РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2014 года город Новосибирск
дело №2-3401/2014
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи Котина Е.И.
при секретаре Оганян В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3401/2014 по заявлению ФИО2 А.ра И.ча о признании недействительным постановления заместителя начальника юл1,
установил:
Воропаев А.др И.ич обратился в Октябрьский районный суд г. Новосибирска суд с заявлением о признании недействительным постановления заместителя начальника юл1.
В обоснование требований заявитель указал, что постановлением от /дата/ № заместителя начальника юл1 за счет имущества заявителя взысканы страховые взносы, пени и штрафы в общей сумме <данные изъяты> копейка. Считает, что оспариваемое постановление, нарушающее имущественные интересы заявителя, не соответствует законодательству, по следующим основаниям. По смыслу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества плательщика лишь после выставления в установленном порядке требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. При этом в силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Такого требования заинтересованное лицо по месту жительства не направляло. Кроме того, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах). В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона о страховых взносах страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года. Следовательно, недоимка по страховым взносам за /дата/ выявилась уже /дата/, хотя требование об ее уплате, как следует из оспариваемого постановления, было выставлено лишь /дата/, т.е. с нарушением установленного срока. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена заявителем /дата/.
Оспариваемое постановление заинтересованным лицом заявителю по месту жительства не направлено, а его копия получена /дата/ в службе судебных приставов, в связи с чем предусмотренный статьей 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с настоящим заявлением не пропущен.
Просит суд постановление от /дата/ № заместителя начальника юл1 признать недействительным.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель юл1 ФИО1 заявленные требования не признала, в обоснование своих возражений представил отзыв, в котором указала, что Воропаев А.др И.ич был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с /дата/ года, состоял на учете в юл1, снят с учета в связи с принятием им соответствующего решения /дата/ года.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от /дата/ № выставлено в законные сроки в соответствии с частью 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07 2009 года, т.е. в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Истцом верно указано, что в соответствии с действующим законодательством страховые взносы должны быть уплачены индивидуальным предпринимателем до 31 декабря текущего года включительно.
Таким образом, срок оплаты страховых взносов за /дата/ истек в 24 часа /дата/, а трехмесячный срок выставления требования истек в соответствующее число последнего месяца срока (пункт 1 ст. 108 ГПК РФ). /дата/ было субботним (выходным) днем, следовательно, предусмотренный пунктом 2 ст. 22 Закона трехмесячный срок истек /дата/ (пункт 2 ст. 108 ГПК РФ). Требование было вынесено /дата/, т.е. в установленный Законом срок. Кроме того, трехмесячный срок направления требования не является прескательным, т.к. не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание недоимки и пени (информационное письмо Президиума ВАС РФ от /дата/ № 71).
Требование № от /дата/ было направлено почтовым отправлением истцу по указанному в ЕГРИП адресу: <адрес> (реестр № 562).
В связи с неисполнением требования в определенный пунктом 3 ст. 20 Закона срок /дата/ было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов №, копия которого /дата/ реестром № была направлена истцу, а само постановление в установленные законодательством сроки направлено на исполнение в службу судебных приставов.
У УПФР отсутствуют сомнения в том, что ССП было вынесено и направлено в адрес истца постановление о возбуждении исполнительного производства по спорному постановлению УПФР. Таким образом, установленный действующим законодательством порядок взыскания задолженности по уплате страховых взносов и пени с индивидуального предпринимателя был соблюден в полной мере. Копия спорного постановления о взыскании задолженности было направлено истцу по надлежащему, указанному им в ЕГРИП, почтовому адресу.
В соответствии с пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 указанной статьи данных (в том числе адреса) обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 53 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, если этими актами нарушаются права этого лица. При этом действующие индивидуальные предприниматели производят обжалование путем подачи заявления в арбитражный суд, а физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями - путем подачи заявления в суд общей юрисдикции ( ст. 54 Закона № 212-ФЗ).
Статья 198 АПК РФ и статья 256 ГПК РФ устанавливают трехмесячный срок обращения в суд с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав и свобод. Неполучение истцом доставленной ему почтовой корреспонденции вследствие непроживания по указанному в ЕГРИП адресу либо по иным, зависящим от адресата причинам (отсутствие в месте проживания, неделание получать корреспонденцию и т.д.) не может являться уважительной причиной для восстановления срока обжалования ненормативного акта.
На основании вышеизложенного, учитывая, что требование от /дата/ № и постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от /дата/ № были вынесены в установленные законом сроки, обоснованно, направлены истцу почтовыми отправлениями по надлежащему адресу, а истцом, кроме того, пропущен срок обжалования акта ненормативного характера органа контроля за уплатой страховых взносов, в заявленных исковых требованиях просит отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 4 ст. 54 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах применения Части первой Гражданского кодекса РФ» от 01.07.1996 г. № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий указанных лиц и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что ФИО2 был зарегистрирован в ЕГРИП как глава крестьянского (фермерского) хозяйства /дата/
/дата/ в ЕГРИП заявитель снят с учета в налоговом органе на основании единогласного решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства данные обстоятельства подвержены представленной в дело выпиской из ЕГРИП от /дата/ г., уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе.
Согласно ч. 2 ст. 14 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции по состоянию на 2011 год) главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ч. 2 ст. 16 данного закона (в редакции по состоянию на 2011 год) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
В силу ч. 1, 2 ст. 18 данного закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, реализуя свои полномочия, орган Пенсионного фонда выявил недоимку по уплате заявителем страховых взносов за 2011 год, что отражено в представленном расчёте от /дата/ г.
В силу ч. 2 ст. 22 данного закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В порядке данной статьи органом юл1 заявителю было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от /дата/ (с указанием общей суммы недоимки <данные изъяты> руб.), что подтверждено текстом данного требования, реестром отправления почтовой корреспонденции от /дата/ (отправлено по адресу регистрации заявителя).
Согласно ч. 1, 14 ст. 19 данного закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1-3 ст. 20 данного закона (в редакции по состоянию на 2011 год) в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от /дата/ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
В порядке указанных положений закона органом Пенсионного фонда было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от /дата/ №, копия которого /дата/ согласно реестру корреспонденции была направлена заявителю по адресу регистрации.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что юл1 в полном соответствии с требованиями действующего законодательства была выявлена недоимка на стороне заявителя по уплате страховых взносов, об уплате которой ему было направлено требование, после чего в установленном порядке было вынесено постановление о взыскании данной недоимки.
Суд также отмечает, что обоснованным является довод заинтересованного лица о пропуске срока на обращение в суд.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При этом уд отмечает, что неявка заявителя на почтовое отделение за получением направленных по адресу его регистрации требования и постановления не могут быть уважительными причинами пропуска срока обращения в с уд. Суд также отмечает, что ходатайство о восстановлении такого срока заявителем не заявлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства законность вынесения юл1 постановления от /дата/ нашла подтверждение, срок заявителем на обращение в суд пропущен, требования заявителя правомерными судом признаны быть не могут, в удовлетворении заявления ФИО2 А.ра И.ча надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявленных требований ФИО2 А.ра И.ча отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Котин Е.И.