ДЕЛО № (2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе
председательствующего Петровой Ю.В., помощнике ФИО5, с участием истца и представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС» о взыскании убытков, пени, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с иском в Железнодорожный районный суд <адрес> к ООО «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС» о взыскании убытков причиненных оказанием услуги ненадлежащего качества 1319040 руб., пени за пропуск срока об устранении недостатков оказанной услуги 1147564 руб., компенсацию морального вреда 100000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел в Японии для ввоза в Россию и дальнейшего использования в личных целях два легковых автомобиля: TOYOTA PRIUS ALPHA, номер кузова № года выпуска и TOYOTA PRIUS ALPHA, номер кузова №, 2017 года выпуска. Машины приобретены истцом через японскую фирму-посредника Autocom Japan Inc, головной офис которой находится в городе Йокогама, Япония. Суммарная стоимость двух автомобилей с учетом стоимости услуг доставки по Японии, услуг Autocom Japan Inc, оформлению экспорта, фрахта до <адрес> (Россия) и прочих комиссий составила 2 576 тыс. японских йен. По согласованию с
Autocom Japan Inc. автомобили оплачивала супруга истца ФИО2. Стоимость автомобилей в рублях на даты оплаты двумя траншами составила 1 319 040 руб. Истец попросил Autocom Japan Inc отправить автомобили в Россию перевозчиком ООО «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС», и в начале июня 2022 года в личном кабинете истца на сайте ответчика были зарегистрированы две заявки по этим автомобилям с комплектом заказанных услуг «Морская перевозка + Таможенное оформление + ПТС», согласно которым оба автомобиля были погружены ДД.ММ.ГГГГ на судно Ангара, рейс 20. Согласно информации в телеграмм канале ответчика, судно должно было прибыть во Владивосток на разгрузку ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ судно во Владивосток не прибыло, свои автомобили истец не получил. Из средств массовой информации, информации из телеграмм канала ответчика узнал, что на судне Ангара во время пути из Японии в Россию 25-ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и часть перевозимых автомобилей сгорела без возможности восстановления. Судно потеряло ход и в дальнейшем было отбуксировано в один из портов Китайской Народной Республики для выгрузки и ремонта.
Истец ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по обстоятельствам изложенным в иске и дополнениях. Пояснил, что коллекционирует автомобили, часть из приобретенных автомобилей не ставил на учет, так как не смог восстановить. В таможенных документах указал друзей, что бы избежать таможенных сборов, так как уже привозил машины в течение года. Каких- либо договоров с Альхимовичами не заключал, договорился на словах, что они составят в отношении него договоры купли-продажи после прохождения машин таможни. Схему рекомендовал ответчик, предлагал привезти машины на имя их компании.
Представитель ответчика ООО «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС», ФИО6, действующий по доверенности от 06.07.2023г., просил отказать в удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно указал, что ФИО1 занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве предпринимателя, так как регулярно ввозит на территорию РФ транспортные средства. Доводы о том, что машины ввозятся для ремонта ранее приобретенных не подтверждаются документами, так как ввозятся разные машины. Кроме того ввезенные автомобили не ставиться ФИО1 на учет в ГИБДД. Представленные истцом договора купли-продажи транспортных средств мнимые, фактически написаны для судебного заседания, с указанием не рыночной цены. В коносаменте по спорным автомобилям, в качестве конечных получателей указаны другие лица. Истец так же не является грузоотправителем. Ответчик является агентом перевозчика и не несет ответственность за груз уничтоженный во время перевозки. Отсутствует противоправное поведение ответчика в спорном правоотношении. Так же не должны были информировать ФИО1 об утрате груза, так как он не является конечным получателем груза.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет иска, компания GRINTSURT LIMITED, <адрес>, ООО «Мирель Авто», ПАО СК «Росгосстрах», извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, ч.2 ст. 35 и ст. 117ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон, не уведомивших суд об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не ходатайствовавших об его отложении.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав исковое заявление и дополнения к нему, письменные отзывы ответчика и третьего лица, изучив представленные сторонами доказательства, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, обязательными условиями наступления которой является наличие наступления вреда (реального ущерба или упущенной выгоды), противоправности поведения и вины причинителя вреда, прямой причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает наступление этого вида ответственности. Таким образом, в предмет доказывания по делу входят следующие обстоятельства: ненадлежащее исполнение (неисполнение) ответчиком своих обязательств, факт причинения истцу убытков, их размер, причинно-следственная связь между действиями ответчика и убытками.
