ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/2017 от 28.02.2017 Томаринского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-33/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Томари 28 февраля 2017 года

Томаринский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Сасаровой Н.И., при секретаре Липко Т.П., с участием представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском, ссылаясь, что является собственником жилого <адрес>, который пришел в негодность для проживания. На основании заключения межведомственной комиссии №26 от 09.11.2015 года дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истец является малоимущей, на 01.01.2017 года в общем списке граждан, нуждающихся в жилом помещении – 92, во внеочередном – 26. В настоящее время она проживает на съемной квартире, приобрести жилье самостоятельно возможности не имеет, ответчик жилье не предоставляет. Просит обязать КУМС МО «Томаринский городской округ» предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО2 в судебном заседании не присутствовала, о дате и месте судебного заседания извещалась своевременно, надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» ФИО1, действующая на основании доверенности, представила возражения, из которых следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом и разрушением конструктивных элементов в процессе эксплуатации на основании акта обследования и заключения № 26 от 09.11.2015 года. Вместе с тем, данный жилой дом в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования «Томаринский городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области от 28.07.2014 № 525 или в региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 08.05.2013 N 230, не значится в силу следующего:

Согласно Федеральному закону "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств Фонда подлежат включению только многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Дом относится к частному жилищному фонду и в этом случае собственник данного дома несет бремя его надлежащего содержания в соответствии с положения Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 (в редакции от 02.08.2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном Положении требованиями и после их завершения;

о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В связи с чем, у Межведомственной комиссии, как таковой, отсутствовали

полномочия для признания одноквартирного жилого дома аварийным, даже при наличии в заключении специализированной организации сведений об аварийном состоянии жилого дома.

При вышеуказанных обстоятельствах жилой дом по адресу: <адрес> обоснованно не включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования «Томаринский городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области от 28.07.2014 № 525.

В связи с чем, данный жилой дом расселению и сносу за счет бюджета МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области или за счет средств Фонда не подлежит.

ФИО2 19.04.2016 года признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Таким образом, жилищные права ФИО2 будут обеспечены исключительно путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Кроме того, в материалы дела представлен в качестве правоустанавливающего документа на жилой дом договор купли-продажи от 10.02.1972 года в отношении жилого дома по адресу: <адрес>.

Документы, подтверждающие право собственности ФИО2 на жилой дом по адресу: <адрес> материалы дела не представлены.

Считают исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась по изложенным в возражениях основаниям.

Суд, на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассматривает дело в отсутствие не явившегося истца.

Исследовав материалы гражданского дела, и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

На основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлению из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> является ФИО2.

Из информации, представленной Сахалинским филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что по данным архива инвентарное дело содержит информацию об объекте с двумя адресами: ранее <адрес>, в настоящее время <адрес>.

В деле имеется копия Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, р. , удостоверенного нотариусом Томаринской ГНК ФИО5, на основании которого собственником дома является ФИО2.

Из справки ОУТ с. Красногорск администрации МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта обследования жилого помещения и заключения от 09.11.2015 года следует, что указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом и разрушением конструктивных элементов в процессе эксплуатации.

Суд не соглашается с доводами ответчика, что у Межведомственной комиссии, отсутствовали полномочия для признания одноквартирного жилого дома аварийным, даже при наличии в заключении специализированной организации сведений об аварийном состоянии жилого дома, поскольку в соответствии с пунктом 2 положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

По смыслу акта обследования жилого помещения от 09.11.2015 года и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания жилой <адрес> в <адрес> не пригоден для проживания в силу общего физического износа здания (л.д. 12-15).

Согласно справке ОУТ <адрес> администрации МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер в общем списке граждан – 92, во внеочередном – 26.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела жилой дом по <адрес> в <адрес> принадлежит ФИО2 на праве личной собственности и представляет собой одноэтажное, одноквартирное жилое помещение.

Согласно информации, представленной АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» ФИО2 значится собственником дома по адресу: <адрес>, который ранее значился под № 123, поэтому доводы ответчика об отсутствии документов, подтверждающих право собственности ФИО2 на жилой дом суд признаёт несостоятельными.

Согласно Федеральному закону "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств Фонда подлежат включению только многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Дом является однорквартирным, относится к частному жилищному фонду и в этом случае собственник данного дома несет бремя его надлежащего содержания в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.

Из текста муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «Томаринский городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области от 28.07.2014 года №525, следует, что конкретный срок сноса жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не определен. Согласно программных мероприятий срок сноса и расселения данного жилого дома – до 2020 года.

Кроме того, в силу статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Материалы дела не содержат сведений об изъятии у истца жилого помещения или земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении обязанности на КУМС МО «Томаринский городской округ» предоставить жилое помещение по договору социального найма в с. Красногорск соответствующего санитарно – техническим нормам в срок до 01.06.2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий : Н.И. Сасарова

Решение (не) вступило в законную силу

С подлинным верно:

Судья Томаринского районного суда Н. И. Сасарова

Секретарь суда ФИО7