ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3400/2021 от 15.11.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лутошкиной И.В., при секретаре Антонове К.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области ФИО2, представителя ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» о признании незаконным решения об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности устранить нарушения и выплатить денежные средства,

у с т а н о в и л:

Истец первоначально обратилась в суд с иском к ответчикам Министерству социальной политики Нижегородской области, Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, в обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый , общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме между ФИО5, ФИО6, ФИО7 (Продавцы, ранее - собственники по 1/3 доли вправе на указанную квартиру) и ФИО8, ФИО1, действующих за себя и за своих детей ФИО9ДД.ММ.ГГГГ.. ФИО10ДД.ММ.ГГГГ., ФИО11ДД.ММ.ГГГГ (покупатели).

Переход права собственности на 3/4 доли в праве на квартиру зарегистрирован Управлением Росреестра по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная доля в праве приобреталась многодетной семьей Ч-вых за 936 617 руб., из которых 466 617 руб. оплачено Продавцам за счет средств материнского капитала, а 470 000 руб. предполагалось оплатить за счет мер социальной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от 02.04.2020 г. № 26-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории Нижегородской области» на основании сертификата на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, выданного многодетной семье из средств областного бюджета Нижегородской области.

Однако письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики было отказано ФИО1 в возможности направления средств сертификата на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, на приобретение ? доли в праве на купленную недвижимость со ссылкой на то обстоятельство, что в силу ст. 4 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории Нижегородской области», приобретение части жилого помещения в многоквартирном доме не предусмотрено за счет средств указанного сертификата.

Однако Министерством социальной политики при вынесении оспариваемого отказа не учтены следующие обстоятельства.

В результате заключения договора купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый , расположенной по адресу: , в итоге в собственности многодетной семьи Ч-вых оказалась вся квартира, поскольку ? доля в праве на указанную квартиру и до сделки купли-продажи принадлежала супругу истицы, отцу несовершеннолетних детей ФИО8.

Квартира кадастровый , расположенная по адресу: , до момента ее приобретения семьей истицы, принадлежала следующим лицам:

? доля в праве - ФИО5 (отцу супруга истицы);

? доля в праве - ФИО6 (матери супруга истицы);

? доля в праве - ФИО7 (родному брату супруга истицы);

? доля в праве - ФИО8 (супругу истицы).

Фактически до момента покупки многодетной семьей указанной квартиры в ней проживали родители и брат супруга истицы.

Семья истицы ранее проживала в квартире общей площадью 34,6 кв.м., кадастровый (условный) , расположенной по адресу: , являющейся собственностью матери супруга ФИО6.

Собственное недвижимое имущество у семьи истицы отсутствовало.

В связи с рождением троих детей квартира матери мужа площадью 34,6 кв.м., состоящая из одной жилой комнаты, оказалась крайне мала. У разнополых и возрастных детей не было отдельных комнат для занятий, времяпрепровождения. Семья родителей мужа истицы пошла на встречу и согласилась продать свою трехкомнатную квартиру кадастровый , общей площадью 70,3 кв.м., расположенную по адресу: (3/4 доли).

Родители супруга после совершения сделки купли-продажи переехали в однокомнатную квартиру, где ранее проживала семья истицы, площадью 34,6 кв.м., кадастровый (условный) , расположенную по адресу: .

Брат супруга ФИО7 с согласия своих родителей рассчитывал на получение денежных средств в размере стоимости проданной ими ? доли в сумме 936 617 руб., с целью приобретения для себя отдельной недвижимости.

Однако, в связи с отказом Министерством социальной политики в праве на реализацию сертификата с целью расчета по проведенной сделке купли-продажи, ФИО7 в настоящее время вынужден проживать в арендованном жилом помещении, нести соответствующие расходы.

Таким образом, в результате проведенной сделки по приобретению семьей истицы ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: (3/4 доли), в их собственности оказалась квартира целиком.

В результате совершенной сделки приобрели возможность проживания в трехкомнатной квартире, где у детей есть отдельные комнаты, жилищные условия существенно улучшились.

Полагает, что отказ Министерства социальной политики противоречит действующим нормам законодательства.

Считает, что исходя из взаимосвязанного толкования положений ст. 16 ЖК РФ и ст.4 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства. передаваемые по данному сертификату, могут быть направлены на приобретение части квартиры или комнаты.

В результате совершенной сделки вся квартира оказалась в собственности членов одной многодетной семьи.

Считает, что отказ ответчика в отношении действий по выплате денежных средств противоречит действующему правовому регулированию.

Просит:

1. Признать незаконным решение Министерства социальной политики Нижегородской области об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх.-

2. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области устранить допущенные нарушения, выплатить денежные средства в размере 470 000 руб. продавцам по договору купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый , общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Впоследствии истец в порядке ст. 39 изменил свои исковые требования, заявил исковые требования к ответчикам Министерству социальной политики , Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения ».

Просит:

1. Признать незаконным решение Министерства социальной политики Нижегородской области об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх.-

2. Обязать ответчиков Министерство социальной политики Нижегородской области и ГКУ НО «Управление социальной защиты населения » устранить допущенные нарушения, выплатить денежные средства в размере 470 000 руб. продавцам по договору купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый , общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения по делу.

Представитель ответчика Министерства социальной политики ФИО2 исковые требования не признала, поддержала представленные возражения.