В силу положений статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в том числе, в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости.
Как следует из представленных истцом скриншотов с сайта autocj.co.jp/acj_stock, посредством участия в авто аукционе в Японии при обретены машины Toyota Prius Alpha кузов № и Toyota Prius Alpha кузов №, на имя ФИО3 и ФИО4, с указанием места их регистрации в ЕАО <адрес>. В качестве судоходной компании, брокера, и локального агента указан - JAL (ООО «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС») название судна ANGARA. Порт прибытия Владивосток. Внесение аукционного депозита для приобретения двух автомобилей произведено ФИО2.
Согласно контракта купли-продажи и поставки с указанного сайта, представленного истцом, Компания Autocom Japan Inc (поставщик-продавец) продает и поставляет, а Покупатель принимает на условиях поставки CFR, FOB, CIF и иных, указанных в «Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» 2010, товары следующего наименования: автомашины, автотехнику, средства и комплектующие детали, кузова и двигатели (далее товар).
В соответствии с п. 4.6 проведение третьим лицом расчетов с Поставщиком-Продавцом, не влечет перемену сторон в настоящем Контракте.
В соответствии с п. 6.1 Поставщик-Продавец обязуется: организовать транспортировку товара, оговоренную в настоящем контракте, дополнениях к нему морским транспортом до места назначения/порта выгрузки и в зависимости от условий поставки. В силу п. 6.3.3 момент перехода права собственности на товар определяется датой выгрузки Товара в порту назначения. Риск случайной гибели или повреждения товара на покупателя в порту отгрузки с момента полной погрузки на борт судна.
Из содержания Контракта купли-продажи и поставки следует, что условия этого контракта адресованы неопределенному кругу лиц на заключение с Поставщиком- Продавцом Контракта дистанционным способом на условиях, указанных в настоящей Оферте. В этом случае акцептом Покупателя, а равно аналогам его собственноручной подписи будет считаться (регистрация на сайте, и/или введенный логин и пароль к аккаунту на сайте, и/или адрес электронной почты) (п.13.4 Контракта). Согласно п.11.1 Контракта, контракт вступает в силу, когда Покупатель принимает условия данного контракта в своем личном кабинете.
Представленные истцом Карточки покупки автомобилей из личного кабинета истца на сайте компании Autocom Japan Inc подтверждают заключение контракта и его вступление в силу с компанией Autocom Japan Inc.
Как следует из скриншота сайта Autocom Japan Inc сторонами выбран вариант поставки CFR (C&F) «cost and freight» правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС». Данные условия указывают, что Продавцу оплачивается стоимость товара и транспортные расходы до места поставки товара, т.е. до порта выгрузки. Это также указывает на тот факт, что договор морской перевозки с морским Перевозчиком должен заключить Поставщик-Продавец, что отражено в п.6.1.1, и подтверждено представленным Истцом коносаментом AN-2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно с сайта lc.jalauto.ru в личном кабинете ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы заявки на комплекс услуг – морская перевозка + таможенное оформление + ПТС на вышеуказанные автомобили на имя ФИО3 и ФИО4
Суд считает установленным факт заключения агентского договора № от 14.12.2021г. заключенного между ООО «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС» и ФИО1 согласно которому агент в интересах и по поручению принципала заключает сделки с таможенными представителями на оказание услуг по таможенному оформлению, организовывает выгрузку товара, его размещение и временное хранение в зоне таможенного контроля. Указанный факт подтверждается открытием личного кабинета, наличием в нем информации по транспортным средствам указанным в коносаменте, а так же документам, подтверждающим неоднократное взаимодействие ФИО1 и ответчика при ввозе других машин за период с 2021г. и ранее.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Джапэн Авто Лайнс» (Агент) и Grintsurt Limited (Клиент) было заключено соглашение по агентированию судов 3 (далее - Соглашение), в соответствии с которым Клиент назначает Агента своим судовым Агентом, оплачивает портовые сборы и агентское вознаграждение Агенту по сопровождению теплохода АНГАРА (ANGARA) №. Агент принимает на себя обязательства по агентированию судов Клиента во всех портах Российской Федерации. В обязанности Агента входит представительство Клиента перед официальными портовыми и другими властями в государственных институтах, таможенных, санитарных и иммиграционных органах, коммерческих предприятиях и иных организациях при работе с ними.
