ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/2022 от 06.06.2022 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело

УИД 19RS0-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бейский район Республика Хакасия 06 июня 2022 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Путинцевой О.С.,

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Бейский» к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок, путем его изъятия

УСТАНОВИЛ:

ООО «УК «Разрез Майрыхский» обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» является недропользователем в соответствии с лицензией на пользование недрами АБН 16462 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом по недропользованию по Центральному ФО, в связи с чем, относится к числу организаций, входящих в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обладающих правом обращения с ходатайством об изъятии земельных участков. Истец обратился в Департамент по недропользованию по Центрально - с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. На основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд поданного истцом, в целях реализации полномочий Федерального агентства по недропользованию по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования, Департаментом были вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет пользователя недр». В соответствии с п.7 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования в соответствии с лицензией на пользование недрами предоставленной истцу, земельный участок с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, принадлежащий на праве собственности ФИО1.

В соответствии со ст.56.9, п.3 ст.56.10 Земельного кодекса РФ, ответчику было направлено соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет пользователя недр, которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ Просит суд прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, в связи с его изъятием для государственных нужд Российской Федерации согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования», установить размер возмещения в размере 301000 рублей.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено ходатайство представителя ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский» ФИО3 к участию в деле привлечено ООО УК «Разрез Бейский» в качестве соистца по делу.

ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к судебному разбирательству принято исковое заявление ООО УК «Разрез Бейский» к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок, путем его изъятия, мотивированное тем, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлена процедура переоформления лицензии на пользование недрами АБН 16462 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация лицензии на пользование недрами АБН 000555 ТЭ, выданной ООО «УК «Разрез Бейский», органом, предоставившим лицензию, является Федеральное агентство по недропользованию Роснедра. При переоформлении лицензии на пользование недрами ООО «УК «Разрез Бейский» на основании п.7 ч.1 ст. 17.1 Закона «О недрах», принял на себя в полном объеме выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформленной лицензией на пользование недрами АБН 16462ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащей ООО «УК «Разрез Майрыхский», в том числе неисполненных пользователем недр, что в свою очередь не отменяет действий Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования». Просят прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, в связи с его изъятием для государственных нужд Российской Федерации согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования», установить размер возмещения в размере 1 038 000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок, путем его изъятия, в связи с отказом от иска.

Представитель истца ООО «Угольная компания «Разрез Бейский» ФИО4, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании, пояснил, что с учетом позиции своего доверителя не возражает против удовлетворения иска, при определении выкупной стоимости за спорный участок, согласно его рыночной стоимости, установленной судебной экспертизой. Просил возместить за счет истца понесенные судебные расходы по оплате проведенной экспертизы в размере 15000 рублей.

Представитель третьего лица - Департамент по недропользованию по Центрально - в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил в суд пояснения, в которых указал, что согласно части 16 ст. 12.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» при переоформлении лицензии на пользование недрами условия пользования участком недр, установленный прежней лицензией, пересмотру не подлежит. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный главой VII.I Земельного кодекса РФ, не предусматривает процедуры внесения изменений в ранее принятое уполномоченным органом решение об изъятии земельных участков, в том числе в связи с переоформлением лицензии на пользование недрами и переходом права пользования от одного субъекта к другому. Подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру изъятия земельных участков, в том числе вопросы внесения изменений в ранее принятые решения об изъятии, отсутствуют.

