ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3402/2023 от 22.09.2023 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-3402/2023

УИД09RS0001-01-2022-002040-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующей судьи Джанибекова Р.М.,

при секретаре судебного заседания Казиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Смаккуевой Лауры Сагитовны действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании неполученной социальной выплаты,

установил:

Смаккуева Л.С. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с иском к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании в пользу истца суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства согласно выданному свидетельству от 25.12.2018 № 784 в размере 981 849 (девятьсот восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок девять) руб. 60 копеек.

В обоснование иска указала, что в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево - Черкесской Республики от 31.10.2013г. №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы» семья истцов состоящая из четырех человек:

- Смаккуевой Лауры Сагитовны

- ФИО1,

- ФИО4,

- ФИО2

была включена как молодая семья в список участников Подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы", утвержденную вышеназванным постановлением правительства КЧР.

В соответствии с условиями Подпрограммы 2 семье истцов 25.12.2018 г. было выдано Свидетельство № 784 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 981 849 рублей.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 г. №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» признано утратившим силу.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 года.

Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы.

Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или Министерства не поступало, при условии, что, исходя из системного толкования Правил, семья истцов должна была получить социальную выплату в 2019 году.

Семья истцов отвечала всем требованиям, которые предъявляют к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была, что не должно каким - либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

Свидетельство №784 от 25.12.2018 года было предоставлено в банк 23.01.2019 г.

В ПАО АКБ «Связь - Банк» был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы 4.

Просит суд обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Смаккуеву Лауру Сагитовну, детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение 2023 года предоставить (выплатить) Смаккуевой Лауре Сагитовне, детям ФИО5ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО4ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату в размере 981849 (девятьсот восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок девять) рублей 60 копеек, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018 года № 784 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Определением Черкесского городского суда от 06.09.2023 года ответчик Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в порядке процессуального правопреемства заменен на Министерство по делам молодежи КЧР.

Истцы, их представитель, представитель третьего лица и представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения.

В материалах дела имеется заявление сторон о рассмотрении дела в их отсутствие.

В материалах дела также имеются письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013г. № 371 (в редакции от 03.06.2015г.) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставлялся с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 (ред. от 25.08.2015г.) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что что в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево - Черкесской Республики от 31.10.2013г. №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы» семья истцов состоящая из четырех человек:

- Смаккуевой Лауры Сагитовны

- ФИО1,

- ФИО4,

- ФИО2

была включена как молодая семья в список участников Подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы", утвержденную вышеназванным постановлением правительства КЧР.

В соответствии с условиями Подпрограммы 2 семье истцов 25.12.2018 г. было выдано Свидетельство № 784 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 981 849 рублей.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 г. №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» признано утратившим силу.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 года.

Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы.

Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или Министерства не поступало, при условии, что, исходя из системного толкования Правил, семья истцов должна была получить социальную выплату в 2019 году.

Семья истцов отвечала всем требованиям, которые предъявляют к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была, что не должно каким - либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

Свидетельство №784 от 25.12.2018 года было предоставлено в банк 23.01.2019 г.

В ПАО АКБ «Связь - Банк» был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы 4.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 г. №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» признано утратившим силу.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 года.

В соответствии с Приложением 3 к государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года №34, источником финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» являются республиканский и федеральные бюджеты через Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного, а также использования таких выплат, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года №34 (Приложение 4 к подпрограмме 4).

В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы 4 на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

В соответствии с п. 4 Правил выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы 4.

Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы.

В соответствии с п. 26 Правил Министерство на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что после утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ этих сведений до Министерства, на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, Министерство утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 30 Правил в течении одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производится оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Из выше перечисленного следует, что факт получения семьей истцов Свидетельства №732 от 17.12.2018 года о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства является подтверждением того, что их семья должна была быть включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, а сама социальная выплата должна была зачислится на их банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или Министерства не поступало, при условии, что, исходя из системного толкования Правил, семья истцов должна была получить социальную выплату в 2019 году.

В соответствии с п. 35 Правил банковский (текущий) счет открывается Банком после проверки соответствия данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в документах, удостоверяющих личность владельца этого свидетельства, а также проверки своевременности представления указанного свидетельства в банк.

В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Правил социальная выплата может использоваться для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива).

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а", "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли- продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

С 01 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В период возникновения права семьи истца в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 (далее - Подпрограмма).

Исходя из содержания паспорта Подпрограммы, на 2015-2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г. № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01.04.2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.

В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, семья истца в составе двух человек, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года № 757. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 572 745 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье истца не предоставлена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Согласно справки ЖСК «Семейный» от 13.07.2023 года, оставшаяся, неоплаченная сумма паевого взноса в размере 981849,60 будет погашена Смаккуевой Л.С. за счет субсидий, полученных по ФЦП «Жилье» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в КЧР».

Согласно выписки из ЕГРН, многоквартирный многоэтажный дом со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями, общей площадью 7838,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>В/2, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 09:04:0101045:301.

Из выписки из ЕГРН также следует, что жилое помещение – <адрес> по адресу: <адрес>В/2 состоит на кадастровом учете и ей присвоен кадастровый .

Статьей 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия, в связи с чем, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор об участии в ЖСК, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

По данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истца реализовала право на улучшение жилищных условий, приобрели по договору купли-продажи жилое помещение, переход права собственности на них зарегистрирован, заявка от Банка на перечисление социальной выплаты ответчику направлена, свидетельство выдано, однако не исполнено, что исключает возможность сохранения за истцом права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 вышеуказанных Правил и лишило их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.

Руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о том, что молодая семья истца, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и удовлетворении в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Смаккуевой Лауры Сагитовны действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании неполученной социальной выплаты – удовлетворить.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Смаккуеву Лауру Сагитовну, детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение 2023 года предоставить (выплатить) Смаккуевой Лауре Сагитовне, детям ФИО5ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО4ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату в размере 981849 (девятьсот восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок девять) рублей 60 копеек, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018 года № 784 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29.09.2023г.

Судья Черкесского городского суда Р.М. Джанибеков