Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лутошкиной И.В., при секретаре Антонове К.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области ФИО2, представителя ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» о признании незаконным решения об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности устранить нарушения и выплатить денежные средства,
у с т а н о в и л:
Истец первоначально обратилась в суд с иском к ответчикам Министерству социальной политики Нижегородской области, Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, в обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый №, общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме между ФИО5, ФИО6, ФИО7 (Продавцы, ранее - собственники по 1/3 доли вправе на указанную квартиру) и ФИО8, ФИО1, действующих за себя и за своих детей ФИО9ДД.ММ.ГГГГ.. ФИО10ДД.ММ.ГГГГ., ФИО11ДД.ММ.ГГГГ (покупатели).
Переход права собственности на 3/4 доли в праве на квартиру зарегистрирован Управлением Росреестра по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная доля в праве приобреталась многодетной семьей Ч-вых за 936 617 руб., из которых 466 617 руб. оплачено Продавцам за счет средств материнского капитала, а 470 000 руб. предполагалось оплатить за счет мер социальной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от 02.04.2020 г. № 26-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории Нижегородской области» на основании сертификата на улучшение жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного многодетной семье из средств областного бюджета Нижегородской области.
Однако письмом исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики было отказано ФИО1 в возможности направления средств сертификата на улучшение жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, на приобретение ? доли в праве на купленную недвижимость со ссылкой на то обстоятельство, что в силу ст. 4 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории Нижегородской области», приобретение части жилого помещения в многоквартирном доме не предусмотрено за счет средств указанного сертификата.
Однако Министерством социальной политики при вынесении оспариваемого отказа не учтены следующие обстоятельства.
В результате заключения договора купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый №, расположенной по адресу: , в итоге в собственности многодетной семьи Ч-вых оказалась вся квартира, поскольку ? доля в праве на указанную квартиру и до сделки купли-продажи принадлежала супругу истицы, отцу несовершеннолетних детей ФИО8.
Квартира кадастровый №, расположенная по адресу: , до момента ее приобретения семьей истицы, принадлежала следующим лицам:
? доля в праве - ФИО5 (отцу супруга истицы);
? доля в праве - ФИО6 (матери супруга истицы);
? доля в праве - ФИО7 (родному брату супруга истицы);
? доля в праве - ФИО8 (супругу истицы).
Фактически до момента покупки многодетной семьей указанной квартиры в ней проживали родители и брат супруга истицы.
Семья истицы ранее проживала в квартире общей площадью 34,6 кв.м., кадастровый (условный) №, расположенной по адресу: , являющейся собственностью матери супруга ФИО6.
Собственное недвижимое имущество у семьи истицы отсутствовало.
В связи с рождением троих детей квартира матери мужа площадью 34,6 кв.м., состоящая из одной жилой комнаты, оказалась крайне мала. У разнополых и возрастных детей не было отдельных комнат для занятий, времяпрепровождения. Семья родителей мужа истицы пошла на встречу и согласилась продать свою трехкомнатную квартиру кадастровый №, общей площадью 70,3 кв.м., расположенную по адресу: (3/4 доли).
Родители супруга после совершения сделки купли-продажи переехали в однокомнатную квартиру, где ранее проживала семья истицы, площадью 34,6 кв.м., кадастровый (условный) №, расположенную по адресу: .
Брат супруга ФИО7 с согласия своих родителей рассчитывал на получение денежных средств в размере стоимости проданной ими ? доли в сумме 936 617 руб., с целью приобретения для себя отдельной недвижимости.
Однако, в связи с отказом Министерством социальной политики в праве на реализацию сертификата с целью расчета по проведенной сделке купли-продажи, ФИО7 в настоящее время вынужден проживать в арендованном жилом помещении, нести соответствующие расходы.
Таким образом, в результате проведенной сделки по приобретению семьей истицы ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: (3/4 доли), в их собственности оказалась квартира целиком.
В результате совершенной сделки приобрели возможность проживания в трехкомнатной квартире, где у детей есть отдельные комнаты, жилищные условия существенно улучшились.
Полагает, что отказ Министерства социальной политики противоречит действующим нормам законодательства.
Считает, что исходя из взаимосвязанного толкования положений ст. 16 ЖК РФ и ст.4 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ денежные средства. передаваемые по данному сертификату, могут быть направлены на приобретение части квартиры или комнаты.
В результате совершенной сделки вся квартира оказалась в собственности членов одной многодетной семьи.
Считает, что отказ ответчика в отношении действий по выплате денежных средств противоречит действующему правовому регулированию.
Просит:
1. Признать незаконным решение Министерства социальной политики Нижегородской области об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх.-№
2. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области устранить допущенные нарушения, выплатить денежные средства в размере 470 000 руб. продавцам по договору купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый №, общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 изменил свои исковые требования, заявил исковые требования к ответчикам Министерству социальной политики , Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения ».
Просит:
1. Признать незаконным решение Министерства социальной политики Нижегородской области об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх.-№
2. Обязать ответчиков Министерство социальной политики Нижегородской области и ГКУ НО «Управление социальной защиты населения » устранить допущенные нарушения, выплатить денежные средства в размере 470 000 руб. продавцам по договору купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый №, общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения по делу.
Представитель ответчика Министерства социальной политики ФИО2 исковые требования не признала, поддержала представленные возражения.
