПФР г. Краснокаменск о получении ею пенсии через почтовое отделение, сведениями АО «Читаэнергосбыт», ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ». Непринятие Зенковой В.Г. мер по надлежащему оформлению в собственность утраченного дома не может являться основанием для отказа в оказании социальной поддержки. Социальная поддержка граждан, лишившихся жилья в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, возможна в виде предоставления жилого помещения и предоставления социальных выплат на строительство жилых помещений. Зенкова В.Г. выбрала следующий вид поддержки - предоставление жилого помещения. В связи с изложенным, прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края, просит установить факт постоянного проживания Зенковой В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> для предоставления социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года; признать за Зенковой В.Г. право на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность по включению Зенковой В.Г. в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация сельского поселения «Чиндагатайское», Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю.

Зенкова В.Г., будучи надлежаще извещенной о слушании дела, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании помощник прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Капустин Д.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что на момент пожара, произошедшего 19 апреля 2019 года, Зенкова В.Г. проживала и имела регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Дом был построен в 70-х годах, право собственности на него не оформлялось, на земле, которую выдал ее супругу ФИО11 сельский совет. Право собственности не было зарегистрировано, так как ранее этого не требовалось. В дальнейшем после смерти супруга, фактически вступив в право наследования, Зенкова В.Г. своих прав не оформила на дом и землю. Из документов на дом и земельный участок ничего не сохранилось, было все уничтожено пожаром. В настоящее время временно проживает в <адрес>.

Представитель администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО7, признавая требования прокурора в полном объеме, дополнительно пояснила, что на момент пожара произошедшего в селе Шара ФИО2 находилась и проживала на территории села Шара <адрес>. Она признана пострадавшей от пожара, ей выплачена единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь, в вязи с полной утратой ею имущества первой необходимости в чрезвычайной ситуации. Истец не имеет иного жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Вр.И.о. главы сельского поселения «Чиндагатайское» ФИО8, полагает требования прокурора в интересах Зенковой В.Г. подлежащими удовлетворению, указала, что Зенкова В.Г. действительно зарегистрирована и проживала на момент пожара по <адрес>, иного жилья в собственности она не имеет. Согласно похозяйственной книге жилой дом ранее имел , затем стал 52, предположила, что дом под номером 52 был возведен на месте, где ранее находился <адрес>, который давно был уничтожен пожаром.

В судебное заседание ответчики Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Ответчик Министерство территориального развития Забайкальского края представило отзыв на иск, в котором решение по заявленным требованиям прокурора оставили на усмотрение суда, при этом указали на то, что решение об отказе во включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, было принято, в связи с непредставлением истцом правоустанавливающих документов на утраченное в результате пожара жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю ФИО9 в своем отзыве на исковое заявление прокурора в интересах Зенковой В.Г., признавая право истца на включение в список граждан, нуждающихся в получении жилого помещения (получение жилищного сертификата), в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, указывает на необходимость оспаривания решения об отказе включения истцов в указанный список в порядке, установленном Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации. Изменении статуса управления с ответчика на третье лицо. В дополнительном ходатайстве просит исключить УФМС России по Забайкальскому краю из числа ответчиков, ссылаясь на Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 года об упразднении ФМС РФ. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя УМВД России по Забайкальскому краю.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав помощника прокурора района, явившихся представителей ответчиков, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 26 апреля 2019 года «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Президент Российской Федерации постановил считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий природных пожаров на территории Забайкальского края, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от пожара, восстановление сельскохозяйственных ресурсов, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры чабанских стоянок, жилищно-коммунального хозяйства.

В подпункте «г» пункта 2 данного Указа Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 года поручено решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Временно исполняющим обязанности Губернатора Забайкальского края А.М. Осиповым 04 мая 2019 года утверждено постановление «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края», пунктом 1 названного постановления установлено, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации , пострадавшим в результате природных пожаров на территории Забайкальского края признаются граждане, а также члены их семей, включенные на основании заявлений в списки граждан, пострадавших от пожаров, которые составлены комиссиями, образованными уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых подверглись пожарам.

В Пункте 2 Постановления Правительства Забайкальского края установлено, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшим в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Пунктом 4 названного Постановления определено, что факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов: 1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими учреждениями; 2) выписка из домовой книги; 3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи; 4) показания на месте двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел.

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Постановлением Правительства Забайкальского края 08 мая 2019 года утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.

Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания;

имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания;

не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности в Забайкальском крае иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совестно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного жилого помещения однократно.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности.

Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области архитектурной и градостроительной деятельности является Министерство территориального развития Забайкальского края.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.

В судебном заседании установлено, что в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточным температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров постановлением Губернатора Забайкальского края от 19.04.2019 на территории Забайкальского края с введен режим чрезвычайной ситуации.

