Панкрушихинский районный суд Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Панкрушихинский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-34/2012
№ 2-35/2012
№ 2-36/2012
№ 2-37/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Панкрушиха 13 февраля 2012 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Кирьяновой И.Н.,
при секретаре Коротких Л.П.,
с участием прокурора Панкрушихинского района Череушенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с заявлениями о признании решения органа местного самоуправления незаконным, ссылаясь на то, что из средств массовой информации: телевидения или газеты «Алтайская правда», в конце января – начале февраля 2012 года они узнали о том, что в общий день голосования, определенный на 04 марта 2012 года в Алтайском крае, помимо выборов Президента Российской Федерации, будут избираться местные Советы народных депутатов. Они хотели испытать свои силы и планировали выдвинуть свои кандидатуры в порядке самовыдвижения, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидатов в депутаты Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края. Но от работников администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края узнали, что прием документов от кандидатов в депутаты муниципальной избирательной комиссией окончен еще 23 января 2012 года. Выясняя о порядке проведения предстоящих выборов, они узнали, что 09 декабря 2011 года Панкрушихинским сельским Советом депутатов Панкрушихинского района Алтайского края было принято решение № 119 «О назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва». Из выданной им копии указанного решения они узнали, что на 04 марта 2012 года действительно назначены выборы депутатов сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края. В пункте 2 данного решения было указано: обнародовать настоящее решение в установленном порядке. В этом же документе была сделана сноска о том, что документ обнародован 12 декабря 2012 года. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 10 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ст.156 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов решение о назначении выборов должно быть опубликовано в средствах массовой информации. Однако данная норма закона нарушена, решение № 119 от 09 декабря 2011 года не было опубликовано в средствах массовой информации, чем нарушены их права избирать и быть избранными, закрепленные п.2 ст.32 Конституции Российской Федерации.
Кроме приведенных выше доводов заявителей, в заявлении ФИО3 указано, что согласно уставу муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края (п.7 ст.44) официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов на информационном стенде в администрации сельсовета, а также на информационном стенде в п.. Она проживает в п., но информационного стенда органа местного самоуправления в поселке нет. Изредка появляются объявления на магазине поселка, но указанного решения на магазине размещено не было. Заявители просили признать решение № 119 от 09 декабря 2011 года «О назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва» незаконным.
В судебном заседании заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали свои требования по основаниям, изложенным в заявлениях.
Заявитель ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с занятостью по работе. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО4
Представитель заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО5 в судебном заседании требования заявителей поддержала, пояснив, что считает решение Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края № 119 от 09 декабря 2011 года «О назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва» незаконным, поскольку в соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и ст.156 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов решение о назначении выборов должно быть опубликовано в средствах массовой информации. Данное требование закона не выполнено, так как решение о назначении выборов не было опубликовано в средствах массовой информации, которым на территории Панкрушихинского района является газета «Трибуна хлебороба». Пунктом 7 ст.44 Устава предусмотрено, что официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов на информационном стенде в администрации сельсовета, а также на информационном стенде в п.. Но в п. отсутствует информационный стенд. Также отсутствует в п. и магазин. Там гражданин осуществляет торговлю из частного дома, вывеска о том, что это магазин отсутствует.
Несмотря на то, что Уставом муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края предусмотрено обнародование муниципальных правовых актов. Федеральными законами установлено опубликование в средствах массовой информации решения о назначении выборов. Федеральные законы имею большую юридическую силу, чем Устав муниципального образования, поэтому необходимо применять федеральные законы.
В решении о назначении выборов указано, что оно обнародовано 12 декабря 2011 г., но данное обстоятельство какими-либо доказательствами не подтверждено.
Кроме того, в соответствии с п.4 ст.32 Устава муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края подписание и обнародование решений, принятых Советом депутатов относится к полномочиям главы сельсовета. В нарушение указанной нормы Устава решение о назначении выборов подписано председателем сельского Совета депутатов З., а не главой сельсовета Г. Просила удовлетворить требования заявителей.
Представитель заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО6 в судебном заседании поддержал требования заявителей по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края ФИО7 требования заявителей не признала и пояснила, что в соответствии со ст.156 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов выборы в представительный орган муниципального образования назначает представительный орган.
Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Обжалуемое решение Панкрушихинского сельского Совета депутатов было принято на сессии 09 декабря 2011 года, где присутствовало 5 депутатов, кворум сессии состоялся. Все 5 депутатов проголосовали за принятие решения о назначении выборов. То есть указанное решение было принято компетентным органом, в пределах установленных законом сроков. Решение Панкрушихинского сельского Совета депутатов № 119 от 09 декабря 2011 года о назначении выборов было обнародовано 12 декабря 2011 года на информационных стендах администрации Панкрушихинского сельсовета и в п., что соответствует требованиям Устава муниципального образования, а также действующему краевому и федеральному законодательству. Понятие обнародование, как и опубликование, предусматривает доведение информации до всеобщего сведения. Таким образом, информация о назначении выборов в Панкрушихинский сельский Совет депутатов была доведена до сведения населения муниципального образования. Просила отказать в удовлетворении требований заявителей.
Свидетель Г. пояснила в суде, что является главой Панкрушихинского сельсовета. В соответствии с Уставом муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края муниципальные правовые акты должны обнародоваться путем размещения их полных текстов на информационных стендах в администрации Панкрушихинского сельсовета и п.. В п. муниципальные правовые акты обнародуются путем размещения их на дверях магазина, либо они раскладываются в магазине. Обязанность по обнародованию муниципальных правовых актов лежит на администрации Панкрушихинского сельсовета. Решение Панкрушихинского сельского Совета депутатов № 119 от 09 декабря 2011 года о назначении выборов было размещено на стенде в администрации Панкрушихинского сельсовета. Считает, что оно не было обнародовано, так как не было подписано ею как главой сельсовета, а было подписано только председателем сельского Совета депутатов З. Считает, что решение о назначении выборов является значимым документом для населения сельсовета, поэтому оно должно быть опубликовано в газете «Трибуна хлебороба». Размещалось ли решение о назначении выборов в п., ей не известно. У администрации Панкрушихинского сельсовета нет своего печатного органа.
Свидетель З. пояснила в суде, что является председателем Панкрушихинского сельского Совета депутатов. В соответствии с действующим законодательством она, как председатель представительного органа местного самоуправления осуществляет организацию работы данного органа. Согласно ст.156 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов решение о назначении выборов в представительный орган муниципального образования принимает представительный орган муниципального образования. В соответствии с полномочиями, предусмотренными данным законом Панкрушихинский сельский Совет депутатов 09 декабря 2011 года принял решение № 119 о назначении выборов в Панкрушихинский сельский Совет депутатов. Она как руководитель представительного органа подписала указанное решение. Обязанность по обнародованию муниципальных правовых актов уставом сельсовета возлагается на администрацию Панкрушихинского сельсовета. Решение о назначении выборов было обнародовано 12 декабря 2011 года путем размещения на информационных стендах в администрации Панкрушихинского сельсовета и в п.. Дополнительно решение о назначении выборов в п. обнародовала 12 декабря 2011 года депутат Панкрушихинского сельского Совета депутатов ФИО8 У администрации Панкрушихинского сельсовета нет своего печатного органа. Газета «Трибуна хлебороба» является печатным органом администрации Панкрушихинского района.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требований заявителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на сессии Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края 09 декабря 2011 года принято решение № 119 «О назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва». Согласно данному решению назначены выборы депутатов сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края на 04 марта 2012 года. Выборы депутатов сельского Совета депутатов муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва решено провести по многомандатному избирательному округу, утвержденному решением Панкрушихинского сельского Совета депутатов № 114 от 23 ноября 2011 года «Об утверждении схемы многомандатного избирательного округа, образуемого для проведения выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва». В решении указано, что оно подлежит обнародованию в установленном порядке. В решении имеется ссылка о том, что оно обнародовано 12 декабря 2011 года. Решение подписано председателем Панкрушихинского сельского Совета депутатов З.
В соответствии с ч.1 ст.156 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08 июля 2003 года № 35-ЗС (далее Кодекс Алтайского края о выборах) выборы в представительный орган муниципального образования назначает представительный орган муниципального образования.
Согласно ч.14 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования.
В силу ч.5 ст.43 названного закона председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Частью 2 статьи 156 Кодекса Алтайского края о выборах предусмотрено, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
В данном случае решение о назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов необходимо было принять в период с 05 по 15 декабря 2011 года.
Из изложенного выше следует, что решение Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края № 119 от 09 декабря 2011 года «О назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Света депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва» принято уполномоченным органом, в сроки, установленные законом, подписано надлежащим должностным лицом.
В соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» и ч.2 ст.156 Кодекса Алтайского края о выборах решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Согласно п.36 ст.2 Кодекса Алтайского края о выборах официальное опубликование – это доведение до всеобщего сведения посредством опубликования в газете «Алтайская правда» и (или) Сборнике законодательства Алтайского края; в муниципальных периодических печатных средствах массовой информации в соответствии с уставами муниципальных образований.
В п. 35 ст. 2 Кодекса Алтайского края о выборах раскрывается понятие официального обнародования – при отсутствии периодических печатных изданий доведение до всеобщего сведения правовых актов органов местного самоуправления и комиссий в порядке и способами, предусмотренными в соответствии с законом уставами муниципальных образований.
Пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 47 указанного выше закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пунктами 2, 7 статьи 44 Устава муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования.
Официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов на информационном стенде в администрации сельсовета, а также на информационном стенде в поселке , где они должны находится не менее семи дней со дня официального обнародования. Датой официального обнародования является первый день официального обнародования на информационном стенде в администрации сельсовета, а также на информационном стенде в поселке .
Из приведенных нормативных документов следует, что понятия опубликование и обнародование тождественны. Их целью является доведение какой-либо информации, в данном случае решения о назначении выборов, до всеобщего сведения. Опубликование применяется тогда, когда у органа, которому необходимо довести информацию до населения, имеется печатный орган. Обнародование применяется другими доступными для населения способами при отсутствии печатного органа.
Из информации председателя Панкрушихинского сельского Совета депутатов З. следует, что муниципальное образование Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края не имеет официального печатного органа.
Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердила действующий глава Панкрушихинского сельсовета Г.
В связи с отсутствием официального печатного органа, и в соответствии с требованиями федерального, краевого законодательства и устава муниципального образования Панкрушихинский сельсовет, решение Панкрушихинского сельского Совета депутатов № 119 от 09 декабря 2011 года «О назначении выборов депутатов Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края пятого созыва» было обнародовано 12 декабря 2011 года путем размещения на информационном стенде в администрации сельсовета и информационном стенде в поселке . Который располагается, как пояснила свидетель Г. на магазине.
Факт обнародования указанного выше решения подтверждается им самим, так как в нем указано, что оно обнародовано 12 декабря 2011 года, информацией председателя Панкрушихинского сельского Совета депутатов З., информацией председателя избирательной комиссии муниципального образования Панкрушихинский сельсовет ФИО9, информацией главы Панкрушихинского сельсовета Г. на имя прокурора района, а также пояснениями, данными в судебном заседании представителем заинтересованного лица Колтун АС., свидетелем З.
К показаниям свидетеля Г. о том, что решение о назначении выборов не было обнародовано, суд относится критически, поскольку они противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам, приведенным выше доказательствам, суд расценивает данные показания как попытку ввести суд в заблуждение.
Пояснение представителя заявителей ФИО5 о том, что в поселке нет магазина, и что не представлено доказательств, что оспариваемое решение обнародовано именно 12 декабря 2011 года, суд не принимает во внимание, так как глава Панкрушихинского сельсовета Г. пояснила в суде, что в поселке муниципальные правовые акты обнародуются путем размещения их полных текстов на магазине. Заявитель ФИО3 указала об этом в своем заявлении. Доказательства обнародования решения о назначении выборов в Панкрушихинский сельский Совет депутатов 12 декабря 2011 года проанализированы судом и приведены выше. Напротив, стороной заявителей не представлено доказательств опровергающих данный факт.
Таким образом, требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании решения органа местного самоуправления незаконным, отказать в связи с их необоснованностью.
Апелляционная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенное в период избирательной кампании может быть подана в Алтайский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом данного решения через Панкрушихинский районный суд.
Председательствующий И.Н. Кирьянова
Мотивированное решение суда составлено: 13 февраля 2012 года
Председательствующий И.Н. Кирьянова