Мотивированное решение изготовлено 31.01.2020.
УИД 66RS0002-02-2019-003909-97
Дело № 2-33/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 января 2020 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Цициковской Е.А.,
при секретаре Алиевой М.Ш.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя истца - помощника прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Плотниковой О.С.,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга в интересах ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних А., Б., В., к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о признании Распоряжения от 21.06.2019 незаконным, возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что Распоряжением Главы Администрации г. Екатеринбурга от 31.08.2011 *** семья в составе ФИО1, ФИО2, несовершеннолетней А. признана участниками предпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год. В связи с рождением Б. в *** году, на основании Распоряжения от 20.07.2012 *** внесены изменения в состав молодой семьи. Распоряжением от 26.1.2018 *** численный состав семьи А-вых изменен в связи с рождением В. в *** году.
Распоряжением Главы Администрации г. Екатеринбурга от 26.11.2018 *** семья А-вых в составе 5 человек признаны участниками подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024». В соответствии с договором купли-продажи квартиры от 26.03.2018 ФИО1, ФИО2, несовершеннолетними А., Б., В. в совместную собственность приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 79,1 кв.м.
Распоряжением главы Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 21.06.2019 *** об исключении семьи в составе ФИО1, ФИО2, А., Б., В. из реестра молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024» семья истцов исключена из соответствующего реестра молодых семей. Основанием послужила служебная записка Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга, согласно которой следует, что на каждого члена семьи ФИО1, в связи с приобретением жилого помещения в долевую собственность, приходится по 11,06 кв.м., что превышало учетную норму в размере 10 кв.м. на человека, установленную на территории МО «город Екатеринбург».
Истец в судебном заседании требования иска поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив письменный отзыв.
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, возражений не представил.
Представитель третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором по существу требований истца возражений не представил.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что нарушение прав истца не допущено.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пп. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 N 738-О-О и от 15.01.2015 N 3-О).
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставленным для приобретения жилья.
При этом в редакции названного пункта, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575, действительно было указано на то, что социальная выплата предоставлялась для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011.
Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Делая вывод о том, что семья истцов обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы, ответчик Администрация Железнодорожного района г. Екатеринбурга не учел, что квартира приобретена истцами с использованием средств ипотечного кредита. Поэтому истцы вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом на дату заключения кредитного договора семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы.
Целью Подпрограммы согласно разделу 6 является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе. То обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцами до внесения изменений в Подпрограмму, после чего жилье молодой семьей может приобретаться до предоставления социальной выплаты, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы.
В Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП утверждена государственная программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", постановлением администрации города Екатеринбурга от 01.09.2015 утверждена Муниципальная программа "Доступное жилье молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2016 - 2020 годы, которые направлены на предоставление государственной финансовой поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям на основании аккумулирования средств самих молодых семей и средств соответствующих бюджетов.
Согласно подпрограммы 6 "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области ежегодно формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы по Свердловской области, сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области и список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области осуществляют действия по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; принимают решение о признании либо об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы; формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в планируемом году.
При таком положении Распоряжение главы Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 21.06.2019 *** об исключении семьи в составе ФИО1, ФИО2, А., Б., В. из реестра молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024» не может быть признано законным, и требования иска подлежат удовлетворению.
Права истцов на обеспечение жилым помещением подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права с возложением обязанности на Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга восстановления А-вых в списках молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Свердловской области, с момента первоначальной постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга в интересах ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних А., Б., В., к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании Распоряжения от 21.06.2019 незаконным, возложении обязанности по совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Главы Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 21.06.2019 *** об исключении семьи в составе ФИО1, ФИО2, А., Б., В. из реестра молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024».
Восстановить семью в составе ФИО1, ФИО2, А., Б., В. в реестре молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024», с момента первоначальной постановки на учет.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения с принесением жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга.
Судья Е.А. Цициковская