ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-3401/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2011 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством
судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Лазгиян А.С.,
с участием
старшего помощника г. Пятигорска Шуйской Н.В.,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-3401/11 по заявлению прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействительными постановлений администрации г. Пятигорска и разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
В заявлении прокурор г. Пятигорска и судебном заседании старший помощник г. Пятигорска Шуйская Н.В., в обоснование заявленных требований суду сообщили, что прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка законности выданного ФИО2 разрешения от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство гаражей на предоставленном земельном участке в районе гаражного кооператива по , в ходе которой установлено, что постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано разрешение на строительство гаражей, расположенных по адресу: , которое, как противоречащее нормам действующего законодательства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ опротестовано. Протест был рассмотрен в администрации г. Пятигорска и отклонен.
Указанное постановление, по мнению прокурора, является незаконным по следующим основаниям.
Определение термину «разрешение на строительство» дается сразу в двух нормативных правовых актах - в Федеральном законе от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и Градостроительном кодексе РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 169 разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При подготовке градостроительного плана № земельного участка под строительство гаражей в районе по , МУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска» допущены следующие нарушения требований действующих нормативных актов.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, пп. 4 п. 1 ст. 40 Устава города Пятигорска, обязанности по утверждению градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство возложены на администрацию города.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ осуществление градостроительной деятельности основывается на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятия мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, в Градостроительном кодексе РФ градостроительный план земельного участка выступает правовой формой закрепления наиболее важных требований к градостроительному освоению земельного участка, к подготовке проектной документации на его застройку.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка среди прочих сведений указываются: границы земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений
Кроме того, в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» приказом Минрегиона РФ от 11 августа 2006 года № 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
В нарушение требований, предусмотренных в разделе II данной Инструкции, в чертеже градостроительного плана № земельного участка, утвержденном постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют привязки зоны допустимого размещения строений к границам земельного участка, предоставленного ФИО2 под строительство гаражей.
Кроме того, приказом министерства ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть 1. Селитебные территории» (в действующей на этот период времени редакции) (далее - Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края).
Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края являются нормативным документом субъекта Российской Федерации, устанавливающим положения с учетом действующих федеральных норм или приводимые в них в виде приложений и (или) в качестве рекомендуемых.
В примечании к пункту 5.11 указано, что в районах усадебной, коттеджной, коттеджно-блокированной и садово-дачной застройки расстояние от окон жилых комнат до стен хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, допускается принимать не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее 1 м до хозяйственных построек. Расстояния от границ участка до стены жилого дома и хозяйственных построек могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности, противопожарной защиты и по обоюдному согласию домовладельцев.
Проверкой установлено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка зона допустимого размещения строений расположена в нарушение требований вышеуказанных территориальных строительных норм, на границе земельного участка, в отсутствие согласия ФИО1, проживающей по адресу: .
В связи с изложенным, постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка ФИО3 под строительство гаражей, в районе по » вынесено с нарушением требований, предусмотренных ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, вышеуказанной Инструкции и Территориальных строительных норм ТСН 30-312-2006 Ставропольского края.
Частью 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Установлено, что проект организации строительства объекта капитального строительства, выполненный ООО «АРХ-Сервис», содержит нарушения требований действующих нормативных актов.
Так, схема генерального плана, содержащая привязку строения к границам земельного участка, выполнена в нарушение требований Территориальных строительных норм ТСН 30-312-2006, а именно не выдержано расстояние от границ участка до проектируемых гаражей в отсутствие согласия ФИО1, проживающей по адресу: .
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения указанного федерального закона, об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов зашиты, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
При проектировании указанных объектов, допущены нарушения требований ст. 72 п. 1 п. 4, табл. № 16 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: не выдержаны противопожарные разрывы и по факту составляют менее м до жилого дома ФИО1, что в случае возникновения пожароопасной ситуации может повлечь и возгорание жилых строений в данном жилом массиве.
Заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45, ст. 254 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку размещение гаражей с нарушением указанных требований действующего законодательства создает угрозу жизни, здоровью и сохранности имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Прокурор г. Пятигорска просит суд признать недействительными: постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка ФИО3 под строительство гаражей, в районе по »; постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче ФИО2 разрешения на строительство гаражей на предоставленном земельном участке в районе »; разрешение на строительство гаражей, расположенных по адресу: №.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении прокурором г. Пятигорска, уточнив их, и просила заявление удовлетворить.
