ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-33/2022 от 10.02.2022 Каларского районного суда (Забайкальский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 г. с. Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

при секретаре Сорокиной И.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляевой О.А. к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, Муниципальному учреждению дополнительного образования Новочарская детская школа искусств о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа утвердить и установить размер базового оклада преподавателя, начиная с января 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании неначисленной заработной платы, отпускных, доплаты за ведение консультативных часов по должности преподавателя с 2019 года, устранении дискриминации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Каларский районный суд с вышеуказанным заявлением, с учетом уточненных требований (л.д.122), мотивируя тем, что работает по трудовому договору в образовательном Муниципальном Учреждении Дополнительного Образования Новочарской детской школе искусств. ДД.ММ.ГГГГ издано Постановление Правительства Забайкальского края «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГг. », вступившее в силу ДД.ММ.ГГГГ Данное постановление увеличивает размеры базовых окладов профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений. На основании него, Администрация муниципальный район «<адрес>» издало Постановление об изменениях в Примерные положения об оплате труда работников для детских садов и общеобразовательных школ ( от 27.05.2019г), дома детского творчества ( от 06.11.2019г.), клубов, библиотек и т.д. ( от ДД.ММ.ГГГГ), а также Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Примерное положение об оплате и стимулировании труда работников муниципальных учреждений средств массовой информации муниципального района «<адрес>». К муниципальным образовательным учреждениям Каларского муниципального округа так же относится МУДО Новочарская детская школа искусств. Разделом 5, подразделом 5.3 Постановления Правительства Забайкальского края «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГг. » установлено повышение должностных окладов Профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, к которой она относится. В конце октября 2021 года, проведя анализ вышеперечисленных нормативных документов, она узнала, что избирательным повышением окладов педагогических работников других учреждений округа, но отказа в повышении окладов преподавателям учреждения, она подвергается дискриминации в оплате труда. Педагогические работники образовательных учреждений <адрес> выполняют одну и ту же функцию - это реализация образовательной программы основного либо дополнительного образования по муниципальному заказу Администрации Каларского муниципального округа.

Обращение ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Каларского района с перенаправлением в Трудовую инспекцию за защитой трудовых прав не дало результата, так как после проверки факт дискриминации официально не обозначен, но рекомендовано обратиться в суд. На сегодняшний день её базовый оклад, согласно Постановлению администрации муниципального района «Каларский район» , как преподавателя составляет: 5570 руб., хотя согласно постановления Правительства Забайкальского края от 20.11.2018г. должен - 7497 руб. В детальном сравнительном расчете приведена заработная плата за период с января 2019 года по ноябрь 2021 года (приложение ), содержится сравнительный анализ фактически выплаченной заработной платы по должности преподавателя, с окла<адрес> руб. с заработной платой с повышенным окладом по Постановлению Правительства Забайкальского края . Итого за период январь 2019 года по ноябрь 2021 года не начисленная заработная плата в сумме составила по должности преподавателя - 646073,72 рублей.

В результате избирательного повышения базовых окладов педагогическим работникам других учебных учреждений, Администрацией Каларского муниципального округа создаются неравные трудовые условия. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения «Об оплате труда работников Муниципального учреждения дополнительного образования Новочарская детская школа искусств»:.. .«должностные оклады профессий рабочих и работников, осуществляющих профессиональную деятельность, по общеотраслевым должностям специалистов и служащих, входящим в соответствующие профессиональные квалификационные группы Учреждения, устанавливаются в соответствии с присвоенными квалификационными разрядами и настоящим Положением в размерах, не ниже утвержденных Правительством Забайкальского края базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы».

Считает, что недопустимая дифференциация окладов работников одной профессионально-квалификационной группы, пусть и разных образовательных учреждений, но находящимся в равном трудовом положении по отношению друг к другу, с идентичной трудовой функцией - это дискриминация и нарушение равенства прав и справедливых условий оплаты труда педагогических работников муниципальных учреждений Каларского муниципального округа. Просит суд возложить на администрацию Каларского муниципального округа обязанность утвердить и установить размер базового оклада преподавателя, начиная с января 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, устранить дискриминацию и взыскать с администрации Каларского муниципального не начисленную заработную плату, отпускные, доплату за ведение консультационных часов по должности преподавателя с января 2019 года, рассчитанных с учетом повышенного оклада с перерасчетом на дату вынесения решения суда, в размере 646 073,72 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение дополнительного образования Новочарская детская школа искусств (л.д.______).