В результате чрезвычайной ситуации ущерб причинен имуществу и жилым помещением граждан, проживающих в населенных пунктах Агинского, Акшинского, Александрово-Заводского, Балейского, Борзинского, Дульдургинского, Забайкальского, Калганского, Краснокаменского, Могойтуйского, Нерчинского, Оловянинского, Ононского, Приаргунского районов.

Согласно приложению к постановлению Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года <адрес>, сельского поселения «Чиндагатайское» Александрово-Заводского района Забайкальского края включено в зону чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами.

Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края обратился в суд в интересах Зенковой В.Г. в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Обращаясь с вышеуказанным заявлением, истцы просят установить факт постоянного проживания Зенковой В.Г. в уничтоженном пожаром жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> целью включения ее в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, а также не оспаривалось сторонами, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону пожара, произошедшего в селе Шара Александрово-Заводского района 19 апреля 2019 года.

Также не оспаривалось, что истец Зенкова В.Г., в связи с чрезвычайной ситуацией признана пострадавшей от пожара, ей выплачены единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь, в вязи с полной утратой ими имущества первой необходимости в чрезвычайной ситуации в размере 10000 и 100000 рублей (л.д. , ).

В материалы дела представлена копия акта визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в <адрес>, составленного 22 апреля 2019 года комиссией по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайных ситуаций муниципального района «Александрово-Заводский район», согласно которому в результате проведенного визуального обследования индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь 37 кв.м., установлено, что жилой дом в результате пожара уничтожен полностью, восстановлению не подлежит (л.д. ), актом определения степени повреждения объекта установлено 100% степени повреждения объекта недвижимости (л.д. ), актом обследования помещения от 26 апреля 2019 года , составленным межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» от 29 марта 2018 года , выявлены основания для признания непригодным для проживания жилого помещения по <адрес>, дом восстановлению не подлежит (л.д. ), заключением межведомственной комиссии от 26 апреля 2019 года , принято заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на территории Александрово-Заводского района Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для проживания (л.д. ).

Вместе с тем, учитывая результаты рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения и представленных документов, 16 мая 2019 года Министерством территориального развития Забайкальского края вынесено распоряжение -р об отказе Зенковой В.Г. о включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (л.д. ), в связи с не представлением правоустанавливающих документов на утраченное в результате пожара жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. ).

С указанным отказом суд не может согласиться в силу следующего.

Судом установлено, что земельный участок площадью 0,50 га, расположенный по адресу: <адрес> решением Шаринской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен супругу истца Зенковой В.Г. – ФИО11 для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. ). ДД.ММ.ГГГГФИО11, <адрес>, умер (л.д. ). После смерти супруга Зенкова В.Г., фактически вступив в наследование недвижимым имуществом, своих прав на земельный участок и дом, расположенные по адресу: <адрес>, не оформила. При этом Зенкова В.Г. имеет регистрацию и постоянно проживала в указанном выше жилом доме, что подтверждается справкой с места жительства (л.д. ), выпиской из похозяйственной книги (л.д. ), имеет в указанном жилом помещении регистрацию, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте истца (л.д. ), адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВД УМВД России по Забайкальскому краю (л.д. ). Осуществляла фактическое владение жилым помещением и его содержанием, что подтверждается сообщением АО «Читаэнергосбыт» о заключении с нею договора энергоснабжения (л.д. ). ФИО5, зарегистрированная по адресу: <адрес> поставлена на учет в базу данных АС «Адресная социальная помощь» с 18 октября 2001 года, пользуется мерами социальной поддержки как «Ветеран труда», выплаты производились через почтовое отделение (л.д. ). Кроме того, фактическое проживание и регистрация по указанному выше адресу истца подтверждается справкой из ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» (л.д. ), клиентской службы в Александрово-Заводском районе ГУ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное), Зенкова В.Г., зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, является пенсионером, получает пенсию на почте (л.д. ).

Сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, по адресу: <адрес>, в котором проживала Зенкова В.Г. отсутствуют (л.д. , , ), как и отсутствуют сведения о наличии в собственности Зенковой В.Г. жилых помещений в Забайкальском крае и на территории иных субъектов Российской Федерации (л.д. , , ), в реестре муниципального района и сельского поселения жилое посещение по <адрес>, не числится (л.д. , ).

Как следует из показаний свидетеля ФИО12, семья ФИО15 ранее проживали по адресу: <адрес>, проживала одна по <адрес>. земля по этому адресу выделялась супругу истца ФИО11, он там построил дом, но впоследствии этот дом сгорел, тогда Зенковы перенесли на этот земельный участок <адрес>, это раньше был дом их сына, и стали в нем проживать. Поэтому адрес у дома стал Советская, <адрес>, хотя земля была на 54 дом. На момент пожара Зенкова В.Г. проживала в доме Советская 52 одна, была там зарегистрирована. Дом, в котором проживала истец в результате пожара выгорел полностью, все имущество и хозяйство сгорело.

