ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/20 от 07.01.2019 Вуктыльского городского суда (Республика Коми)

11RS 0007- 01-2019 – 000617-75 Дело № 2- 33 /2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вуктыл 07 февраля 2020 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Смагиной К.Р.,

с участием ответчицы ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 о взыскании материального ущерба, причиненного преступными действиями,

у с т а н о в и л:

в Вуктыльский городской суд с исковым заявлением о взыскании материального ущерба, причиненного преступными действиями в сумме 110000 рублей, к ФИО1 обратилась ФИО2, указав, что данный материальный ущерб причинен ей ответчиком в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, а именно незаконного ограничения самостоятельности и иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием служебного положения. Согласно приговора от 23 мая 2019 года суд обосновано пришел к выводу о виновности ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.169 УК РФ. Из материалов уголовного дела следует, что в результате действий ответчицы истице причинен материальный ущерб на указанную сумму.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена судом надлежащим образом, просила рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал в полном объеме.

Ответчица ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала.

Суд, заслушав пояснения ответчицы, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что согласно приговора Вуктыльского городского суда от 23 мая 2019 года ФИО1 признана виновной в том, что совершила воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, а именно незаконное ограничение самостоятельности и иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, при следующих обстоятельствах.

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принята на должность заместителя руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, газификации, строительства и дорожного хозяйства.

Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми», муниципальный район «Вуктыл» преобразован в городской округ «Вуктыл».

В соответствии с пунктом 2.2 трудового договора, по занимаемой должности ФИО1 обязана добросовестно исполнять трудовые обязанности, установленные трудовым договором, должностной инструкцией, а также возложенные на неё работодателем в случае производственной необходимости отдельные поручения (задания), не входящие в круг установленных его должностной инструкцией обязанностей, если эти поручения соответствуют его образованию, уровню подготовки и профессии, бережно относиться к имуществу работодателя, соблюдать Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих.

В соответствии с должностной инструкцией (раздел - I), по занимаемой должности ФИО1 руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации и Республики Коми, законами Российской Федерации и Республики Коми, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Главы Республики Коми, постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Коми, постановлениями и распоряжениями администрации городского округа «Вуктыл», Уставом и Положением муниципального образования городского округа «Вуктыл», а также положениями настоящей инструкции, по занимаемой должности (пункт 1.7) ФИО1 курирует вопросы жилищно-коммунального, дорожного, городского хозяйства, строительства, газификации, экономики, инвестиционной политики, транспортной политики, поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, жилищного контроля, сельского хозяйства, а также (раздел- III) исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», координирует работу по вопросам прогнозирования экономического и социального развития городского округа, участвует в планировании инвестиционной деятельности в городском округе в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, оказывает содействие хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, координирует вопросы в области торговли, бытового обслуживания, осуществляет содействие развитию предпринимательства, ведет прием граждан по личным вопросам, выполняет отдельные поручения руководителя администрации городского округа, в пределах своей компетенции (п.4.2) вправе отдавать распоряжения и указания подчиненным работникам и требовать надлежащего их выполнения; контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных работников; подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции; требовать от руководителя администрации городского округа организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей; знакомиться с проектами нормативно-правовых актов администрации городского округа по вопросам своей деятельности; вносить предложения руководителю администрации городского округа по вопросам своей деятельности; запрашивать и получать в установленном порядке от физических лиц, учреждений, организаций и предприятий, независимо от организационно-правовых форм, информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей; посещать предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа для выполнения своих должностных обязанностей; представлять по поручению руководителя администрации интересы муниципального образования городского округа в пределах своей компетенции; вступать в установленном законом порядке во взаимодействие со сторонними организациями для решения оперативных вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей. В непосредственном подчинении ФИО1 по занимаемой должности (п.1.8) находятся отдел по развитию экономики и предпринимательства, отдел жилищно-коммунального хозяйства и муниципального контроля, отдел строительства, дорожного и городского хозяйства.

Таким образом, ФИО1 являлась должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В период времени с 01.06.2017 по 27.06.2017, ФИО2 (прежняя фамилия ФИО3), действовавшая по доверенности от своего сына ФИО, являющегося индивидуальным предпринимателем, находясь в помещении администрации городского округа «Вуктыл», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д.14, обратилась к ФИО1 с целью согласования ей организации и условий проведения ярмарок на центральной площади г. Вуктыл в соответствии с положениями Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 11.10.2011 № 456 и принятого на его основе Порядка организации универсальных ярмарок на территории городского округа «Вуктыл», утвержденного постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 12.05.2016 № 05/24, в соответствии с которыми данная торговля (ярмарка) осуществляется предпринимателем на безвозмездной основе после согласования органом местного самоуправления места и сроков проведения торговли (ярмарки) по соответствующему заявлению заинтересованного лица, которое рассматривается в органе местного самоуправления течение 5 суток с момента его поступления.