В судебном заседании установлено.

Истица ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, на удовлетворении иска настаивает по основаниям, в нём изложенным. Ранее в судебном заседании приводила доводы аналогично изложенным в исковом заявлении. Истец не согласна с отзывом ответчика, указав, что факт того, что не состоит в трудовых отношениях с ответчиком, не умаляет ее права на судебную защиту нарушенных ответчиком прав. Ненадлежащим ответчиком Администрация Каларского муниципального округа выступать не может по определению и своему правовому статусу относительно непосредственного работодателя МУДО Новочарской детской школы искусств. Ответчик согласно Уставу является учредителем и собственником МУДО Новочарской детской школы искусств. Именно в полномочия учредителя, а не руководителя МУДО Новочарской детской школы искусств, входит утверждение и изменение размеров базовых окладов муниципального учреждения, в том числе на основании нормативных актов исполнительного органа Забайкальского края. Согласно постановлению Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. Издание постановлений о внесении изменений в Примерные положения об оплате и стимулировании работников муниципальных учреждений, выборочно повышающие базовые оклады, в том числе некоторым учреждениям культуры округа, явно указывает на противоречивую позицию истца и не соответствие ее действительности. Ответчик ошибочно трактует смысл и область применения ст. 144 Трудового Кодекса РФ на которую ссылается в отзыве. Так как система оплаты труда - это способ начисления вознаграждения за труд, но не определяющий критерий размера базового оклада как таковой. Действительно система оплаты труда закреплена нормативно-локальными актами и коллективным договором. Несостоятельно утверждение ответчика, что базовые оклады Правительством РФ не установлены, поэтому не должны обеспечиваться за счет средств муниципального бюджета. Так как размеры базовых окладов профессионально-квалификационных групп работников для государственных и муниципальных учреждений абсолютно легитимно установлены Правительством Забайкальского края Постановлением «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГг. », а основываясь на данном Постановлении соответственно Постановлениями ответчика о выборочном повышении базовых окладов работникам единой профессионально-квалификационной группе преподавателей округа. Именно ответчик, как учредитель утверждает изменения в Примерные положения об оплате труда работником муниципальных учреждений в части базовых окладов. Только после этого каждое учреждение на основе утвержденных изменений вносит их в свои локальные акты. Утверждения ответчика, что Постановление «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГг. » распространяет свое действие только на работников государственных учреждений - ничем не обосновано. Потому как, ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" дает исчерпывающее определение статусу государственного муниципального учреждения, которым является МУДО Новочарская детская школа искусств, а именно:

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Государственные, муниципальные учреждения создаются органами публичной власти федеральной территории от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

При этом вопрос о противопоставлении понятий «государственные» и «муниципальные» учреждения данной статьей исключен. Также такое утверждение ответчика противоречит изданию в отношении других муниципальных учреждений округа, так же финансируемых из муниципального бюджета, Постановлений, повышающих базовые оклады работников на основе того же Постановления , якобы, по мнению ответчика, распространяющего свое действие только на работников государственных учреждений. Хотя сам ответчик применил вышеназванное Постановление для повышения базовых окладов работникам муниципальных учреждений, исключая при этом Муниципальное учреждение дополнительного образования Новочарская детская школа искусств.

Ссылка ответчика на применение целевых показателей при определении необходимости повышения базовых окладов не обосновывает дискриминирующие действия ответчика и никак не относится к существу заявленного мной искового требования. Целевые показатели - это установленные Правительством РФ критерии, к которым должны стремиться работодатели при выплате заработной платы работникам. Они рассчитываются в % соотношении исходя из средней заработной платы в месяц. Высокие целевые показатели преподавателей МУДО Новочарской ДШИ- 58,4 тыс. руб. образованы из усредненной месячной заработной платы, но ответчик не берет в расчет, что этот показатель фактически включает в себя от 1,5-2,5 ставок на одного преподавателя. В виду того, что учреждение не обеспечено достаточным количеством квалифицированных кадров для полноценной реализации образовательной программы и выполнения муниципального задания - вынуждено распределять учебную нагрузку педагогов таким образом, что каждый преподаватель работает в повышенных часовых нагрузках и отрабатывая, предусмотренную программой норму часов занимает в учреждении до 2 ставок. Поэтому на меньшее, чем положено количество преподавателей распределена большая нагрузка - соответственно показатель средней заработной платы и зависящий от него целевой показатель выходят на первый взгляд, высокими. Но целевой показатель, которым так апеллирует ответчик, это лишь усредненный не персонализированный статистический критерий приблизительных данных по учреждению. Он не дает оснований опираться на него при изменении структуры заработной платы, в том числе размеров базовых окладов.

