ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/2016 от 10.03.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-33/2016г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2016 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

При секретаре судебного заседания Минаевой В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Серпухова о признании бездействия незаконным, обязании выдать проект договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истица ФИО1 обратилась в суд и просит признать незаконным бездействие администрации г.Серпухова Московской области в части не заключения со ФИО1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна», площадью <данные изъяты> кв.м., а так же обязать Администрацию г.Серпухова Московской области выдать проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна», площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на 3 года, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Свои требования мотивирует тем, что <дата> в газете «Серпуховский Вестник» <номер> было опубликовано извещение о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в связи с чем <дата> через МФЦ ею было подано заявление о том, что она выражает согласие на предоставлении ей в аренду вышеуказанного земельного участка. Данное заявление было зарегистрировано за <номер>. <дата> ею было подано повторное заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в аренду спорного земельного участка со ФИО1, которое было зарегистрировано за <номер>; <дата> за <номер> ответчиком было направлено сообщение, согласно которого ФИО1 является единственным заявителем на информационное сообщение в газете, а также известили, что направляют на утверждение схему расположения земельного участка. <дата> за <номер> было направлено письмо, согласно которого КУИ г.Серпухова подготовлен проект постановления по спорному земельного участку. <дата> было вынесено Постановление Главы г.Серпухова за №1670 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна». <дата> был получен кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна. <дата> в администрацию было подано заявление с просьбой заключить договор аренды указанного участка, к данному заявлению был приложен кадастровый паспорт.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, просила восстановить срок исковой давности. Она так же пояснила, что представитель ФИО1 неоднократно приходила на личный прием, неоднократно звонила сотрудникам КУИ г.Серпухова, что подтверждает длящийся характер правоотношений. До настоящего времени решение по заявлению ФИО1 не принято.

Представитель ответчика Администрации г.Серпухова Московской области, третьего лица КУИ г.Серпухова ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленные требований, указала, что жалоба на бездействие органа местного самоуправления должна рассматриваться в рамках КАС РФ. В силу п.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. ФИО1 обратилась <дата> с заявлением, в котором содержалась просьба заключить с последней договор аренды земельного участка. С иском ФИО1 обратилась лишь <дата>, то есть с пропуском установленного законодательством срока. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока не обращалась. Заявление ФИО1 было адресовано И.о. председателя КУИ г.Серпухова М., а в заявлении содержится просьба признать незаконным бездействие Администрации г.Серпухова, которая не является надлежащим ответчиком по делу. Обязанность Администрации г.Серпухова по выдаче проекта договора аренды земли действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем, принятие решения по настоящему гражданскому делу об удовлетворении исковых требований ФИО1 будет противоречить законодательству. Поскольку ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, то данные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом. К материалам дела приобщен письменный отзыв Администрации г.Серпухова (л.д.29-32, 101-102).

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как усматривается из материалов дела, в газете «Серпуховский вестник» <номер> от <дата> было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенных в восточной части границ кадастрового квартала <номер> в зоне Ц-3 - общественно-деловая зона в историческом центре города, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., планируемое использование земельного участка – объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, беседки, светильники, скамейки и другие), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира: <адрес> (л.д.7, 147, 148).

<дата> представителем ФИО1 на имя Главы города Серпухова З. подано заявление о согласии на предоставление ей указанного земельного участка (л.д.8).

<дата> представителем ФИО1 в Администрацию г.Серпухова подано заявление с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, находящуюся в КУИ г.Серпухова (л.д.9).

<дата> КУИ г.Серпухова направило в адрес представителя заявителя извещение о том, что ФИО1, являющейся единственным заявителем, необходимо за свой счет выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществить кадастровый учет участка (л.д.10).

Согласно письму от <дата>, КУИ г.Серпухова подготовлен проект постановления по земельному участку расположенному по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Проект постановления находится на согласовании в структурах администрации города (л.д.11).

Постановлением главы города Серпухова от <дата><номер> утверждена схема расположения из состава земель населенных пунктов земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в границах муниципального образования «город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>. Установлен вид разрешенного использования земельного участка – «объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, беседки, светильники, скамейки и другие), скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна» (л.д.12, 141-142).