Представителя ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения » ФИО3 исковые требования не признала, поддержала представленные возражения.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области": Право на меры социальной поддержки имеют многодетные семьи, имеющие право на предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области от 1 декабря 2011 года N 168-З "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области", а также многодетные семьи, состоящие на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст.4 Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области":
1. Многодетная семья, получившая сертификат, имеет право использовать меры социальной поддержки для целей улучшения жилищных условий, указанных в части 2 настоящей статьи, на территории Нижегородской области.
2. Меры социальной поддержки могут быть реализованы путем направления средств на:
1) приобретение жилого помещения в многоквартирном доме;
2) приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) и земельного участка (части земельного участка), на котором он расположен;
3) уплату первоначального взноса и (или) полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме;
4) уплату первоначального взноса и (или) полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) на строительство или приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) и земельного участка (части земельного участка), на котором он расположен;
5) завершение строительства объекта индивидуального жилищного строительства, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости как на объект незавершенного строительства;
6) участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
3. Предоставление мер социальной поддержки не допускается в целях;
1) приобретения жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
2) завершения строительства или приобретения жилого помещения, в том числе индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома), расположенного за пределами Нижегородской области;
3) в иных целях, не предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области":
1. Меры социальной поддержки предоставляются многодетной семье однократно в размере номинала сертификата, за исключением случая, если фактические расходы многодетной семьи на цели, указанные в статье 4 настоящего Закона, составляют величину менее номинала сертификата. В указанном случае размер предоставляемых многодетной семье мер социальной поддержки составляет величину указанных фактических расходов, а сертификат считается полностью использованным.
2. Номинал сертификата составляет 470 тысяч рублей.
В целях реализации Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" Правительством Нижегородской области принято постановление от 02.07.2020 № 535, которым утверждено Положение о реализации Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области".
В соответствии с п. 4.1 указанного Положения, для реализации мер социальной поддержки один из родителей многодетной семьи, получившей сертификат (далее - заявитель), вправе лично либо через уполномоченного представителя обратиться в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - Управление социальной защиты населения) по месту жительства или месту пребывания с заявлением о реализации мер социальной поддержки (далее - заявление о реализации сертификата) по форме, установленной министерством социальной политики Нижегородской области.
В соответствии с п. 4.12 указанного Положения, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о реализации сертификата Управление социальной защиты населения принимает решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления о реализации (частичной реализации) сертификата, которое оформляется протоколом и подписывается руководителем Управления социальной защиты населения либо уполномоченным им лицом.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье в составе ФИО1, ФИО8, ФИО11, ФИО10, ФИО9 выдан сертификат на улучшение жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым семья имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области", номинал сертификата установлен в размере 470 000 руб..
23 10.2020 г. был заключен договор купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый №, общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме между ФИО5, ФИО6, ФИО7 (Продавцы) и ФИО8, ФИО1, действующих за себя и за своих детей ФИО9ДД.ММ.ГГГГ.. ФИО10ДД.ММ.ГГГГ., ФИО11ДД.ММ.ГГГГр (покупатели).
Переход права собственности на 3/4 доли в праве на квартиру зарегистрирован Управлением Росреестра по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям договора, указанная доля в праве приобреталась семьей Ч-вых за 936 617 руб., которую покупатели оплачивают следующим образом: 466 617 руб. - за счет средств материнского капитала, а 470 000 руб. - за счет мер социальной поддержки в соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории » на основании сертификата на улучшение жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного многодетной семье из средств областного бюджета .
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением, в котором указала, что заключили договор купли-продажи ? долей квартиры по адресу: использованием материнского капитала и сертификата на улучшение жилищных условий. С полученными документами она обратилась в Управление социальной защиты г.Н.Новгорода, но в приеме документов ей отказали. (л.д.42).
В соответствии с письмом исх. № Исх-№ от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики Нижегородской области был дан ответ на письменное обращение истицы, в котором указано, что обращения, поступившие в Министерство социальной политики Нижегородской области, в том числе по электронным каналам связи, рассмотрены. Разъяснено, что перечень направлений, по которым возможна реализация сертификата на улучшение жилищных условий, установлен статьей 4 Закона Нижегородской области от 02.04.2020 г. № 26-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории Нижегородской области». Приобретение части жилого помещения в многоквартирном жилом доме за счет средств указанного сертификата в Вашем случае, отсутствует. (л.д. 20).
Таким образом, судом установлено, что истица не обращалась в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - Управление социальной защиты населения) по месту жительства или месту пребывания с заявлением о реализации мер социальной поддержки по форме, установленной министерством социальной политики Нижегородской области в соответствии с п. 4.1 указанного Положения о реализации Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З, соответственно, соответствующее заявление истицы не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а Управлением социальной защиты населения не принималось решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении) заявления о реализации (частичной реализации) сертификата.
Письмо Министерство социальной политики Нижегородской области исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ по сути не является отказом истице в реализации мер социальной поддержки, а является ответом на ее письменное обращение.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь вышеизложенными нормами права и добытыми доказательствами, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истицы не имеется, исковые требования истицы о признании незаконным решения об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности устранить нарушения и выплатить денежные средства, в полном объеме заявленных исковых требований, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В иске ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» о признании незаконным решения об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности устранить нарушения и выплатить денежные средства, в полном объеме заявленных исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца.
Судья И.В. Лутошкина