В вышеуказанный период времени и месте, ФИО1, являясь должностным лицом и имея по занимаемой должности полномочия по согласованию проведения ФИО2 ярмарок на территории центральной площади г. Вуктыл Республики Коми, достоверно зная о том, что согласование проведение данных ярмарок осуществляется органом местного самоуправления на безвозмездной основе, не имея предусмотренных законом оснований для взимания с ФИО2 за согласование проведения ярмарок какой-либо платы, осознавая, что своими действиями ограничивает самостоятельность индивидуального предпринимателя и осуществляет вмешательство в его деятельность, ограничивает его права и законные интересы, то есть осознавая незаконный характер своих действий, действуя умышленно, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, в ходе устного разговора с ФИО2 вынудила последнюю, в обмен на согласование ею проведения ФИО2 ярмарок на центральной площади г. Вуктыл, вносить на счет администрации городского округа «Вуктыл» под видом благотворительных взносов денежные средства в сумме 10000 рублей за проведение одной ярмарки, на что ФИО2 вынуждена была согласиться и в период с 27.06.2017 по 29.06.2018, внесла, таким образом, на счет администрации городского округа «Вуктыл» денежные средства в размере 110000 рублей.

Продолжая свои незаконные действия, ФИО1, находясь в помещении администрации городского округа Вуктыл, расположенного по вышеуказанному адресу, в период времени с 25.06.2018 по 24.08.2018, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, в полномочия которого по-прежнему входило разрешение вопроса по согласованию проведения на безвозмездной основе индивидуальными предпринимателями ярмарок на территории г. Вуктыл Республики Коми, осознавая, что своими действиями ограничивает самостоятельность индивидуального предпринимателя и осуществляет вмешательство в его деятельность, ограничивает его права и законные интересы, то есть осознавая незаконный характер своих действий, действуя умышленно, используя свои должностные полномочия, которые в данном случае, явно не были обусловлены интересами службы, понимая неизбежность возможности наступления для индивидуального предпринимателя ФИО2 негативных последствий, уклонялась от встреч с ФИО2 по вопросам согласования органом местного самоуправления проведения ею на территории центральной площади г. Вуктыл очередных торговых ярмарок, допуская при этом нарушения сроков рассмотрения заявлений ФИО2 по вопросу согласования проведения этих ярмарок (заявление от 03.07.2018 рассмотрено только 20.07.2018), после чего, лишь только после вмешательства руководителя администрации городского округа «Вуктыл», направленные индивидуальным предпринимателем ФИО2 в адрес администрации заявления о согласовании проведения ярмарок были удовлетворены.

В результате указанных незаконных действий должностного лица ФИО1, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности в форме незаконного ограничения самостоятельности и иного незаконного вмешательства в деятельность предпринимателя, совершенных ею с использованием своего служебного положения, индивидуальному предпринимателю ФИО2 причинен материальный ущерб в размере 110000 рублей и существенно нарушены охраняемые законом права и интересы индивидуального предпринимателя ФИО2

В соответствии с апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Коми от 13 августа 2019 года вышеуказанный приговор суда вступил в законную силу.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по раннее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании изложенного, суд считает, что в судебном заседании вышеуказанным приговором суда установлены следующие обстоятельства: за период с 27 июня 2017 года по 29 июня 2018 года ФИО2, в связи с противоправными действиями ФИО1, внесла на счет администрации ГО «Вуктыл» денежные средства в размере 110000 рублей. Поэтому суд считает, что по причине виновных действий ответчицы, установленных вступившим в законную силу приговором суда, истице был причинен материальный вред на указанную сумму.

В качестве доказательств обоснованности заявленных исковых требований судом были исследованы: объяснение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; оборотная ведомость администрации ГО «Вуктыл» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; оборотная ведомость администрации ГО «Вуктыл» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; платежные поручения о переводе ФИО3 денежных средств администрации ГО «Вуктыл: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10000 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20000 рублей; платежные поручения о переводе ФИО денежных средств администрации ГО «Вуктыл: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 30000 рублей.

При этом суд обращает внимание на то, что вышеперечисленные платежные поручения были оценены в качестве доказательств и при вынесении в отношении ФИО1 вышеуказанного приговора Вуктыльского городского суда от 23 мая 2019 года, вступившего в законную силу.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку из приговора Вуктыльского городского суда от 23 мая 2019 года следует, что в результате преступных действий ответчицы ФИО1 истице ФИО2 причинен материальный вред на сумму 110000 рублей, и доказательства того, что ответчица в добровольном порядке возместила истице причиненный материальный вред суду не представлены, то суд считает, в пользу ФИО2 следует взыскать с ФИО1 материальный ущерб, причиненный в результате преступных действий в сумме 110000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истица была освобождена, взыскивается с ответчицы, не освобожденной от уплаты судебных расходов, в бюджет МО ГО «Вуктыл», пропорциональной удовлетворенной части исковых требований, то есть в сумме 3400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

взыскать в пользу ФИО2 с ФИО1 материальный ущерб, причиненный преступными действиями в сумме 110 000 (сто десять тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Вуктыл» в сумме 3400 (три тысячи четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 года.

Судья: О.В.Сурганов