Представитель третьего лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили пояснения по исковому заявлению, согласно которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 19:06:050705:35 расположены выявленные объекты археологического наследия: Курганный могильник ФИО2-69. Одиночный курган ФИО2-85, Курганный могильник ФИО2- 86, поставленные на государственную охрану приказом Госохранинспекции от ДД.ММ.ГГГГ. Объекты выявлены в ходе археологических полевых работ (разведки) по объекту «Лицензионный участок «Бейский Западный» ООО «УК «Разрез Майрыхский» в Бейском районе Республики Хакасии, площадью 2048,8 га». Вышеуказанные земельные участки обследованы в ходе археологических полевых работ (разведки) по объекту «Лицензионный участок «Бейский Западный» ООО «УК «Разрез Майрыхский» в Бейском районе Республики Хакасии, площадью 2048,8 га», документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих воздействию хозяйственных работ по объекту «Лицензионный участок «БейскийЗападный» ООО «УК «Разрез Майрыхский» в Бейском районе Республики Хакасии, площадью 2048,8 га» прошла ГИКЭ (Акт государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих воздействию хозяйственных работ по объекту «Лицензионный участок «БейскийЗападный» ООО «УК «Разрез Майрыхский» в Бейском районе Республики Хакасии, площадью 2048,8 га»), согласованную Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия РХ письмом 430-3082 НС от ДД.ММ.ГГГГ.

Акт ГИКЭ был размещен на официальном портале правительства Республики Хакасия информационно-телекоммуникационной сети интернет, за время проведения общественного обсуждения (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) замечаний и предложений не поступило. Госохранинспекция согласовала выводы, изложенные в заключении Акта ГИКЭ о невозможности проведения земельных, строительных, хозяйственных и иных работ на обследованных земельных участках без проекта по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного наследия либо раздела в проектной документации об обеспечении сохранности выявленных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 25.2. Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее – Закон о недрах) допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» утвержден перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для федеральных нужд. В силу пункта 3 указанного постановления, к таким относятся организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

В обосновании исковых требований, представитель истца указал, что первоначальный истец ООО «УК «Разрез Майрыхский» являлся недропользователем в соответствии с лицензией на пользование недрами АБН 16462 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом по недропользованию по . Участок недр, границы которого установлены лицензией, имеет статус горного отвода, срок действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в связи с чем, ООО «УК «Разрез Майрыхский» имел право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельных участков для федеральных нужд.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ. Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию», к полномочиям Федерального агентства по недропользованию относится принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

В соответствии с пунктом 1 приказа Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» прием и рассмотрение ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя), выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации, принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации, подготовка, согласование и заключение соглашений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации, а также иные действия, связанные с исполнением данных полномочий, включая участие в рассмотрении связанных с ними споров в судах, осуществляются территориальными органами Федерального агентства по недропользованию по месту нахождения изымаемого земельного участка.

По ходатайству первоначального недропользователя, в соответствии с лицензией на пользования недрами АБН 16462 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом по недропользованию по издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.7 которого принято решение об изъятии у ФИО1 для государственных и муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, для государственных нужд Российской Федерации, в связи с осуществлением недропользования в соответствии с лицензией на пользование недрами предоставленной ООО «УК «Разрез Майрыхский» АБН 16462 ТЭ (дата государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с указанным приказом ООО «УК «Разрез Майрыхский» поручено: - выступать заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществлять переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществить подготовку проектов соглашений об изъятии земельных участков и направить его в Центрсибнедра для согласования и подписания; направить в установленном порядке подписанные со стороны Центрсибнедра соглашения об изъятии земельных участков в адрес правообладателей земельных участков для подписания; осуществлять иные необходимые в целях подготовки соглашений об изъятии земельных участков действия предусмотренные частью 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отделу правового и кадрового обеспечения Департамента по недропользованию по поручено обеспечить: размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента по недропользованию по в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»; направление копии настоящего приказа в адрес правообладателей земельных участков указанных в пунктах 1-7 настоящего приказа, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, в адрес ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский».

Судом установлено, что руководством ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский» ДД.ММ.ГГГГ ответчику ФИО1 было направлено соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 19:06:050705:35 для государственных нужд Российской Федерации, с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет пользования недр, с отчетом № А110-01/21, которое адресатом получено ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленный п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации девяностодневный срок на подписание соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашений об изъятии истек ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ответчиком не представлено подписанное соглашение об изъятии земельного участка.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» ДД.ММ.ГГГГ исх. в установленном законодательством порядке обратился в адрес Департамента по недропользованию по Центрально - (Центрсибнедра) с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе и части земельного участка принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером 19:06:050705:35.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 19:06:050705:35, расположенный по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, принадлежит ФИО1 на праве собственности по регистрации права: 19:06:050705:35-19/001/2018-1 от ДД.ММ.ГГГГ Суд принимает во внимание приложенные к выписке сведения о частях земельного участка с указанием характерных точек границ участка и его координат.

