Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Большое Солдатское
Большесолдатский районный суд Курской области в составе:
председательствующего – судьи Верёвкина С.В.,
при секретаре Андреевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО «Любостанский сельсовет Большесолдатского района Курской области» о признании незаконными действия по удержанию налога на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации МО «Любостанский сельсовет Большесолдатского района Курской области» и просит:
- признать незаконными действия администрации по удержанию налога на доходы физических лиц из её ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в период с 1.01.2017 года по 31.12.2019 года;
- обязать администрацию сельсовета прекратить исчисление и удержание из её ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости данного налога с 1.01.2020 года;
- взыскать с ответчика в пользу истца сумму незаконно удержанного налога – 32533 рубля 08 копеек;
- взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей и в сумме 1176 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.
В обоснование своих требований ФИО1 ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она неоднократно избиралась главой Скороднянского сельсовета Большесолдатского района Курской области и исполняла полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия ФИО1 как главы сельской администрации, были прекращены. На основании распоряжения главы Любостанского (правопреемника Скороднянского) сельсовета Большесолдатского района Курской области №№-ро от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии ФИО1», с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, с учетом требований ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 года №35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области №31 ЗКО от 19.04.2013 года). Распоряжением главы Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 11.02.2019 года №4-ро «О перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии гр. ФИО1», с ДД.ММ.ГГГГ был изменен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при исчислении и выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, ФИО1 ежемесячно производилось начисление подоходного налога на физических лиц в размере 13%, который за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был удержан с неё на общую сумму 32533 рубля 08 копеек. Истец полагает, что это незаконно и противоречит требованиям п.2 ч.1 ст. 217 НК РФ, так как ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией и предоставляется за счет средств соответствующего бюджета. Она носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом.
Так как администрацией МО «Любостанский сельсовет Большесолдатского района Курской области» незаконно произведено и производится исчисление подоходного налога с ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, она обратилась с данным иском в суд.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца по Борисов С.В. поддержал позицию своего доверителя и пояснил, что его доверитель в определенный период времени исполняла полномочия главы администрации Скороднянского сельсовета Большесолдатского района и имела правовые основания на получение ежемесячной дополнительной доплаты на основании распоряжения главы администрации Любостанского (правопреемника Скороднянского) сельсовета №-ро от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии ФИО1». Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с данной доплаты удерживался подоходный налог. Считает данное удержание налога необоснованным в соответствии с п.2 ст. 217 НК РФ. В соответствии с законом о государственной пенсии его доверителю назначена государственная пенсия, которая не облагается налогом. Ежемесячная доплата это один из видов это один из видов государственной пенсии. С учетом законодательных актов - федеральных и муниципальных законов, данная доплата к пенсии является социальной выплатой. Потому действия администрации сельсовета по удержанию с неё подоходного налога незаконны. Должность главы сельсовета является должностью муниципального служащего, но есть закон о государственной гражданской службе, госслужба и муниципальная служба пересекаются и несут одинаковые правовые последствия. Верховный суд РФ указал, что доплата взыскивается за счет средств местного бюджета. По требованиям о взыскании госпошлины пояснил, что 300 рублей его доверитель уплатила по требованию неимущественного характера, а 1176 рублей - от взыскиваемой суммы – 32533 рубля 08 копеек. Кроме того, пояснил, что им оказывалась ФИО1 юридическая помощь: делались запросы, подготовка искового заявления в суд, принимал участие в предварительном слушании и в судебном заседании, за что истицей ему было уплачено 15000 рублей.
Представитель ответчика - глава администрации МО «Любостанский сельсовет Большесолдатского района Курской области» ФИО2 - исковые требования не признал и пояснил, что администрация Любостанского сельсовета законно удерживает НДФЛ с ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1, так как данная доплата не является социальной доплатой согласно п.2 ст. 217 НК РФ. Данная доплата не является пенсией за выслугу лет, которая назначается муниципальному служащему. Он понимает положение данной статьи так, что необходимо удерживать с доплаты НДФЛ. Пояснений о том, к какой, если не социальной доплате эта доплата к пенсии относится, не дал указав, что в отношении муниципальных служащих все прописано в ЗКО №35.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 2.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 года «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» предусмотрено, что главам муниципальных образований при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Право на доплату к страховой пенсии в соответствии с настоящим законом имеют главы муниципальных образований, замещающие выборную должность не менее трех лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения, указанных в пунктах 3,6,7,8,9 части 6 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
В соответствии с частями 10 и 11 ст. 13.1 вышеуказанного Закона, размер доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при повышении месячного денежного вознаграждения главы соответствующего муниципального образования.
Перечень документов, необходимых для установления доплаты к трудовой пенсии, правила обращения доплаты за доплатой к трудовой пенсии, назначение доплаты и перерасчета размера доплаты к трудовой пенсии, ведение пенсионного документа устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления с федеральным законодательством.
Законом Курской области от 9.09.2015 года №76-ЗК внесены изменения в Закон Курской области от 11.12.1998 года № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (ред. от 20.02.2017 года), согласно которым слова «трудовая пенсия» заменены на слова «страховая пенсия».