Основными принципами формирования муниципальной системы оплаты труда, изложенных в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N 11) являются:

- обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;

обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

работников государственных и муниципальных учреждений;

- установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп.

- принадлежность педагогических работников муниципальных учреждений Каларского округа к единой укрупненной группе должностей ответчиком не оспаривается. Также подтверждается Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность образовательных учреждений» (раздел. 2. К должностям иных педагогическим работникам отнесены концертмейстер, преподаватель). Что подтверждает факт дискриминации ответчиком. ( л.д. )

Представитель администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что исходя из текста искового заявления истец состоит в трудовых отношениях с муниципальным учреждением дополнительного образования Новочарская детская школа искусств. Таким образом, работодателем истца является директор МУДО Новочарская ДШИ. На основании норм Трудового кодекса обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе. В трудовых отношениях с администрацией Каларского муниципального округа Забайкальского края истец не состоит.

В статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положение о том, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации также закреплено в части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих, профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Следует отметить, что до настоящего времени базовые оклады правительством РФ не установлены.

Решением Совета муниципального района "Каларский район" от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) принято положение об оплате труда работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального района «Каларский район». Действие настоящего положения распространяется на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района «Каларский район», работающих на должностях, отнесенных к профессиям рабочих, и должностях специалистов и служащих по профессиональным квалификационным группам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (статья 1 положения). Базовые оклады (базовые должностные оклады), по профессионально-квалификационным группам устанавливаются администрацией муниципального района «Каларский район». Оклады (должностные оклады), работников муниципальных учреждений устанавливаются локальными нормативными актами муниципальных учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), по профессиональным квалификационным группам, в соответствии с Примерными Положениями об оплате труда работников муниципальных организаций, установленных постановлением администрации муниципального района «Каларский район» (статья 2 положения).

На основании данного положения постановлением администрации муниципального района "Каларский район" от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Разделом 2 положения определено, что базовые оклады работникам Учреждения, за исключением руководителя, устанавливаются согласно приложению данного Положения. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей. Данная денежная компенсация образует новый оклад (п.п ДД.ММ.ГГГГ, 2.1,11). Должностной оклад по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационному уровню по должности «Преподаватель» составляет 5570 рублей.

Постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" распространяется в отношении правоотношений, касающихся государственных учреждений Забайкальского края.

Финансирование оплаты труда работников музыкальных школ осуществляется исключительно за счет средств бюджета Каларского муниципального округа Забайкальского края. Таким образом, принимая перечисленные выше муниципальные правовые акты, в том числе утверждая самостоятельные базовые оклады, органы местного самоуправления действовали в пределах своих полномочий.

При установлении заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры (Детских школ искусств), администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края руководствовалась целевыми показателями, установленными распоряжением Министерства образования и науки Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р « О целевых показателях повышения оплаты труда педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей на 2020 год». Для детских школ искусств Каларского района установлен целевой показатель на 2020 и 2021 год в сумме 47609,21 рублей. Фактически средняя зарплата в месяц указанных категорий работников (педагогических работников) составила за 10 месяцев 2021 года 54523,75 рублей, в том числе по МУДО Новочарская ДШИ - 58471,15 рублей. На основании изложенного администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному иску. Просит суд в иске отказать в полном объеме (л.д. 89-91).

Представитель ответчика МУДО «Новочарская ДШИ» в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представлено. Ранее в судебном заседании поддержала требования истицы.

Суд, проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Истец Беляева О.А. работает в муниципальном учреждении дополнительного образования Новочарской детской школе искусств с ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя (л.д. 15-18).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального учреждения дополнительного образования Новочарская детская школа искусств в лице директора Гольмаковой М.В. с преподавателем Беляевой О.А. подписано Дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21).

Условия оплаты труда предусмотрены заключенными между сторонами трудовым договором и дополнительными соглашениями.

Заработная плата истцу за спорный период с 2019 г. - по 2021 г. начислялась на основании Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, утвержденного постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92).

Приказом директора МУ ДО Новочарская ДШИ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников МУ ДО Новочарская детская школа искусств (люд.59).

Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» утверждены изменения размеров базовых окладов.

Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Беляева О.А., обратившись в суд, считает, что ее должностной оклад должен был в спорный период соответствовать окладам, установленным постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129ТК РФ).

В соответствии со статьей 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).

Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В силу пункта 4 статьи 86 БК РФ, пункта 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.

Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами й иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).

Исходя из правового положения бюджетного учреждения, определенного в статье 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, которое формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п.1.7 Устава МУ ДО Новочарская ДШИ учредителем и собственником имущества, находящегося в оперативном управлении школы, является администрация Каларского муниципального округа. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Каларского муниципального округа. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет отдел имущественных и земельных отношений комитета экономики и инвестиционной политики (л.д.________).

В соответствии с пунктом 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №) органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании системы оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2019 году необходимо учитывать недопущение снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Согласно подпункта «в» пункта 6 раздела IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» вышеназванных Рекомендаций, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Доводы истца о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ее должностной оклад должен быть установлен в размере, определенном в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края», не может быть принят во внимание, поскольку данный акт носит рекомендательный характер, о чём прямо указано в п.4 данного документа.

В силу пункта 4 вышеназванного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размере не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда.

Постановлением администрации муниципального района "Каларский район" от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Разделом 2 положения определено, что базовые оклады работникам Учреждения, за исключением руководителя, устанавливаются согласно приложению данного Положения. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей. Данная денежная компенсация образует новый оклад (п.п ДД.ММ.ГГГГ, 2.1,11). Должностной оклад по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационному уровню по должности «Преподаватель» составляет 5570 рублей.

Постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" распространяется в отношении правоотношений, касающихся государственных учреждений Забайкальского края.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика администрации Каларского муниципального округа о том, что финансирование оплаты труда работников музыкальных школ осуществляется исключительно за счет средств бюджета Каларского муниципального округа Забайкальского края, и принимая перечисленные выше муниципальные правовые акты, в том числе утверждая самостоятельные базовые оклады, органы местного самоуправления действовали в пределах своих полномочий.

Кроме того, при установлении заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры (Детских школ искусств), администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края руководствовалась целевыми показателями, установленными распоряжением Министерства образования и науки Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р «О целевых показателях повышения оплаты труда педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей на 2020 год». Для детских школ искусств Каларского района установлен целевой показатель на 2020 и 2021 год в сумме 47609,21 рублей. Фактически средняя зарплата в месяц указанных категорий работников (педагогических работников) составила за 10 месяцев 20ДД.ММ.ГГГГ3,75 рублей, в том числе по МУДО Новочарская ДШИ - 58471,15 рублей (л.д.166-170).

Реализация положений постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ на местном уровне может осуществляться только в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает дискриминацию в сфере труда. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 г. N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации). При этом в силу ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными Федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Оснований для признания дискриминационными действия ответчика администрации Каларского муниципального округа не имеется, поскольку в сфере искусств и в отношении существующих на территории Каларского муниципального округа трёх школ искусств, оклады на основании постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ не повышались.

Решение о повышении окладов работникам иных образовательных учреждений администрацией Каларского муниципального округа было принято исходя из целевых показателей, установленных распоряжениями Министерства образования и науки Забайкальского края, когда заработная плата в месяц указанных категорий работников была ниже размеров целевых показателей.

Помимо прочего, истцом предъявлены требования, как первоначально, так и с учётом письменных уточнений к ответчику – администрации Каларского муниципального округа.

Согласно ч. 1 ст. 41 данного кодекса суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2).

В соответствии с положениями ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ответчиком является то лицо, к которому истец предъявил требования.

Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Беляева О.А. состоит в трудовых отношениях с МУ ДО Новочарская детская школа искусств. Требования предъявлены именно к ответчику администрации Каларского муниципального округа, о замене ответчика истица не заявляла, в уточненных требованиях указывает в качестве ответчика именно администрацию Каларского муниципального округа с приведением мотивов предъявления требований. Однако администрация Каларского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем и при отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, истице отказывается судом в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Беляевой О.А. к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, Муниципальному учреждению дополнительного образования Новочарская детская школа искусств о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа утвердить и установить размер базового оклада преподавателя, начиная с января 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании неначисленной заработной платы, отпускных, доплаты за ведение консультативных часов по должности преподавателя с 2019 года, устранении дискриминации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Каларского

районного суда О.Н. Пешкова

Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2022 г.