В пункте 4 статьи 56.3 ЗК РФ закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.

Согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» Центрсибнедра является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принимающим решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ связанных с пользованием участками недр местного значения).

Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), одним из оснований прекращения права собственности называет отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 ГК РФ).

В силу пункта 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Разрешая требования, суд принимает во внимание, что изъятие земельных участков необходимо в целях недропользования, и учитывает, что государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча, полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорных земельных участков.

На момент вынесения приказа от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии спорного земельного участка у ответчика действовало распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р которым утверждена Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Целью программы является создание российскими угольным компаниям условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развития их экспортного потенциала.

Согласно п. 1 раздела II Программы типовые стадии развития отношений между государством и бизнесом предусматривают в числе прочего стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений.

Одним из основных механизмов привлечения средств недропользователей для проведения геолого-разведочных работ и обеспечения прироста запасов угля является лицензирование недропользования.

Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует увеличению объемов геолого-разведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, расширению сырьевой базы угледобычи и вовлечению разведанных запасов угля в разработку. Основными приоритетами государственного регулирования в сфере добычи и переработки угля в числе прочего являются создание благоприятной экономической среды для функционирования угольной промышленности и создание необходимых предпосылок для комплексного освоения и развития территории Сибири, Дальнего Востока, Байкальского региона.

Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» Задачей угольной отрасли в рамках пространственного и регионального развития является территориально-производственная оптимизация добычи и транспортировки угольной продукции.

Комплекс мер, обеспечивающих решение задачи территориально-производственной оптимизации добычи и транспортировки угольной продукции, включает, в том числе, реструктуризацию и концентрацию добычи на наиболее эффективных предприятиях в традиционных угольных минерально-сырьевых центрах в - Кузбассе, (Якутия), Республике Хакасия.

Следовательно, изъятие спорного земельного участка в целях добычи угля, являющегося одним из основных топливно-энергетических полезных ископаемых, используемых в качестве бытового, энергетического топлива, сырья для металлургической и химической промышленности, осуществлено в рамках государственного регулирования в области добычи и использования угля и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества, в том числе по снабжению населения социально значимым энергоносителем.

Суд, разрешая требования истца ООО «УК «Разрез Бейский» об изъятии земельного участка принадлежащего ФИО1, по п.7 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по ходатайству ООО «УК «Разрез Майрыхский» об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд исходит из следующего:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9).

Закон Российской Федерации "О недрах", определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Учитывая особенности экономического оборота, законодатель допускает возможность перехода права пользования участками недр и определяет правила такого перехода в статье 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах". В частности, согласно ее части второй при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; в этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Названное правило обусловлено необходимостью поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлена процедура переоформления лицензии на пользование недрами АБН 16462 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащей ООО «УК «Разрез Майрыхский», на лицензию на пользование недрами АБН 000555 ТЭ, выданной ООО «УК «Разрез Бейский», Федеральным агентством по недропользованию Роснедра и ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация данной лицензии.

Сведений о том, что лицензия АБН 000555 ТЭ отозвана, судом не установлена.

Установив, что процедура по изъятию земельного участка с кадастровым номером 19:06:050705:35 у ответчика ФИО1 соблюдена прежним правообладателем лицензии на пользование недрами АБН 16462 ТЭ 16462 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что после переоформления лицензии на ООО «УК «Разрез Бейский», стало правопреемником ООО «УК «Разрез Майрыхский» в отношении прав и обязанностей установленных Законом о недрах, суд считает, что ООО «УК «Разрез Бейский» наделено полномочиями, в том числе для обращения в суд с требованием о принудительном изъятии земельных участков, поскольку переоформление лицензии на истца не отменяет действий Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования».

Также судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 19:06:050705:35 расположены выявленные объекты культурного (археологического) наследия, перечисленные в отзыве на исковое заявление третьим лицом Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ но использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Таким образом, запрета по изъятию для государственных и муниципальных нужд у собственников земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, действующее законодательство не содержит, что не может являться основанием для отказа в иске по установленным обстоятельствам.

Проанализировав совокупность исследованных судом доказательств, суд считает исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Бейский» к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок, путем его изъятия, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из пункта 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. В случае принудительного изъятия, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ). При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ).

Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд закреплены статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, изымаемые для государственных или муниципальных нужд определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской, Федерации" с учетом особенностей, установленных рассматриваемой статьей.

В силу части 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с частями 4 и 5 названной статьи, в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).

В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В материалы дела предоставлен отчет № А110-01/21 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, земельного участка общей площадью 249000 кв.м., находящегося по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, кадастровый , из которого следует, что рыночная стоимость указанного участка составляет 301000 рублей. Оценка произведена директором ООО АО «Енисей» ФИО6, деятельность которой подтверждена свидетельством членов саморегулируемой организации оценщика, договором обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности, квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности, уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Не согласившись с результатами предоставленного отчета, стороной ответчика заявлено ходатайство о назначении по делу оценочной экспертизы в отношении спорного земельного участка.

Определением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд назначил судебную оценочную экспертизу, проведение экспертизы поручено ИП ФИО7

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2, по направлению на восток, принадлежащий на праве собственности ФИО1 на день проведения экспертизы составляет 760000 рублей, размер убытков, причиняемых изъятием составляет 278000 рублей.

В силу с пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа; об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

При разрешении требования о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ условия, в том числе размер возмещения, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются судом.

Поскольку спор между истцом и ответчиком в отношении выкупной цены изымаемого земельного участка, определенного по заключению от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, обратного не доказано, суд принимает стоимость возмещения на основании данного заключения.

Руководствуясь требованиями п.6 ст.279 ГК РФ, с учетом заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ об оценке стоимости земельного участка, суд считает необходимым установить размер возмещения за изъятие спорного земельного участка в размере 1038000 рублей, со сроком выплаты в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требования ответчика, о возмещении судебные расходы по оплате проведенной экспертизы пропорционально размеру взысканных судом в счет возмещения за изымаемый земельный участок сумм, суд приходит к следующему.

В силу стать 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При несогласии ответчика с размером возмещения за изымаемый земельный участок в размере 301 000 рублей, заявленный первоначальным истцом ООО «УК «Размер Майрыхский», проведена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на день проведения экспертизы, размер которой экспертным заключением был определен в 1 038 000 рублей, то есть выше заявленного первоначальным истцом в исковых требованиях, при этом ответчик понесла расходы в размере 15000 рублей, что подтверждается квитанцией 95/2022.

Между тем, суд приходит к выводу об отказе ответчику в возмещении судебных расходов по проведению судебной экспертизы с истца ООО «УК «Разрез Бейский», поскольку исковые требования ООО «УК «Разрез Бейский» подлежат удовлетворению в полном объеме, в том числе по возмещению за изымаемый земельный участок в заявленном в иске размере 1 038 000 рублей, при этом производство по делу в части требований первоначального истца ООО «УК «Разрез Майрыхский» к ФИО1 с размером возмещения за изымаемый земельный участок 301 000 рублей прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований, что не лишает ответчика права на возмещение судебных расходов в порядке части 1 статьи 101 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2 по направлению на восток, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, путем его изъятия для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации.

Установив выкупную стоимость изымаемого земельного участка с кадастровым номером 19:06:050705:35, площадью 249000+/-4366 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, примерно в 1,4 км от восточной окраины аала ФИО2 по направлению на восток, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, в размере 1 038 000 рублей.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Бейский» обязанность по выплате ФИО1 возмещение в размере 1 038 000 рублей, установив срок выплаты в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1 освободить изымаемый земельный участок от собственного имущества и третьих лиц в течение семи рабочих дней с предъявления такого требования от Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Бейский» при условии получения ФИО1 возмещения стоимости земельного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.С. Путинцева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.