ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3403/20 от 23.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-3403/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Герасиной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Богданове И.О.,

с участием истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Авиакомпания «Сибирь» о расторжении договора, взыскании стоимости авиабилетов, неустойки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь», в котором просил: расторгнуть договор перевозки между истцом и ответчиком, взыскать с ответчика стоимость приобретенных электронных авиабилетов в размере 144 254 руб. 20 коп., неустойку за отказ в выполнении требований истца в размере 90 880 руб. 15 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

В обоснование иска указал на следующие обстоятельства. 06.02.2020 между ФИО5 и АО «Авиакомпания «Сибирь» был заключен договор перевозки. Истец приобрел на официальном сайте ответчика www.s7.ru электронные авиабилеты по тарифу «Эконом Гибкий» в количестве 5 штук на себя и свою семью в направлении перелета: Новосибирск-Анталья, дата вылета 01.06.2020, Анталья-Новосибирск, дата вылета 22.06.2020. Истец оплатил договор перевозки в полном объеме в размере 159 478 руб., а именно: стоимость авиаперелета 158 478 руб., сервисный сбор 1 000 руб. Тариф «Эконом Гибкий» предусматривает досрочное расторжение договора перевозки по инициативе истца (возврат авиабилетов). 03.04.2020 истцом было принято решение о расторжении договора перевозки и возврате авиабилетов, составил и направил электронным заказным письмом претензию о расторжении договора в адрес ответчика. Заказное письмо было получено ответчиком 17.04.2020.

Согласно правилам тарифа, ответчик должен вернуть сумму в размере 144 254 руб. 20 коп., с учетом удержания сбора, предусмотренного тарифом, в размере 175 евро по курсу ЦБ РФ на 17.04.2020, который составлял 81,2791 руб. за 1 евро.

Сумма неустойки за отказ ответчика удовлетворить претензионные требования рассчитана истцом в размере 3 % от суммы, подлежащей возврату, за каждый день просрочки, за период с 17.04.2020 по 07.05.2020.

Незаконными действиями (бездействием) ответчика истцу причинены нравственные страдания, размер компенсации морального вреда определен в 50 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО2 требования иска и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В обоснование возражений указано на следующие обстоятельства. В связи с введением режима ограничения авиасообщения между странами, в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России, рейсы в Турцию и обратно были временно отменены. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о порядке и сроках возврата уплаченной за перевозку провозной платы. Согласно правилам, утвержденным данным Постановлением, у истца имеется право в течение 3 лет с даты отправления рейса обратиться к перевозчику с уведомлением о принятии оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке либо по истечении 3 лет с даты перевозки обратиться с заявлением о возврате денежных средств. В настоящий момент заявка истца в очереди на возврат денежных средств. Истец может оформить сертификат на стоимость неиспользованных авиабилетов, в случае его неиспользования, денежные средства будут возвращены. Поскольку для ответчика предусмотрен особый порядок для осуществления возврата денежных средств, требование о взыскании морального вреда не обосновано, не подлежит удовлетворению. Как полагает ответчик, не имеется и оснований для взыскания штрафа.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области направил заключение от 26.06.2020, в котором указал на обоснованность требования иска о возврате провозной платы, отсутствие оснований для взыскания неустойки.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 06.02.2020 между ФИО6 и АО «Авиакомпания «Сибирь» был заключен договор перевозки. Истец приобрел на официальном сайте ответчика www.s7.ru электронные авиабилеты по тарифу «Эконом Гибкий» в количестве 5 штук на себя и свою семью в направлении перелета: Новосибирск-Анталья, дата вылета 01.06.2020, Анталья-Новосибирск, дата вылета 22.06.2020.

Истец оплатил договор перевозки в полном объеме в размере 159 478 руб., а именно: стоимость авиаперелета 158 478 руб., сервисный сбор 1 000 руб.

С 19.03.2020 на территории Российской Федерации введен режим повышенной готовности.

В связи с введением режима ограничения авиасообщения между странами, в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России, рейсы в Турцию и обратно были временно отменены. На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой инфекции регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, на территории Российской Федерации было прекращено с 27.03.2020.

03.04.2020 истцом было принято решение о расторжении договора перевозки и возврате авиабилетов, в связи с чем, истец составил и направил претензию о расторжении договора в адрес ответчика.

Согласно правилам тарифа, ответчик должен вернуть сумму в размере 144 254 руб. 20 коп., с учетом удержания сбора, предусмотренного тарифом, в размере 175 евро по курсу ЦБ РФ. Ответчик возврат денежных средств не произвел.

Из обстоятельств дела в их совокупности следует, что отказ пассажира ФИО2 от договора последовал после введения режима повышенной готовности, прекращения авиасообщения между государствами, связан с данными обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107.2 Воздушного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 107.2 Воздушного кодекса РФ, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения, оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

Принимая во внимание, что договор с истцом был заключен 06.02.2020, к нему применяются правила вышеуказанного Положения.

Согласно п. 5 Положения, перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

В силу п. 4 Положения, при отказе пассажира от воздушной перевозки провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

П. 6 Положения предусмотрено, что денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На наличие оснований, предусмотренных п. 10 Положения, истец не указал, доказательств тому не представил, сведений о предоставлении соответствующих документов ответчику в материалах дела также не имеется. В обоснование иска указал на право пассажира отказаться от договора перевозки и потребовать возврата денежных средств.

Право потребителя отказаться от исполнения договора в любое время предусмотрено как статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», так и специальным законодательством, нормами Воздушного кодекса РФ. Данное право не оспаривалось ответчиком. В связи с отказом потребителя от договора, оснований для его расторжения не имеется.

Таким образом, перевозчик имеет право осуществлять возврат провозной платы в особом порядке. Данный порядок предусматривает право пассажира на принятие оплаченных им денежных средств с счет оплаты услуг по воздушной перевозке в другие даты в течение 3 лет, право и обязанность перевозчика вернуть денежные средства по истечении 3 лет.

Поскольку на момент рассмотрения спора судом срок возврата денежных средств не наступил, как полагает суд, оснований для удовлетворения требования иска о взыскании провозной платы (стоимости авиабилетов) не имеется.

Право истца может быть реализовано путем оформления сертификата на стоимость неиспользованных авиабилетов для его использования в дальнейшем, либо путем получения по истечении 3 лет с даты отправления рейса денежных средств в размере оплаченной провозной платы с выплатой процентов за пользование денежными средствами.

Поскольку срок возврата денежных средств при изложенных обстоятельствах в настоящем случае не был нарушен, оснований для взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательства не имеется.

Отсутствуют и основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку каких-либо нарушений прав истца как потребителя при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 31.07.2020.

Судья (подпись) Е.Н. Герасина

Подлинник решения суда находится в гражданском деле № 2-3403/2020 (54RS0006-01-2020-004244-22) Ленинского районного суда г. Новосибирска.