ФИО1, участвующая в деле и присутствующая в судебном заседании, также поддержала доводы и требования прокурора г. Пятигорска.
В судебное заседание не явились извещенные в соответствии со ст. 113 ГПК РФ о его времени и месте ФИО2 и представитель администрации г. Пятигорска ФИО4
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, исследовав представленные доказательства, с учетом ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, пп. 4 п. 1 ст. 40 Устава города Пятигорска, подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков и выдача разрешений на строительство относится к компетенции органа местного самоуправления - администрации г. Пятигорска.
Постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано разрешение на строительство гаражей на земельном участке, расположенном по адресу: .
При подготовке градостроительного плана № указанного земельного участка под строительство гаражей в районе гаражного кооператива по и выдаче ФИО2 разрешения на строительство гаражей, органом местного самоуправления допущены нарушения требований законодательства РФ.
Как следует из Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ осуществление градостроительной деятельности основывается на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятия мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, в Градостроительном кодексе РФ градостроительный план земельного участка выступает правовой формой закрепления наиболее важных требований к градостроительному освоению земельного участка, к подготовке проектной документации на его застройку.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка среди прочих сведений указываются: границы земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений
Кроме того, в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» приказом Минрегиона РФ от 11 августа 2006 года № 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
В нарушение требований, предусмотренных разделом II указанной Инструкции, в чертеже градостроительного плана № земельного участка, утвержденном постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют привязки зоны допустимого размещения строений к границам земельного участка, предоставленного ФИО2 под строительство гаражей.
Кроме того, приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 17 ноября 2006 года № 322 введены в действие Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть 1. Селитебные территории» (в действующей на этот период времени редакции).
В примечании к пункту 5.11 сказано, что в районах усадебной, коттеджной, коттеджно-блокированной и садово-дачной застройки расстояние от окон жилых комнат до стен хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, допускается принимать не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее 1 м до хозяйственных построек. Расстояния от границ участка до стены жилого дома и хозяйственных построек могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности, противопожарной защиты и по обоюдному согласию домовладельцев.
Как следует из представленных надлежащих письменных доказательств, в том числе и градостроительного плана земельного участка, предоставленного ФИО2, зона допустимого размещения строений расположена в нарушение требований вышеуказанных территориальных строительных норм, на границе земельного участка по адресу: , на котором расположен жилой дом ФИО1, в отсутствие ее согласия.
Частью 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Проект организации строительства объекта капитального строительства - гаражей, выполненный ООО «АРХ-Сервис», содержит нарушения требований действующих нормативных актов.
Так, схема генерального плана, содержащая привязку строений к границам земельного участка, выполнена в нарушение требований Территориальных строительных норм ТСН 30-312-2006, а именно не выдержано расстояние от границ участка до проектируемых гаражей в отсутствие согласия ФИО1, проживающей по адресу: .
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что постановление администрации г. Пятигорска от «Об утверждении градостроительного плана земельного участка ФИО3 под строительство гаражей, в районе гаражного кооператива по » вынесено с нарушением требований, предусмотренных ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка и Территориальных строительных норм ТСН 30-312-2006 Ставропольского края.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения указанного федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов зашиты, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
При проектировании указанных объектов - гаражей, допущены нарушения требований ч.ч. 2 и 4 ст. 72 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым в случае размещения гаражей на испрашиваемом земельном участке расстояние до окон жилого дома должно составлять не менее 10 метров, в то время как расстояние от возведенных ФИО2 гаражей до окон жилого дома ФИО1 составляет менее метров, что в случае возникновения пожароопасной ситуации может повлечь возгорание ее жилого дома и расположенных по соседству жилых строений в данном жилом массиве.
При таких обстоятельствах, постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче ФИО2 разрешения на строительство гаражей на предоставленном земельном участке в районе ГК и разрешение на строительство гаражей, расположенных по адресу: №, нельзя считать законными, так как при принятии органом местного самоуправления решения о выдаче указанного разрешения на строительство гаражей допущены нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и прав неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную среду обитания, жизнь и здоровье, безопасную эксплуатацию жилища.
Руководствуясь ст.ст. 67, 193-199, 245, 249, 254-258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействительными постановлений администрации г. Пятигорска и разрешения на строительство, удовлетворить.
Признать недействительными с момента принятия:
- постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка ФИО3 под строительство гаражей, в районе ГК по »;
- постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче ФИО2 разрешения на строительство гаражей на предоставленном земельном участке в районе ГК ;
- разрешение № на строительство гаражей, расположенных по адресу: , выданное ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман