ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34 от 13.10.2020 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Федоровой И.А.,

при секретаре Разумовской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2018-003375-49 (производство № 2-3497/2020) по исковому заявлению Михнева Д.Б, Панина Д.Б, Седых Д.Б, Мазанниковой Д.Б, Лазарчук Д.Б, Ржанникова Д.Б, Шпунта Д.Б, Бояршинова Д.Б, Козодой Д.Б, Васильевского Д.Б, Заболотского Д.Б, Заболотского Д.Б, Муканина Д.Б, Топка Д.Б, Шурыгина Д.Б, Маслова Д.Б, Парщикова Д.Б, Ивановой Д.Б, Куприянова Д.Б к Администрации г. Иркутска, о признании права собственности на гаражные боксы,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловском районном суде г. Иркутска на рассмотрении находилось гражданское дело по иску Михнева Д.Б., Панина Ю.В., Седых В.М., Мазанниковой С.Ф., Лазарчук А.А., Ржанникова А.В., Шпунт А.Г., Бояршинова А.С., Козодой Т.В., Васильевского К.Г., Заболотского С.А., Заболотского А.А., Муканина Л.С., Топка А.А., Шурыгина С.А., Маслова И.И., Парщикова А.В., Скляднева Э.А., Посяковой С.Н., Липатова Д.А., Ивановой К.Е., Куприяновой В.С. к администрации г.Иркутска, Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности на гаражные боксы.

Определением суда от 16.10.2018 указанное исковое заявление было оставлено без рассмотрения в соответствии со ст. 222 ГПК РФ.

Определением суда от 17.09.2020 определение от 16.10.2018 было отменено, производство по делу возобновлено, из числа ответчиков исключено Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.

Определением суда от 17.09.2020 исковые требования Скляднева Э.А., Посяковой С.Н., Липатова Д.А. выделены в отдельное производство.

При подготовке дела к рассмотрению произошла замена истца Лазарчук А.А. на Лазарчук Н.И.

В обоснование иска указано, что в период 1991 - 1993 годов на основании согласования на строительство комплекса гаражей Восточно-Сибирской железной дороги МПС России по адресу: <адрес обезличен> был построен комплекс гаражей за счет собственных средств работников ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога».

Гаражные боксы №№ 8, 9, 13, 14, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 36, 37, 40, 41, 44, 47, 48 строились истцами на свои средства и никаких правоустанавливающих документов истцы не получали. Однако, земельный участок, на котором были построены гаражи, находился в безвозмездном пользовании ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога». Решением № 263 от 19.04.1954 Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся было разрешено Управлению Восточно-Сибирской железной дороги строительство по адресу <адрес обезличен> в усадьбе принадлежащей Управлению ВСЖД школьного интерната на 100 мест.

Решением № 852 от 14.06.1954 Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся было разрешено строительство по адресу г.Иркутск, ул. 4-я Железнодорожная, 14 общежития на 100 мест.

Решением № 687 от 30.12.1956 г. Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся был утвержден акт ввода в постоянную эксплуатацию здания интерната отдела учебных заведений ВСЖД. В последующем в здании интерната был размещен учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ. Распоряжением МПС России от 07.05.2004 № Б-101р указанное административное (площадь 955,2 кв.м., условный кадастровый номер <Номер обезличен>) и здание гаража на 2 места (площадь 77,4 кв.м.)закреплены в оперативном управлении за учебно-методическим центром по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ.

В 1991 году руководством Управления ВСЖД, Иркутск-Пассажирской дистанцией гражданских сооружений по согласованию со Свердловским исполкомом народных депутатов от 06.11.1991 г. на земельном участке ВСЖД в районе <адрес обезличен> принято решение о строительстве на месте старых деревянных развалившихся кладовок хозяйственных построек для нужд работников железной дороги и гаража на два места для нужд учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ. Согласие Управления ВСЖД на строительство подтверждается письмом от 28.02.1995 №01/28. Строительство построек производилось в период 1991-1993 годов силами работников железной дороги и учебного центра при содействии Иркутск-Пассажирской дистанции гражданских сооружений, которой в 1995 был организован гаражный кооператив и выданы членские книжки.

