ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/2021 от 08.02.2021 Тандинского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-33/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Бай-Хаак 8 февраля 2021 года

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар А.А., при секретаре Хертек Р.С.,

с участием заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Цыганок В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва, действующего в интересах муниципального образования, к администрации Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности заключить концессионное соглашение на объекты водоснабжения и водоотведения,

установил:

Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва, действующий в интересах муниципального образования, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности заключить концессионное соглашение на объекты водоснабжения и водоотведения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указали, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса. Установлено, что администрацией района не осуществляются действия, направленные на заключение концессионного соглашения, на водоснабжение. Правовые основы государственного регулирования деятельности в области реализации концессионных соглашений на территории РФ определяются Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». На основании ч.1 ст.13 данного Федерального закона концессионные соглашения по общему правилу подлежат заключению по результатам конкурса. Объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем. Бездействие администрации Тандинского кожууна выражено в необеспечении эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионного соглашения, что негативно отражается на качестве услуг, предоставляемых потребителям, и ведет к нарушению их прав.

Заместитель прокурора Цыганок В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что на территории Тандинского района не заключено концессионное соглашение между администрацией кожууна и ООО «Бай-Хаак тепло» на предоставление теплоснабжения, вместе с тем по состоянию на текущую дату между администрацией района и ООО «Бай-Хаак тепло» был заключен договор, согласно которому имущество ранее ликвидированного ООО «Бай-Хаак вода» было передано на основании договора во временное пользование ООО «Бай-Хаак тепло». В настоящее время концессионное соглашение по организации водоснабжения на территории района не осуществлено.

Представители ответчика – администрации Тандинский кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не направляли в связи, с чем суд рассматривает дело в отсутствие ответчика на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Правовые основы государственного регулирования деятельности в области реализации концессионных соглашений на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 июля 2015 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона №115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Федеральным законом №115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Статьей 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие после 5 декабря 2015 года, установлено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (ч.1).

Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч.3).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Хуралом представителей Тандинского кожууна пятого созыва принято решение 11 августа 2017 года №31 «Об утверждении Положения о концессионных соглашениях в отношении муниципального имущества муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва».

7 декабря 2018 года между администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва, именуемой как «концедент», и ООО «Бай-Хаак тепло», именуемом как «концессионер», и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, именуемом как «субъект РФ», заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения на территории с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 7 декабря 2018 года №64 утверждено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения на территории с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва.

Таким образом, администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва заключено концессионное соглашение, объектом которого являются системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения.

Постановлением администрации Тандинского кожууна Республики Тыва от 10 сентября 2020 года №491 ООО «Бай-Хаак-Тепло» передано по договору аренды нежилое здание и муниципальное имущество.

Из договора аренды №70, заключенного 11 сентября 2020 года следует, что администрация Тандинского кожууна Республики Тыва, именуемая как «арендодатель», предоставляет ООО «Бай-Хаак тепло», именуемому как «арендатор», во временное хозяйственное ведение нежилое помещение и имущество согласно приложению №1. Нежилое помещение расположено по адресу: <...>, общей площадью 129,1 кв.м. Арендованное имущество арендатором используется по назначению – организация водоснабжения объектов с. Бай-Хаак. Имущество учреждения, передаваемое в аренду ООО «Бай-Хаак вода» настоящим договором, является муниципальной собственностью.

Согласно акту приема-передачи администрация Тандинского кожууна Республики Тыва передает, а ООО «Бай-Хаак тепло» принимает следующее имущество: муниципальная водопроводная сеть, протяженностью 8,3 км, расположенное по адресу: с. Бай-Хаак; административное здание, общей площадью 129,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>; резервуар накопительный на территории центрального водозабора, объемом 750 м?, расположенный по адресу: <...>; резервуар накопительный на территории верхнего водозабора м. Каптаж, объемом 1000 м?, расположенный по адресу: <...>; колонки водозаборные – 33 штук, скважины разведочные и разведочно-эксплуатационные – 8 штук, пожарные гидранты – 36 штук.

Договор аренды действует с момента принятия арендуемого имущества 2 месяца и считается пролонгированным на аналогичный срок, до момента окончания всех процедур по заключению концессионного соглашения по данному имуществу.

Решением №4 от 1 сентября 2020 года единственного учредителя ООО «Бай-Хаак вода» ликвидировано ООО «Бай-Хаак вода» в добровольном порядке.

Из акта возврата имущества от 10 сентября 2020 года следует, что в связи с расторжением договора аренды от 16 октября 2019 года №490 ООО «Бай-Хаак вода», именуемый как «арендатор», передает и администрация Тандинского кожууна Республики Тыва, именуемая как «арендодатель», принимает имущество, предоставленное в аренду, согласно приложению №1.

Судом установлено, что администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва прямые требования закона в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в ее собственности, не выполняются, объекты муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) по концессионному соглашению не переданы, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен. Доказательств, опровергающих доводы истца, а также свидетельствующих о неправомерности заявленных исковых требований ответчик вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил.

Таким образом, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку необеспечение ответчиком эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионного соглашения ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения, предоставляемых посредством указанных объектов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва, действующего в интересах муниципального образования, к администрации Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности заключить концессионное соглашение на объекты водоснабжения и водоотведения удовлетворить.

Обязать администрацию Тандинского кожууна Республики Тыва заключить концессионное соглашение на объекты водоснабжения и водоотведения в срок не позднее 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 15 февраля 2021 года (13, 14 февраля 2021 года – выходные дни).

Судья Ондар А.А.