Свидетель ФИО13, медсестра ФАП сельского поселения «Савва-Борзинское», пояснила, что Зенкова В.Г. проживала на обслуживаемом ею участке в <адрес>, обращалась за медицинской помощью, жила одна, на момент пожара также проживала по указанному выше адресу.

Свидетель ФИО14 показала, что раньше она работала в центре социального обслуживания населения и в связи с исполнением ею должностных обязанностей, помогала пожилым, в основном одиноким людям, в быту, ходила в магазин, выполняла порученную ей работу, к их числу относилась и Зенкова В.Г., которая проживала по адресу: <адрес>. Раньше они проживали с супругом ФИО11, сначала у них был большой дом, по <адрес>, но он около 10 лет назад сгорел, после чего они построили на этом же месте новый дом, перенесли 52 дом, на это место и адрес у них стал Советская <адрес>. После смерти супруга Зенкова В.Г. стала проживать одна, и проживала по адресу: <адрес> до произошедшего 19 апреля 2019 года пожара, имела там регистрацию, другое жилье у истицы отсутствует.

Таким образом, судом установлено, что истец Зенкова В.Г. проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> постоянно, имела в нем регистрацию. Доказательств обратному в деле не имеется.

Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года , устанавливает правила и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года.

Из материалов дела следует, что специально созданная органом местного самоуправления администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» - межведомственная комиссия, сделала заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания (л.д. ), что также отражено в акте обследования помещения от 26 апреля 2019 года (л.д. ).

Указанные акт и заключение не отменены, заключение не признано незаконным, недействительным.

Установлено, что Зенкова В.Г. не имеет документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение Вместе с тем, факт фактического владения Зенковой В.Г. сгоревшим жилым помещением подтверждается следующими доказательствами: справкой о составе семьи (л.д. ), выпиской из похозяйственной книги (л.д. ), информацией Александрово-Заводского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о пользовании ею мерами социальной поддержки по указанному адресу через почтовое отделение (л.д. ), информацией клиентской службы ГУ УПФР г. Краснокаменск о получении ею пенсии через почтовое отделение (л.д. ), сведениями АО «Читаэнергосбыт» (л.д. ), ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» (л.д. ), показаниями свидетелей. Жилое помещение, в котором проживала истец, а также документы на него и земельный участок, были уничтожены пожаром, Зенкова В.Г. не имеет иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания, другого жилья, в связи с чем, в силу действующего законодательства Зенкова В.Г. имеет право на получение мер социальной поддержки, как лицо, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец имеет право на включение ее в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Суд полагает, что поскольку Зенкова В.Г. зарегистрирована в жилом доме, иного жилья в собственности, либо доли в праве собственности не имеет, она получила единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией возникшей в результате пожаров в апреле 2019 года, в данном случае установление факта постоянного проживания истца в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, требуется именно для признания за нею права на включение в указанный выше список граждан.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают гражданские дела, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей подведомственность административных дел судам, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно правовой позиции, выраженной в абзаце пятом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса определяется процессуальный закон, подлежащий применению, между сторонами соответствующим образом распределяется бремя доказывания.

Как видно из содержания искового заявления, обращение истцов в суд с иском в порядке, установленном положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обусловлено необходимостью защиты своих жилищных прав относительно получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, как лиц, включенных в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Поскольку в исковом заявлении действия Министерства территориального развития Забайкальского края не оспариваются, спор связан с реализацией истцами прав, установленных, в том числе жилищным законодательством, а также Указом Президента от 26 апреля 2019 года №198, постановлением Правительства Забайкальского края от 04 мая 2019 года №180, от 08 мая 2019 года №184 и принятым Порядком предоставления мер социальной поддержки от 08 мая 2019 года , исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

При этом доводы стороны ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд полагает несостоятельными, поскольку в силу Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года , Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами формируется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности, обеспечивает его согласование с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлением миграционной службы по Забайкальскому краю и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю и направляет на утверждение Губернатору Забайкальского края для последующего представления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; на основании заявки на финансирование социальной выплаты Министерство финансов Забайкальского края осуществляет перечисление средств на расчетный счет уполномоченного органа, который в свою очередь перечисляет средства социальной выплаты на аккредитивный счет.

Поскольку как истец, так и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона вопрос о присуждении к взысканию с ответчиков государственной пошлины, от уплаты которой была освобождена истец, судом не обсуждается.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Зенковой Валентины Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> для предоставления социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года.

Признать за Зенковой Валентины Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Зенкову Валентину Геннадьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Александрово-Заводский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Гарголло