<дата> представитель ФИО1 обратилась с заявлением в КУИ города Серпухова и просила заключить с ней договор аренды земельного участка, представив кадастровый паспорт земельного участка (л.д.13-15).

<дата> решение о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка, Главой г. Серпухова было направлено на согласование в Министерство имущественных отношений с приложением документов, обосновывающих данное решение (л.д.129-139).

В соответствии с Протоколом <номер> Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от <дата> отказано в согласовании проекта договора аренды земельного участка, в связи с нарушением процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной ст. 34 ЗК РФ в редакции действовавшей до 01.03.2015. Рекомендовано администрации городского округа Серпухов Московской области провести процедуру предоставления земельного участка путем проведения торгов по продаже права аренды земельного участка, либо путем выдачи разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка (л.д.149-150).

Согласно справки Администрации г.Серпухова за период с января по май 2015 года ФИО1 или ее представитель по доверенности Ф. к Главе г.Серпухова и в Администрацию г.Серпухова, на личный прием к Главе г.Серпухова или его заместителям с письменным заявлением по вопросу предоставления проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не обращалась (л.д.116).

Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата> в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.143).

Установлено так же, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду <дата> порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 21 июля 2014 года.

В силу п.6 ч.2 ст.51 Устава муниципального образования «город Серпухов Московской области» Администрация города Серпухова передает муниципальное имущество в пользование органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, физическим и юридическим лицам, отчуждает и совершает иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.1.2, п.1.3 «Положения о Комитете по управлению имуществом города Серпухова» Комитет является функциональным органом администрации города Серпухова Московской области и подчиняется в своей деятельности главе города Серпухова. Комитет осуществляет от имени муниципального образования «Город Серпухов Московской области» формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно п.2.2.8 «Положения о Комитете по управлению имуществом города Серпухова» Комитет осуществляет передачу в аренду объектов недвижимости, имущественных комплексов, а также земельных участков, являющихся собственностью Муниципального образования или находящихся в его ведении.

В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации также закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.

Частью 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года N 12ВР-1305 "Об утверждении Порядка и сроков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров купли-продажи (аренды) земельных участков (и соглашений к ним)" (том 2, л.д. 4 - 5) в соответствии с вышеприведенными Законами Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ и от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решений о предоставлении земельных участков на определенном праве. Данным распоряжением предусмотрен порядок и сроки направления на согласование решений, в том числе аренды земельных участков гражданам.

Анализируя представленные доказательства, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку на территории Московской области решение о предоставлении земельных участков в аренду вправе принимать органы местного самоуправления при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.

Такого согласования решение о предоставлении истице в аренду спорного земельного участка, до настоящего времени не имеется, в связи с чем требования истицы об обязании ответчика выдать проект договора аренды спорного земельного участка, в том числе с указанием срока его действия, противоречит нормам действующего законодательства и удовлетворено быть не может.

Разрешая требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации г. Серпухова Московской области в части не заключения договора аренды земельного участка, судом принимается во внимание наличие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком принимались надлежащие меры для разрешения заявления истицы, принятое решение о предоставлении земельного участка в аренду направлялось для согласования в Министерство имущественных отношений Московской области.

Доводы стороны истца о бездействии ответчика с момента обращения с заявлением о согласии на предоставление земельного участка в аренду, судом признаны несостоятельными, поскольку опровергаются иными представленными доказательствами, в том числе представленными стороной истца.

Вместе с тем суд не соглашается с доводами стороны ответчика о применении к исковым требованиям срока исковой давности и необходимости их надлежащего разрешения по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку выбор способа защиты нарушенного права относится на истца, требования заявлены в исковом порядке, в связи с чем трехлетний срок исковой давности истицей не пропущен и указанное не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации г. Серпухова Московской области в части не заключения со ФИО1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна», обязании Администрации г. Серпухова выдать ФИО1 проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна» сроком на 3 года, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В.Козлова

Решение суда в окончательной форме составлено 04 апреля 2016 года