02.02.1993 строительство гаражей согласно Плана участка и размещения построек на территории земельного участка Управления ВСЖД <адрес обезличен> было согласовано с Председателем Свердловского исполкома народных депутатов г.Иркутска. План участка застройки в границах земельного участка ВСЖД также был согласован со всеми причастными государственными органами: Иркутский энергоучасток, Иркутская дистанция сигнализации и связи, Санэпидстаниця ВСЖД и центральная городская СЭС, государственный пожарный надзор ВС УВДТ, городские электросети РЭУ «Иркутскэнеро», 4-я пожарная часть ОПО УБПС.

27.01.1995 получено заключение Иркутского центра санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии и согласовании размещения хозяйственных построек и гаражей.

04.02.1995 Иркутск-Пассажирской дистанцией гражданских сооружений было направлено обращение на имя Главы администрации Свердловского округа г. Иркутска о согласовании размещения построек на земельном участке Управления ВСЖД. Размещение было согласовано и получен ответ в виде письма от 23.03.1995 г. № 283 на имя Главы администрации г.Иркутска Говорина Б.А., которым подтверждено, что постройки возведены с разрешения руководства управления дороги и дистанции гражданских сооружений по согласованию со Свердловским исполкомом народных депутатов от 06.11.1991, на земельном участке ВСЖД в районе <адрес обезличен> на месте старых деревянных развалившихся кладовок. БТИ г. Иркутска в 1993 произведена инвентаризация указанных построек и выданы технические паспорта на каждое строение.

В 2002 по заданию заместителя начальника ВСЖД С.Г.Миронова в целях присвоения кадастровых номеров и кадастрового учета была произведена инвентаризация земельного участка ФГУП ВСЖД под возведенными гаражами, зданием и гаражом дорожного учебно-методического центра. В результате участок поставлен на кадастровый учет, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г.Иркутску и ГосКомземом утвержден Технический отчет и кадастровый план земельного участка землепользования ФГУП ВСЖД МПС РФ ДМК по <адрес обезличен>. Управлением архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска согласован Акт установления границ участка в натуре при проведении инвентаризации земель ФГУП ВСЖД МПС РФ площадью 4144,70 кв.м.

В 2003 на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585 и в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта было создано ОАО «РЖД». Распоряжением от 30.09.2003 г. №4557-р/6-р/884р был утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций железнодорожного транспорта с приложением № 803, из которых усматривается, что предприятие «Восточно-Сибирская железная дорога» в качестве вклада в уставный капитал передает, а общество «Российские железные дороги» принимает имущественный комплекс государственного предприятия и имущество с учетом обязательств государственного учреждения федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно приложению 1 к акту. Приняв в уставный капитал ОАО «РЖД» имущественный комплекс ФГУП «ВСЖД», РЖД приняло на себя все обязательства федерального предприятия и явилось его универсальным правопреемником прав.

Следовательно, ФГУП «ВСЖД» как предшественнику ОАО «РЖД», спорный участок был предоставлен в безвозмездное пользование, на нем по целевому назначению железной дорогой были возведены и находятся объекты железнодорожного транспорта. Согласование железной дорогой строительства гаражей на данном участке также было правомерным.

Согласно имеющейся публичной информации, участки под гаражами с кадастровым номером <Номер обезличен> и кадастровым номером <Номер обезличен> имеют соответствующее целевое назначение – для эксплуатации административного здания и гаража, относятся к категории земель – земли поселений (земли населенных пунктов), имеют соответствующее разрешенное использование – для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.

Данные гаражи, с момента их постройки не признавались самовольным строением, никаких соответствующих решений государственные органы или органы местного самоуправления в адрес истцов не направляли.

Кроме этого, в соответствии с п.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ).

В соответствии с п. 2 приказа Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 года № 16902) установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, в настоящее время не требуется подготовка проектной документации на строительство гаражей для целей, не связанных с предпринимательской, а также не требуется разрешение на строительство.

