УИД 86RS0001-01-2020-007246-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре Стратневой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3402/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и возложении на ответчика обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
Свои требования истец мотивирует тем, что имеет требуемый трудовой стаж и приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ от имени Министерства здравоохранения Российской Федерации награжден нагрудным знаком отличия «Почетный донор России». Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что нагрудный знак «Почетный донор России» не относится к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации, а награждение Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации произведено после ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает данный отказ незаконным и просит суд признать незаконным отказ ответчика и обязать учесть награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» и присвоить ему звание «Ветеран труда».
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец направил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
ФИО1 обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» приложив документ, подтверждающий награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» и Почетную грамоту Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что нагрудный знак «Почетный донор России» не относится к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации, а награждение Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации произведено после ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не оспаривает законность принятого ответчиком решения в части отказа признать ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», Почетной грамоты Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а просит возложить обязанность по присвоению звания «Ветеран труда» только в связи с награждением его нагрудным знаком «Почетный донор России».
Принимая решение по существу требований истца, суд считает, что ответчиком принято решение в соответствии с законодательством, в рамках полномочий, имевшихся у Департамента социального развития <адрес> - Югры на период принятия решения согласно постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений», а так же с соблюдением установленного порядка и процедуры.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункта 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Определяющим значением для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» является наличие необходимого стажа для назначения пенсии и факта признания особых трудовых заслуг гражданина. Именно к оценке таких трудовых заслуг относится указание в Законе на присвоение гражданам почетных званий СССР или Российской Федерации. Заслуги, которые не охватываются предусмотренными законом критериями для признания гражданина ветераном труда, основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», не являются.
Проанализировав положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что звание «Почетный донор России», которого удостоен ФИО1, не является актом признания особых трудовых заслуг.
Донорство - это добровольная сдача своей крови для спасения жизни других людей. Такой социально полезный вид деятельности всемерно поощряется государством. Одну из важных форм государственного поощрения составляют гарантии и льготы работникам, являющимся донорами.
Как указано в Положении о нагрудном знаке «Почетный донор России», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1995 года №842 «награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» выражает признание государством благородного вклада гражданина в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, награжденные знаком «Почетный донор России», пользуются всеми мерами социальной поддержки, определенными законодательством, а также трудовым законодательством, в частности статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрен ряд гарантий и компенсаций работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов.
По сущностным признакам нагрудный знак «Почетный донор России» не может быть признан ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивается не за заслуги и достижения в труде, а за иной вклад гражданина в социальной сфере - вклад в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации.
Аналогичное понятие дано и в действующем в настоящее время Федеральном законе.
Награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 20.07.2012 года №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрено для доноров, сдавших безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз, либо кровь и (или) ее компоненты двадцать пять и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови сорок раз, либо кровь и (или) ее компоненты менее двадцати пяти раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови шестьдесят и более раз, либо плазму крови шестьдесят и более раз.
Из указанного следует, что нагрудный знак «Почетный донор России» присваивается не за заслуги и достижения в труде, а за иной вклад гражданина в социальной сфере - вклад в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации, поэтому по своим сущностным признакам не относится к числу ведомственных знаков отличия, равно как и не относится к почетным званиям Российской Федерации.
Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1099, почетные звания Российской Федерации являются видом государственных наград.
В силу пункта 69 названного Положения почетные звания Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 1341 от 30.12.1995 года установлены почетные звания Российской Федерации и утверждено Положение о почетных званиях и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, в число которых нагрудный знак «Почетный донор России» не включен.
С учетом изложенного, нагрудный знак «Почетный донор России», которым истец награжден, не является ведомственным знаком отличия в труде и не относится к почетным званиям Российской Федерации, и не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» на основании статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, суд приходит к выводу, что, так как правовым основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а нагрудный знак «Почетный донор России» к таковым не относится, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Принимая решение по существу требований заявителя, суд считает, что ответчиком принято решение в соответствии с действующим законодательством, в рамках полномочий, имевшихся у Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период принятия решения согласно постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений», а так же с соблюдением установленного порядка и процедуры.
В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись судьи Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 15 октября 2020 года.