Дело № 2-3402/2017 20 ноября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Румянцева Р.А.
при секретаре Сосниной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноусовой И. П. к публичному акционерному обществу «Мегафон» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
истец Черноусова И.П. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Мегафон» (далее – ПАО «Мекафон) о взыскании компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей 00 копеек.
Исковые требования мотивировала тем, что 02.09.2017 заключила с ПАО «МТС» договор об оказании услуг подвижной связи, по условиям которого ПАО «МТС» обязалось перенести принадлежащий ей абонентский номер оператора ПАО «Мегафон» и расторгнуть с данным оператором абонентское соглашение. Ответчик не выполнил надлежащим образом обязательства по перенесению абонентского номера.
Представитель истца Сальцын А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что 27.10.2017 абонентский номер истца перенесен от оператора ПАО «Мегафон» (донора) к оператору ПАО «МТС» (реципиенту). Вместе с тем ответчик отказывал в данной процедуре, гарантированной Федеральным законом «О связи». Перенос абонентского номера состоялся только 27.10.2017 в связи с незаконной задержкой данной процедуры.
Представитель ПАО «МТС» Севрук Я.М. в судебном заседании пояснила, что по заявлению истца ПАО «МТС» с использованием специально созданной для этого базы данных перенесенных абонентских договоров передало заявку о переносе абонентского номера истца на обслуживание из ПАО «Мегафон» в ПАО «МТС», однако ПАО «Мегафон» отклонило заявку.
Истец, представитель ПАО «Мегафон», извещенные о разбирательстве дела, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального Закона «О связи» (далее - Закон о связи), услуги связи на территории Российской Федерации оказываются на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 4 названной статьи Закона о связи, абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.
Порядок сохранения и перенесения абонентского номера регламентирован пунктами 115-156 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N1342. Организационно-техническое взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера регламентируется Приказом Минкомсвязи России от 19.01.2016 №3 «Об утверждении Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера».
Перенесение абонентских номеров осуществляется через информационную систему (базу данных перенесенных абонентских номеров), управляемую оператором базы данных перенесенных абонентских номеров - федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно- исследовательский институт связи" (см. п.9 ст.26 Закона о связи и Распоряжение Правительства РФ от 09.10.2013 N 1832-р «Об операторе базы данных перенесенных абонентских номеров»).
Истец, состоящая в договорных отношениях с ПАО «Мегафон» по номеру <№>, 02.09.2017 обратилась в ПАО «МТС» с заявлением о перенесении абонентского номера <№> в сеть ПАО «МТС».
ПАО «МТС», заключив с истцом договор от 02.09.2017 об оказании услуг подвижной связи, 08.09.2017 направило в ПАО «Мегафон» через оператора базы данных перенесенных абонентских номеров (далее - БДПН) (компьютерное приложение под названием «numlex») запрос на перенос абонентского номера <№>.
Вместе с тем ПАО «Мегафон» 09.09.2017 отклонило заявку ПАО «МТС», направив сообщение «NP Donor Reject», что в соответствии с Приложением 2 к Приказу Минкомсвязи России от 19.01.2016 №3, означает отказ оператора-донора (в данном случае ПАО «Мегафон») в выполнении запроса на перенос абонентского номера. В качестве кода причины отказа в БДПН ПАО «Мегафон» указал, что «информация об абоненте и о переносимом номере в заявлении не совпадает с той, что передана оператором-реципиентом оператору-донору».
Вместе с тем ответчик ПАО «Мегафон» без каких-либо уточнений данных со стороны истца 27.10.2017 производит перенос абонентского номера истца в ПАО «МТС», что подтверждается выпиской из БДПН.
Согласно п. 120 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N1342 (далее - Привала) абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 настоящих Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера (далее - заявление о перенесении абонентского номера) и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил.
В соответствии с п. 132 Правил оказания услуг телефонной связи, оператор-реципиент не позднее дня, следующего за днем заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, направляет запрос о переносимом абонентском номере оператору базы данных перенесенных абонентских номеров.
Оператор базы данных перенесенных абонентских номеров направляет в течение 1 часа со времени получения запроса, указанного в пункте 132 настоящих Правил, оператору-реципиенту информацию о получении запроса и дате последнего перенесения абонентского номера (в случае если абонентский номер ранее переносился). В случае если до окончания процедуры перенесения абонентского номера оператором базы данных перенесенных абонентских номеров получены новые запросы от нескольких операторов-реципиентов, то по этим запросам оператор базы данных перенесенных абонентских номеров направляет в течение 1 часа со времени получения запроса операторам-реципиентам информацию о невозможности перенесения абонентского номера (п. 133 Правил).
Абонент вправе подать новое заявление о перенесении абонентского номера другому оператору-реципиенту не ранее дня подачи заявления об отказе от перенесения абонентского номера, предусмотренного пунктом 148 настоящих Правил, либо после начала оказания услуг оператором-реципиентом при условии окончания срока, указанного в пункте 124 настоящих Правил, в течение которого оператор-донор имеет право направлять информацию о наличии задолженности абонента за услуги, оказанные по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в отношении перенесенного абонентского номера, и погашения абонентом задолженности (п. 152 Правил).
Перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера;
б) отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил;
в) получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;
г) получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;
д) получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 123 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера (п. 140 Правил).
В соответствии с п. 141 Правил оказания услуг телефонной связи несоблюдение указанных в пункте 140 настоящих Правил условий, а также невозможность перенесения абонентского номера в случаях, указанных в пунктах 133 и 152 настоящих Правил, является основанием для отказа в перенесении абонентского номера.
В иных случаях отказ в перенесении абонентского номера не допускается.
Доказательств наличия предусмотренных Правилами оснований для отказа в предоставлении услуги по переносу абонентского номера к иному оператору, в материалы дела ответчиком не представлено.
Исходя представленного к материалам дела ответа ПАО «Мегафон» от 19.09.2017 на претензию истца, ПАО «Мегафон» отказал в передаче абонентского номера на основании п. 135 Правил, т.к. заявление абонента о перенесении номера было внесено в БДПН 08.09.2017, а не 02 или 03.09.2017. Вместе с тем отказ в переносе абонентского номера по данному основанию законодательством не допускается.
Таким образом, ответчиком нарушено право истца как потребителя на получение услуги.
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая обстоятельства дела, а также то, что в понятие морального вреда включаются те лишения, которые испытывает человек в результате нарушения его прав как потребителя, в том числе, при отказе в переносе абонентского номера другому оператору услуг связи, суд полагает возможным удовлетворить требования истца, взыскав в его пользу с ответчика в счет денежной компенсации морального вреда 1000 рублей 00 копеек.
Согласно п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, который составляет в сумме 500 рублей 00 копеек (1000 рублей 00 копеек *50%).
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Черноусовой И. П. к публичному акционерному обществу «Мегафон» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с публичного акционерного общества «Мегафон» в пользу Черноусовой И. П. компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей 00 копеек, штраф в сумме 500 рублей 00 копеек, всего взыскать 1500 рублей 00 копеек (Одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек).
Взыскать с публичного акционерного общества «Мегафон» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Румянцев
Дата составления мотивированного решения суда – 27.11.2017.