Гаражи с момента постройки используются истцами по назначению - для постановки личных автомобилей и хранения инструмента и инвентаря, необходимого для эксплуатации транспортных средств. Коммерческой цели использования гаражей нет, что подтверждается членскими книжками, квитанциями и справками о выплате паевых взносов в полном размере.

Для эксплуатации гаражей создан и функционирует гаражный кооператив «Железнодорожник». Гаражным кооперативом в установленном порядке заключен договор на энергоснабжение гаражей, производится оплата поставляемой электроэнергии, задолженности не имеется. Производится поддержание гаражей и территории в надлежащем техническом и эстетическом состоянии.

Строительство гаражей выполнено без существенного нарушения строительных и градостроительных норм, а сохранение построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается заключениями строительно-технической экспертизы Областного БТИ.

В свою очередь, регистрация гаражей установленным административным порядком не возможна по причине отсутствия документов, предусмотренных для их оформления на стадии строительства. Предпринятые попытки регистрации гаражей в административном порядке завершились отрицательным результатом.

Департамент реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политике 03.04.2017 отказал представителю кооператива в выдаче разрешения на строительство гаражей по указанному адресу, поскольку заявителем не представлено документов в соответствие с перечнем, предусмотренным ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а объект выстроен и эксплуатируется длительное время.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомлением от 26.09.2017 по аналогичным основаниям также отказала в государственной регистрации права собственности на спорный объект.

Соответственно, истцы, построившие за собственные средства гаражи, на переданном железной дороге в установленном порядке земельном участке, лишены возможности зарегистрировать в установленном законом порядке свое право собственности.

На основании изложенного истцы просили суд признать право собственности на:

- гаражный бокс № 9 по адресу: Иркутская область, <адрес обезличен> кадастровый номер <Номер обезличен>, за Михневым Д.Б;

- гаражный бокс № 8 по адресу: Иркутская область, <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Паниным Д.Б;

- гаражный бокс № 13 по адресу: Иркутская область, <адрес обезличен> кадастровый номер <Номер обезличен>, за Седых Д.Б;

- гаражный бокс № 14 по адресу: <адрес обезличен> кадастровый номер <Номер обезличен>, за Мазанниковой Д.Б;

- гаражный бокс № 18 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Лазарчук Д.Б;

- гаражный бокс № 19 по адресу: Иркутская область, <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Ржанниковым Д.Б;

- гаражный бокс № 20 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Шпунт Д.Б;

- гаражный бокс № 23 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Бояршиновым Д.Б;

- гаражный бокс № 24 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Козодой Д.Б;

- гаражный бокс № 25 по адресу: <адрес обезличен> за Васильевским Д.Б;

- гаражный бокс № 26 по адресу: <адрес обезличен> за Заболотским Д.Б;

- гаражный бокс № 27 по адресу: <адрес обезличен> за Заболотским Д.Б

- гаражный бокс № 28 по адресу: <адрес обезличен> кадастровый номер <Номер обезличен> за Муканиным Д.Б;

- гаражный бокс № 29 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен> за Топка Д.Б;

- гаражный бокс № 30 по адресу: <адрес обезличен> за Шурыгиным Д.Б;

- гаражный бокс № 36 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Масловым Д.Б;

- гаражный бокс № 37 по адресу: <адрес обезличен> за Парщиковым Д.Б;

- гаражный бокс № 46, кадастровый номер <Номер обезличен>, по адресу: <адрес обезличен> за Ивановой Д.Б;

- гаражный бокс № 47 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Михневым Д.Б;

- гаражный бокс № 48 по адресу: <адрес обезличен> за Куприяновым Д.Б

В судебное заседание истцы Михнев Д.Б., Панин Ю.В., Седых В.М., Мазанникова С.Ф., Лазарчук Н.И., Ржанников А.В., Шпунт А.Г., Бояршинов А.С., Козодой Т.В., Васильевский К.Г., Заболотский С.А., Заболотский А.А., Муканин Л.С., Топка А.А., Шурыгин С.А., Маслов И.И., Парщиков А.В., Иванова К.Е., Куприянова В.С. не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, письменным заявлением просили рассмотреть исковое заявление в своё отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просили рассмотреть исковое заявление в своё отсутствие, ранее представил письменный отзыв из которого следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а так же проектной документации.

