ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3403/20 от 14.07.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-565/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «14» июля 2021 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Корныльева В.В.,

при секретаре Тума Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» (далее – ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края») к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа,

УСТАНОВИЛ:

ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» обратилось в Крымский районный суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа.

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Уставом ГБУ Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» (далее – истец) является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу: обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой. В целях строительства объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента РФ от 17.02.2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.ст. 279 и 281 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), статьями 49, 56.2, 56.3, 56,4, 56.6 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), статьей Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 года № 1057 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», а также приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.04.2019 года № 132 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 года № 103» на основании ходатайства истца от 13.02.2020 года № 01-04/131, от 19.02.2020 года № 01-04/161 министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края (приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ), в перечень которого вошел земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 (далее – ответчик). По месту регистрации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о принятом министерством природных ресурсов Краснодарского края решении об изъятии земельного участка, площадью 995 кв.м.. Письмом истца от 07.07.2020 года исх. № 01-04/872, ответчику направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, которое было получено ответчиком нарочно 09.07.2020 года. В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. На основании п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. В соответствии с п. 7 ст. 56.10 ЗК РФ организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении. Как указано выше, ФИО1 получила соглашение об изъятии и отчет об оценке 09.07.2020 года. Согласно п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно отчета об оценке ООО «Межевой земельный центр» рыночная стоимость земельного участка, недвижимости и убытков составляет 363 722 рубля. На основании п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости истек 17.10.2020 года. Согласно п. 1 ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между истцом и ответчиком не достигнуто. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Согласно Уставу, учреждение выполняет функции государственного заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края, в том числе по реализации проекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», который имеет высокую социальную значимость и осуществляется с целью выполнения Указа Президента РФ от 17.07.2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае». Таким образом, данные обстоятельства являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа к немедленному исполнению. Кроме того, согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно п. 1.1. Положения о министерстве природных ресурсов, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 года № 1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края», Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее – министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции участие в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, уполномоченным в области государственной экологической экспертизы, регулирования отношений в области недропользования, в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, лесных отношений, государственного экологического надзора (регионального государственного экологического надзора), федерального государственного охотничьего надзора на территории Краснодарского края, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Краснодарского края, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в границах территории Краснодарского края, федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда в границах территории Краснодарского края (далее также – установленная сфера деятельности). Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В соответствии с Уставом, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика, а также является ответственным за выполнение мероприятия по строительству объекта, предусмотренного государственной программой Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развития лесного хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 года № 1057, заказчиком по государственным контрактам, заключенным на строительство объекта. Таким образом, учреждение, созданное с целью обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и выполняющие отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) в защиту государственных интересов, относится к государственным органам, освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), при выступлении в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании вышеизложенного, просит суд:

1. изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>;

2. прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>;

3. установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в размере 363 722 рублей, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет ФИО1 или на депозитный счёт нотариуса;

4. признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>;

5. решение суда обратить к немедленному исполнению;

6. освободить ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» от уплаты государственной пошлины.

Представитель истца – ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства своевременно надлежащим образом уведомлен. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд принял решение о рассмотрении данного дела в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя истца, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.

Ответчица ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства своевременно надлежащим образом уведомлена. 14.07.2021 года в суд от ответчицы ФИО1 поступило письменное заявление о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчицы ФИО1.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства своевременно надлежащим образом уведомлен. О причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности данных причин суду не представил, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством, а именно, в силу п.п. 11-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подп. 2 п. 10 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой.

В целях строительства объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.02.2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со статьями 279 и 281 Гражданского кодекса РФ, статьями 49, 56.2, 56.3, 56,4, 56.6 Земельного кодекса РФ, статьей Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 года № 1057 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», а также приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.04.2019 года № 132 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 года № 103» на основании ходатайства истца от 13.02.2020 года № 01-04/131, от 19.02.2020 года № 01-04/161 министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края (приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.03.2020 года № 380), в перечень которого вошел земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, принадлежащие на праве собственности ФИО1.

23.03.2020 года по месту регистрации ответчицы ФИО1 направлено уведомление о принятом министерством природных ресурсов Краснодарского края решении об изъятии земельного участка, площадью 995 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Письмом ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» № 01-04/872 от 07.07.2020 года, ФИО1 направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, которые вручены ей нарочно 09.07.2020 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

На основании п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с п. 7 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.

Согласно п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно отчета об оценке от 31.03.2020 года, подготовленного ООО «Межевой земельный центр», рыночная стоимость земельного участка, недвижимости и убытков составляет 363 722 рубля.

На основании п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости истек 17.10.2020 года.

Согласно п. 1 ст. 282 Гражданского кодекса РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» и ФИО1 не достигнуто.

Согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии с п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку стороны не договорились о размере возмещения, определением суда от 15.03.2021 года была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «СтройЭкспертИндустрия», эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно выводов судебного эксперта ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО2, изложенных в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в т.ч. величины убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка для государственных нужд, в частности: размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в т.ч. стоимость услуг риэлтерских агентств, оплата государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок, составляет 373 210 рублей.

Давая оценку позициям сторон относительно заключения судебного эксперта ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО2 суд принимает вышеуказанное заключение эксперта за допустимое доказательство по делу, соглашаясь с данной оценкой, поскольку оно соответствует требованиям закона; экспертиза проведена компетентным экспертом; в заключении не содержится каких-либо противоречий, а сделанные выводы мотивированы. Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Данная позиция суда основана, в том числе, и на Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 года, где в пункте 7 указано, что при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято 11.10.2010 года, а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от 10.06.2013 года. Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения п. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, то есть на 10.10.2010 года. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено п. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.

По смыслу ст. 282 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 89-КГ15-4).

Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 01 апреля 2015 года, поскольку действующим законодательством не установлено иное.

При таких обстоятельствах, суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: Российская Федерация, <адрес>, является стоимость в размере 373 210 рублей.

При этом, от представителя истца ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» заявлений о вызове судебного эксперта для дачи пояснений, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не поступало.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерации на основании Земельного кодекса российской Федерации, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).

В соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа – удовлетворить частично.

Изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в размере 373 210 рублей, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет ФИО1 или на депозитный счёт нотариуса.

Признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, площадью 995 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

В остальной части, в удовлетворении исковых требований – отказать.

Настоящее решение суда обратить к немедленному исполнению.

Освободить ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд Краснодарского края.

Судья: подпись.