Представителя ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения » ФИО3 исковые требования не признала, поддержала представленные возражения.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области": Право на меры социальной поддержки имеют многодетные семьи, имеющие право на предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области от 1 декабря 2011 года N 168-З "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области", а также многодетные семьи, состоящие на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.4 Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области":

1. Многодетная семья, получившая сертификат, имеет право использовать меры социальной поддержки для целей улучшения жилищных условий, указанных в части 2 настоящей статьи, на территории Нижегородской области.

2. Меры социальной поддержки могут быть реализованы путем направления средств на:

1) приобретение жилого помещения в многоквартирном доме;

2) приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) и земельного участка (части земельного участка), на котором он расположен;

3) уплату первоначального взноса и (или) полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме;

4) уплату первоначального взноса и (или) полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) на строительство или приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) и земельного участка (части земельного участка), на котором он расположен;

5) завершение строительства объекта индивидуального жилищного строительства, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости как на объект незавершенного строительства;

6) участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

3. Предоставление мер социальной поддержки не допускается в целях;

1) приобретения жилых помещений, признанных непригодными для проживания;

2) завершения строительства или приобретения жилого помещения, в том числе индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома), расположенного за пределами Нижегородской области;

3) в иных целях, не предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области":

1. Меры социальной поддержки предоставляются многодетной семье однократно в размере номинала сертификата, за исключением случая, если фактические расходы многодетной семьи на цели, указанные в статье 4 настоящего Закона, составляют величину менее номинала сертификата. В указанном случае размер предоставляемых многодетной семье мер социальной поддержки составляет величину указанных фактических расходов, а сертификат считается полностью использованным.

2. Номинал сертификата составляет 470 тысяч рублей.

В целях реализации Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" Правительством Нижегородской области принято постановление от 02.07.2020 № 535, которым утверждено Положение о реализации Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области".

В соответствии с п. 4.1 указанного Положения, для реализации мер социальной поддержки один из родителей многодетной семьи, получившей сертификат (далее - заявитель), вправе лично либо через уполномоченного представителя обратиться в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - Управление социальной защиты населения) по месту жительства или месту пребывания с заявлением о реализации мер социальной поддержки (далее - заявление о реализации сертификата) по форме, установленной министерством социальной политики Нижегородской области.

В соответствии с п. 4.12 указанного Положения, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о реализации сертификата Управление социальной защиты населения принимает решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления о реализации (частичной реализации) сертификата, которое оформляется протоколом и подписывается руководителем Управления социальной защиты населения либо уполномоченным им лицом.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье в составе ФИО1, ФИО8, ФИО11, ФИО10, ФИО9 выдан сертификат на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым семья имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 26-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области", номинал сертификата установлен в размере 470 000 руб..

23 10.2020 г. был заключен договор купли-продажи в отношении ? доли в праве на квартиру кадастровый , общей площадью 70,3 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме между ФИО5, ФИО6, ФИО7 (Продавцы) и ФИО8, ФИО1, действующих за себя и за своих детей ФИО9ДД.ММ.ГГГГ.. ФИО10ДД.ММ.ГГГГ., ФИО11ДД.ММ.ГГГГр (покупатели).

Переход права собственности на 3/4 доли в праве на квартиру зарегистрирован Управлением Росреестра по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно условиям договора, указанная доля в праве приобреталась семьей Ч-вых за 936 617 руб., которую покупатели оплачивают следующим образом: 466 617 руб. - за счет средств материнского капитала, а 470 000 руб. - за счет мер социальной поддержки в соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории » на основании сертификата на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, выданного многодетной семье из средств областного бюджета .

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением, в котором указала, что заключили договор купли-продажи ? долей квартиры по адресу: использованием материнского капитала и сертификата на улучшение жилищных условий. С полученными документами она обратилась в Управление социальной защиты г.Н.Новгорода, но в приеме документов ей отказали. (л.д.42).

В соответствии с письмом исх. № Исх- от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики Нижегородской области был дан ответ на письменное обращение истицы, в котором указано, что обращения, поступившие в Министерство социальной политики Нижегородской области, в том числе по электронным каналам связи, рассмотрены. Разъяснено, что перечень направлений, по которым возможна реализация сертификата на улучшение жилищных условий, установлен статьей 4 Закона Нижегородской области от 02.04.2020 г. № 26-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка на территории Нижегородской области». Приобретение части жилого помещения в многоквартирном жилом доме за счет средств указанного сертификата в Вашем случае, отсутствует. (л.д. 20).

Таким образом, судом установлено, что истица не обращалась в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - Управление социальной защиты населения) по месту жительства или месту пребывания с заявлением о реализации мер социальной поддержки по форме, установленной министерством социальной политики Нижегородской области в соответствии с п. 4.1 указанного Положения о реализации Закона Нижегородской области от 2 апреля 2020 г. N 26-З, соответственно, соответствующее заявление истицы не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а Управлением социальной защиты населения не принималось решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении) заявления о реализации (частичной реализации) сертификата.

Письмо Министерство социальной политики Нижегородской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ по сути не является отказом истице в реализации мер социальной поддержки, а является ответом на ее письменное обращение.

С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь вышеизложенными нормами права и добытыми доказательствами, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истицы не имеется, исковые требования истицы о признании незаконным решения об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности устранить нарушения и выплатить денежные средства, в полном объеме заявленных исковых требований, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В иске ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, Начальнику управления адресной социальной поддержки граждан Министерства социальной политики Нижегородской области- ФИО4, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» о признании незаконным решения об отказе в реализации сертификата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности устранить нарушения и выплатить денежные средства, в полном объеме заявленных исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца.

Судья И.В. Лутошкина