Пунктом 3 части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что одним документов, для получения разрешения на ввод, является разрешение на строительство.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства обращения истца для получения разрешения на строительство, не доказана возможность его получения, следовательно, ответ на обращение за разрешением на ввод в эксплуатацию заранее был отрицательный. Таким образом, истец не исполнил требования действующего законодательства, не доказал исключительность причин самовольного возведения объекта, не обосновал невозможность действовать иначе, т.е. в соответствии с действующим законодательством, возвел постройку самовольно во избежание прохождения установленной законом процедуры получения разрешения на строительство, его действия направлены на упрощение регистрации прав на вновь созданный объект, что недопустимо. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований о признании права собственности на самовольные постройки, гаражные боксы расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. -я Железнодорожная, 14а истцам следует отказать.

Представитель третьего лица ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть исковое заявление в своё отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» Рябинин Б.П., действующий на основании доверенности № 213-Д от 23.07.2018 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть исковое заявление в своё отсутствие, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований не возражал.

Огласив исковое заявление, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом.

В соответствии со статьей 1, статьей 8 Гражданского кодекса РФ выбор способа защиты права избирается истцом, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения и удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ст. 218 ГК РФ, предусмотрены следующие основания приобретения права собственности: право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом; член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Как установлено в судебном заседании до 1950 года по адресам <адрес обезличен> на станции Иркутск в Свердловском районе располагались две усадьбы, принадлежащие Управлению Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1950 году Управлением ВСЖД было принято решение о строительстве школьного интерната и общежития на месте двух усадьб. В то же время начата работа по переоформлению границ полосы отвода железной дороги, в том числе и в Свердловском районе г.Иркутска под принадлежащими железной дороги объектами, включая стадион «Локомотив», клуб, жилые дома. В ходе проводимой работы на обращения ВСЖД об упорядочении земельных правоотношений был получен ответ Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся № 101 от 09.04.1953 об отсутствии необходимости включения земельных участков в полосу отвода под данными объектами, т.к. эти земли оформлены актами бессрочного пользования для ВСЖД.

В 1954 году Восточно-Сибирской железной дорогой разработан и утвержден с причастными государственными органами Генплан строительства школьного интерната и общежития.

Решением № 263 от 19.04.1954 Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся было разрешено Управлению Восточно-Сибирской железной дороги строительство по адресу <адрес обезличен> в усадьбе принадлежащей Управлению ВСЖД школьного интерната на 100 мест.

Решением № 852 от 14.06.1954 Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся было разрешено строительство по адресу <адрес обезличен> общежития на 100 мест.

Решением № 687 от 30.12.1956 Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся был утвержден акт ввода в постоянную эксплуатацию здания интерната отдела учебных заведений ВСЖД. В последующем в здании интерната был размещен учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ. Распоряжением МПС России от 07.05.2004 г. № Б-101р указанное административное (площадь 955,2 кв.м., условный кадастровый номер <Номер обезличен>) и здание гаража на 2 места (площадь 77,4 кв.м.)закреплены в оперативном управлении за учебно-методическим центром по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ.

В 1991 году руководством Управления ВСЖД, Иркутск-Пассажирской дистанцией гражданских сооружений по согласованию со Свердловским исполкомом народных депутатов от 06.11.1991 на земельном участке ВСЖД в районе улиц 4<адрес обезличен> принято решение о строительстве на месте старых деревянных развалившихся кладовок хозяйственных построек для нужд работников железной дороги и гаража на два места для нужд учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ. Согласие Управления ВСЖД на строительство подтверждается письмом от 28.02.1995 №01/28. Строительство построек производилось в период 1991-1993 годов силами работников железной дороги и учебного центра при содействии Иркутск-Пассажирской дистанции гражданских сооружений, которой в 1995 был организован гаражный кооператив и выданы членские книжки.

02.02.1993 строительство гаражей согласно Плана участка и размещения построек на территории земельного участка Управления ВСЖД <адрес обезличен> было согласовано с Председателем Свердловского исполкома народных депутатов г.Иркутска. План участка застройки в границах земельного участка ВСЖД также был согласован со всеми причастными государственными органами: Иркутский энергоучасток, Иркутская дистанция сигнализации и связи, Санэпидстаниця ВСЖД и центральная городская СЭС, государственный пожарный надзор ВС УВДТ, городские электросети РЭУ «Иркутскэнеро», 4-я пожарная часть ОПО УБПС.

27.01.1995 получено заключение Иркутского центра санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии и согласовании размещения хозяйственных построек и гаражей.

04.02.1995 Иркутск-Пассажирской дистанцией гражданских сооружений было направлено обращение на имя Главы администрации Свердловского округа г. Иркутска о согласовании размещения построек на земельном участке Управления ВСЖД. Размещение было согласовано и получен ответ в виде письма от 23.03.1995 г. № 283 на имя Главы администрации г.Иркутска Говорина Б.А., которым подтверждено, что постройки возведены с разрешения руководства управления дороги и дистанции гражданских сооружений по согласованию со Свердловским исполкомом народных депутатов от 06.11.1991, на земельном участке ВСЖД в районе <адрес обезличен> на месте старых деревянных развалившихся кладовок. БТИ г. Иркутска в 1993 произведена инвентаризация указанных построек и выданы технические паспорта на каждое строение.

В 2002 по заданию заместителя начальника ВСЖД С.Г.Миронова в целях присвоения кадастровых номеров и кадастрового учета была произведена инвентаризация земельного участка ФГУП ВСЖД под возведенными гаражами, зданием и гаражом дорожного учебно-методического центра. В результате участок поставлен на кадастровый учет, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г.Иркутску и ГосКомземом утвержден Технический отчет и кадастровый план земельного участка землепользования ФГУП ВСЖД МПС РФ ДМК по <адрес обезличен>. Управлением архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска согласован Акт установления границ участка в натуре при проведении инвентаризации земель ФГУП ВСЖД МПС РФ площадью 4144,70 кв.м.

В 2003 году на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585 и в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта было создано ОАО «РЖД».

Распоряжением от 30.09.2003 г. №4557-р/6-р/884р был утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций железнодорожного транспорта с приложением № 803, из которых усматривается, что предприятие «Восточно-Сибирская железная дорога» в качестве вклада в уставный капитал передает, а общество «Российские железные дороги» принимает имущественный комплекс государственного предприятия и имущество с учетом обязательств государственного учреждения федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно приложению 1 к акту. Приняв в уставный капитал ОАО «РЖД» имущественный комплекс ФГУП «ВСЖД», РЖД приняло на себя все обязательства федерального предприятия и явилось его универсальным правопреемником прав.

Из совокупности представленных документов следует, что ФГУП «ВСЖД» как предшественнику ОАО «РЖД», спорный участок был предоставлен в безвозмездное пользование, на нем по целевому назначению железной дорогой были возведены и находятся объекты железнодорожного транспорта. Согласование железной дорогой строительства гаражей на данном участке также было правомерным, доказательств обратного ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Из представленных суду документов следует, что постановлением администрации г.Иркутска от 25.06.2020 № 031-06-369\0 земельный участок под гаражами с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 1927 кв.м принят в муниципальную собственность г.Иркутска, 14.07.2020 подписан акт приема-передачи земельного участка.

Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 31.07.2020 регистрация участка в муниципальной собственности произведена 30.07.2020.

Таким образом, спорный объект не обладает признаками самовольной постройкой, поскольку находится в непосредственно близости и в границах обозначенного на представленных схемах участка территории учебного центра, его строительство осуществлялась на законных основаниях при наличии разрешения Восточно-Сибирской железной дороги как добросовестного землепользователя и по согласованию со всеми причастными государственными органами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что гаражные боксы истцами используется по прямому назначению, что подтверждается членскими книжками на истцов, выданных ГПК «Железнодорожник», карточками учета строений, техническими паспортами на гаражи.