Законом Курской области от 20.02.2017 года №8-ЗКО «О внесении изменений в закон Курской области «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», ч.2 ст. 13.1 изложена в следующей редакции: «Право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400 – ФЗ «О страховых взносах», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получившие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем 7 части 16 статьи 35, пунктами 2.1,3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и ч ст. 73 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.2 ч.1 ст.217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1, будучи избранной ранее неоднократно главой администрации Скороднянского сельсовета Большесолдатского района Курской области, правопреемником которого стал Любостанский сельсовет, исполняла полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе ( с 28.01.1997 года по 15.12.2003 года и с 12.03.2008 года по 18.10.2010 года). 18.10.2010 года её полномочия как главы вышеуказанной сельской администрации были прекращены, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д. №-№).
На основании распоряжения главы Любостанского (правопреемника Скороднянского) сельсовета Большесолдатского района Курской области №№-ро от ДД.ММ.ГГГГ года «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии ФИО1», с 1.01.2017 года ей была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости – 6443 рубля 61 копейка (л.д. №).
В соответствии с распоряжением главы Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области №№-ро от ДД.ММ.ГГГГ «О перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии ФИО1», в связи с изменением фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 1.01.2019 года ей была назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 5493 рубля 01 копейка (л.д. №).
Из расчетов размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии ФИО1 за 2017, 2018 и 2019 годы, срок осуществления ею полномочий, как выборного должностного лица составил 19 лет. Ежемесячное денежное вознаграждения первого заместителя губернатора Курской области на дату расчета за 2017 год составлял 67670 рублей, за 2018 год и за 2019 год – 77275 рублей. Размер фиксированной выплаты трудовой пенсии за январь 2017 года составил 4383 рубля 59 копеек, за январь 2018 года 4982 рубля 90 копеек и за январь 2019 года – 5334 рубля 19 копеек. Общая доплата за январь 2017 года составила 6443 рубля 61 копейка, за январь 2018 года – 7381 рубль 10 копеек и за январь 2019 года – 7029 рублей 81 копейка (л.д. 27, 28, 29).
Согласно перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии ФИО1 за 2018 год, ей было начислено за 2018 год 77323 рубля 32 копейки. Из данной суммы взыскан НДФЛ в сумме 10052 рубля 04 копейки, выплачено 67271 рубль 28 копеек и произведена доплата в сумме 9787 рублей 44 копейки (л.д. №).
Как следует из справки администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 12.12.2019 года, ежемесячная доплата к пенсии ФИО1 составила: с 1.01.2017 года по 31.12.2017 года - 77323 рубля 32 копейки, в том числе НДФЛ – 10052 рубля 04 копейки, (задолженности нет); с 1.01.2018 года по 31.12.2018 года - 77323 рубля 32 копейки, в том числе НДФЛ 10052 рубля 04 копейки (задолженности нет); с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года - сумме 84357 рублей 72 копейки, в том числе НДФЛ 10966 рублей 56 копеек (задолженности нет). Перерасчет за 2018 год – начислено в общей сумме 88573 рубля 20 копеек, в том числе НДФЛ - 11514 рублей 48 копеек - к выплате 77058 рублей 72 копейки. Выплачено в 2018 году -67271 рубль 28 копеек. Задолженность в сумме 9787 рублей 44 копейки погашена 12.12.2019 года (л.д. №).
Согласно информации главы администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрация считает правильным удержание суммы подоходного налога с ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 и возвращать удержание суммы подоходного налога, не намерена (л.д. №).
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае – в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой части трудовой пенсии. Тем самым, юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов РФ и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих, одинаковая. Эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению. Поскольку ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов являются одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, то в силу п.2 ч.1 ст. 217 НК эти выплаты налогообложению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд находит, что действия администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области по удержанию из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 налога на доходы физических лиц в период с 1.01.2017 года по 31.12.2019 года, не могут считаться законными и её исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Необходимо обязать администрацию прекратить совершение вышеуказанных действий и взыскать в пользу ФИО1 сумму налога на доходы физических лиц, незаконно удержанную из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с 1.01.2017 года по 31.12.2019 года, в размере 32533 рубля 08 копеек.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. ст. 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных размерах.
Как следует из соглашения №2 об оказании юридической помощи по гражданскому делу от 13.01.2020 года, ФИО1 поручила адвокату Борисову С.В. оказать ей юридическую помощь при подготовке документов и данного искового заявления, за что ей было оплачено адвокату 15000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 13.01.2020 года (л.д. 34-35, 36).
Судом установлено, что представителем Борисовым С.В. в соответствии с соглашением подготовлено и направлено в суд исковое заявление, направлялся в администрацию Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области запрос на предоставление информации, осуществлялось участие при подготовке данного гражданского дела к судебному разбирательству (17.02.2020 года), в судебном заседании при его рассмотрении (3.03.2020 года). Суд находит, что сумма затрат истца по оплате услуг представителя в заявленном размере отвечает требованиям разумности и справедливости, определена с учетом объема оказанной представителем юридической помощи и подлежит взысканию в пользу истца в полном объеме. Так же подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины на общую сумму в размере 1476 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации МО «Любостанский сельсовет Большесолдатского района Курской области» по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 в период с 1.01.2017 года по 31.12.2019 года и обязать администрацию прекратить совершение вышеуказанных действий.
Взыскать с администрации МО «Любостанский сельсовет Большесолдатского района Курской области» в пользу ФИО1:
- сумму незаконно удержанного налога в размере 32533 рубля 08 копеек;
- расходы по оплате госпошлины в размере 1476 рублей;
- расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, а всего взыскать 49009 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд Курской области в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме - с 10 марта 2020 года.
Председательствующий С.В. Верёвкин