ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/2012 от 30.01.2012 Карачаевского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего, судьи Каракетова З.С.,

при секретаре судебного заседания Чомаевой А.Б.,

с участием: заявителя - помощника прокурора г. Карачаевска Кубековой Ф.К.,

представителя администрации Карачаевского городского округа, действующий на основании доверенности от 19 октября 2011 года, № 243 - Боташева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда КЧР гражданское дело по заявлениям прокурора г. Карачаевска к администрации Карачаевского городского округа о признании бездействия администрации Карачаевского округа, выразившееся в не принятии на учет пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, незаконными, об обязании администрации Карачаевского городского округа принять меры по постановке на учет в Управлении федеральной регистрационной службы по КЧР пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, в срок до 01 июля 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Карачаевска обратился в суд с заявлением к администрации Карачаевского городского округа о признании бездействия администрации Карачаевского округа, выразившееся в не принятии на учет пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, незаконными, об обязании администрации Карачаевского городского округа принять меры по постановке на учет в Управлении федеральной регистрационной службы по КЧР пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, в срок до 01 июля 2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора г. Карачаевска Кубекова Ф.К. суду пояснила, что согласно поступившей в прокуратуру г. Карачаевска информации начальника 4- ой пожарной части Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы» о состоянии противопожарного водоснабжения на территории г. Карачаевска из имеющихся 29 городских пожарных гидрантов и водоемов, из которых на 12 неисправных пожарных гидрантов и водоемов.

В ходе проведенной прокуратурой г. Карачаевска проверки было установлено, что пожарные гидранты № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2 и пожарный водоем № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска не исправны, требуется полная замена, не имеют собственника и по нормам ГПК РФ являются бесхозяйной вещью. Бесхозяйное положение пожарных гидрантов и пожарных водоемов в г. Карачаевске негативно влияют на антитеррористическую защищенность города и не соответствует требованиям ФЗ «О противодействию терроризму». Выявленные прокуратурой г. Карачаевска нарушения законодательства РФ недопустимы и вызваны незаконным бездействием должностных лиц администрации Карачаевского городского округа, выразившемся в не постановке согласно требованиям федерального законодательства на учет пожарных гидрантов. Бесхозяйность пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2 и пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок» г. Карачаевска является негативной предпосылкой, ставшей причиной в конечном итоге его неисправности на сегодняшний день. Возникновение пожаров на территории г. Карачаевска и отсутствие воды для пожаротушения может привести к гибели людей, когда в случае возникновения пожара действия пожарной охраны будут сконцентрированы не на тушении пожара, а на поиске источников противопожарного водоснабжения. Данное в конечном итоге приведет к несвоевременной ликвидации очагов возгорания, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью физических и юридических лиц. Просила заявление прокурора г. Карачаевска удовлетворить.

Представитель администрации Карачаевского городского округа Боташев А.И. не возражавший в удовлетворении заявления суду пояснил, что за состояние пожарных гидрантов и пожарных водоемов администрация Карачаевского городского округа ответственности не несет, т.к. на балансе администрации г. Карачаевска они не состояли. Но в целях исполнения норм Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» администрация Карачаевского городского округа готова принять на баланс администрации Карачаевского городского округа указанные пожарные гидранты.

Представитель заинтересованного лица Государственное учреждение «Центр управления силами федеральной противопожарной службы» 4-ая пожарная часть г. Карачаевска, в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела, не просил отложить рассмотрения дела на другой срок. В связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения истца признал участие заинтересованного лица не обязательным и рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В силу статьи 126 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные гидранты отнесены к пожарному оборудованию, призванному обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений.

В статье 127 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены общие требования к пожарным гидрантам:

1. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

2. Пожарные колонки должны обеспечивать возможность открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов для отбора воды из водопроводных сетей и ее подачи на цели пожаротушения.

3. Механические усилия на органах управления перекрывающих устройств пожарной колонки при рабочем давлении не должны превышать 150 ньютонов.

Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности», а именно статьи 21 меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления. Под мерами пожарной безопасности закон в данном случае подразумевает действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона, которая включает в понятие первичные меры пожарной безопасности реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.

По смыслу части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10), участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа (пункт 7.1), а также участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8).

Согласно п. 1 ст. 225 ГК бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. В то же время отказ от собственности сам по себе не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом.

Как следует из положения п. 3 ст. 225 ГК, для осуществления постановки объекта на учет как бесхозяйного требуются документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался. Таковыми могут быть: выданные соответствующими органами учета имущества документы о том, что данное имущество не учтено в реестрах имущества (федеральном, муниципальном или реестре субъекта РФ); документы, выданные регистрационными органами (к ним относятся Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы), подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Из исследованных в судебном заседании документов (сообщения директора РГУП «Карачаевский водоканал», сообщения начальника Отдела по учету и управлению муниципальным имуществом администрации КГО, письма министерства имущественных и земельных отношений КЧР, письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом, письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) следует, что указанные сооружения (пожарные гидранты) не значатся в реестре муниципальной и республиканской собственности и имеют бесхозяйный статус.

Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество тесно связано с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Поступление в муниципальную собственность бесхозяйного движимого и недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами. Наличие на территории г. Карачаевска бесхозяйных, неисправных пожарных гидрантов создает опасность для жителей города ввиду неудовлетворительного технического состояния данных гидрантов и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв.приказом МЧС России от 18 июня 2003 № 313), установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности РФ, собственники имущества, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременно выполнение требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», ст. 245 ГК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора г. Карачаевска к администрации Карачаевского городского округа о признании бездействия администрации Карачаевского округа, выразившееся в не принятии на учет пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, незаконными, и об обязании администрации Карачаевского городского округа принять меры по постановке на учет в Управлении федеральной регистрационной службы по КЧР пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, в срок до 01 июля 2012 года - удовлетворить.

Признать бездействия администрации Карачаевского округа, выразившееся в не принятии на учет пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок» г. Карачаевска незаконными.

Обязать администрацию Карачаевского городского округа принять меры по постановке на учет согласно п. 3 ст. 255 ГК РФ в Управлении федеральной регистрационной службы по КЧР пожарных гидрантов № 23 по ул. Ленина 56 корпус 2, № 14 по ул. Байрамукова 5, № 11 по ул. Чкалова 11, № 6 по ул. Ленина 39, № 39 пос. Мара-Аягъы СОШ № 2, пожарного водоема № 6 по ул. Алиева 50 ДОУ № 1 «Теремок», г. Карачаевска, в срок до 01 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение тридцати дней со дня изготовления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Карачаевский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2012 года.

Председательствующий, судья З.С. Каракетов