Кроме того, судом также установлено, что построенные истцами гаражные боксы не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Как следует из представленных в материалы дела заключений строительно-технической экспертизы от 28.03.2018 №№ 108-123, 127, 128, от 28.05.2018 № 153,, проведенных ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» возведенные гаражные боксы, расположенные по адресу <адрес обезличен> соответствуют строительно-техническим требованиям. Исследованными в судебном заседании доказательствами, согласованиями компетентных органов подтверждено, что спорные объекты не нарушают чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, получены положительные согласования соответствующих органов санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, и возведены в границах земельного участка с соблюдение правил застройки и землепользования.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в настоящее время на земельном участке, переданном истцам в установленном порядке ОАО «РЖД», расположены гаражи, однако они в ином порядке, кроме судебного, лишены возможности зарегистрировать в установленном законом порядке своё право собственности на объекты недвижимости.

Согласно п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцы, построившие гаражные боксы за счёт собственных средств на земельном участке, предоставленном ОАО «РЖД» для цели постройки спорного имущества, выплатившие полностью паевой взнос, получившие отказ в получении разрешения на строительство 03.04.2017 за № 410-74-288\17, приобрёли на них право собственности.

Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, представленных доказательств, законности и обоснованности судебного решения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михнева Д.Б, Панина Д.Б, Седых Д.Б, Мазанниковой Д.Б, Лазарчук Д.Б, Ржанникова Д.Б, Шпунта Д.Б, Бояршинова Д.Б, Козодой Д.Б, Васильевского Д.Б, Заболотского Д.Б, Заболотского Д.Б, Муканина Д.Б, Топка Д.Б, Шурыгина Д.Б, Маслова Д.Б, Парщикова Д.Б, Ивановой Д.Б, Куприянова Д.Б к Администрации г. Иркутска удовлетворить.

Признать право собственности на:

- гаражный бокс № 8 по адресу: <адрес обезличен> за Паниным Д.Б;

- гаражный бокс № 9 по адресу: <адрес обезличен> за Михневым Д.Б;

- гаражный бокс № 13 по адресу: <адрес обезличен>, за Седых Д.Б;

- гаражный бокс № 14 по адресу: <адрес обезличен> за Мазанниковой Д.Б;

- гаражный бокс № 18 по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, за Лазарчук Д.Б;

- гаражный бокс № 19 по адресу: <адрес обезличен>, за Ржанниковым Д.Б

- гаражный бокс № 20 по адресу: Иркутская область, <адрес обезличен>, за Шпунт Д.Б;

- гаражный бокс № 23 по адресу: <адрес обезличен>, за Бояршиновым Д.Б

- гаражный бокс № 24 по адресу: <адрес обезличен>, за Козодой Д.Б;

- гаражный бокс № 25 по адресу: <адрес обезличен>, за Васильевским Д.Б

- гаражный бокс № 26 по адресу: <адрес обезличен>, за Заболотским Д.Б

- гаражный бокс № 27 по адресу: <адрес обезличен> за Заболотским Д.Б

- гаражный бокс № 28 по адресу: <адрес обезличен>, за Муканиным Д.Б

- гаражный бокс № 29 по адресу: <адрес обезличен> номер <Номер обезличен> за Топка Д.Б;

- гаражный бокс № 30 по адресу: <адрес обезличен>, за Шурыгиным Д.Б;

- гаражный бокс № 36 по адресу: <адрес обезличен>, за Масловым Д.Б;

- гаражный бокс № 37 по адресу: <адрес обезличен>, за Парщиковым Д.Б

- гаражный бокс № 46, по адресу: <адрес обезличен> за Ивановой Д.Б;

- гаражный бокс № 47 по адресу: <адрес обезличен>, за Михневым Д.Б;

- гаражный бокс № 48 по адресу: <адрес обезличен>, за Куприяновым Д.Б

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 16.10.2020.