Как установлено в судебном заседании согласно представленного коносамента грузоотправителем является Autocom Japan Inc грузополучателем ООО «Мирель Авто», Экспортным перевозчиком, т.е. транспортным средством на котором перевозиться груз, указано судно «ANGARA». В коносаменте в числе груза указано 38 подержанных автомобилей, перечень которых отражен в Приложении. В приложении автомобили, фигурирующие в данном споре, указаны под № и №. Коносамент от имени Морского (океанского) Перевозчика подписан судовым агентом в порту Фусики ДД.ММ.ГГГГ. Морским перевозчиком является судовладелец судна «ANGARA» компания Grintsurt Limited. Таким образом, данный коносамент свидетельствует, что договор морской перевозки заключен между грузоотправителем японской компанией Autocom Japan Inc. и судовладельцем судна «ANGARA» компанией Grintsurt Limited.
Согласно ч. 1 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее по тексту КТМ РФ) договор морской перевозки должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
В Карточке покупки автомобиля Toyota Prius Alpha № в качестве грузополучателя указана ФИО4. В Карточке покупки автомобиля Toyota Prius Alpha кузов ZVW41 - 0056194 в качестве грузополучателя указан ФИО3.
Таким образом, материалами дела установлено, что грузополучателями спорных автомобилей являются ФИО4 и ФИО3.
В соовтетствии со ст. 404 Кодекса торгового мореплавания РФ передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику.
Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.
Право на предъявление претензии к Перевозчику в силу ч.1 ст.404 КТМ РФ могут иметь ФИО3 и ФИО7 Передача права допускается только между отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику.
Из представленных документов следует, что ФИО1 оказывал услуги по приобретению автомобилей ФИО4 и ФИО3 с использованием личного кабинета в AUTOCOM, т.е. являлся посредником. Указанные обстоятельства подтверждаются, представленными распечатками с сайта, согласно которым аналогичные услуги оказывались им иным лицам с ноября 2019 года.
Доводы истца о том, что данные лица являются знакомыми подтверждают тот факт, что они не находятся в семейных отношениях с ФИО1 Кроме того, в силу п.2 ч.1 ст.161 ГК РФ сделки между гражданами должны заключаться в простой письменной форме при цене сделки свыше 10 000 рублей. Стоимость каждого спорного автомобиля превышает указанную стоимость. Отсутствие письменных договоров между Истцом и ФИО4, ФИО3 не позволяет установить факт передачи ими права собственности или иного права на владение автомобилями ФИО1
Представленные документы указывают на тот факт, что спорные автомобили приобретались истцом на имя иных лиц - ФИО4 и ФИО3, не являющихся членами семьи истца. Истец лишь оказывал услуги иным лицам Российской Федерации в приобретении товара на территории Японии. Следовательно, ФИО1 не имеет права требований в данном случае по Закону о защите прав потребителей.
Истец не имеет договорных отношений с Ответчиком на возмездной основе на предмет морской перевозки спорного груза, что подтверждается представленным истцом коносаментом AN-2 от ДД.ММ.ГГГГ., а так же заключенным с ответчиком договором, согласно которого ответчиком предоставлялись услуги по растаможиванию товара и его хранению после поступления на таможню в Российской Федерации.
Таким образом ФИО1 является ненадлежащим истцом по данному спору по иску о взыскании причиненного ущерба от пожара автомобилям Toyota Prius Alpha кузов № Toyota Prius Alpha кузов ZVW41 - № на борту судна «ANGARA», иск так же предъявлен ненадлежащему ответчику. Представленные материалы дела указывают на отсутствие имущественного вреда, причиненного истцу со стороны ответчика на основании отсутствия каких-либо договорных отношений между истцом и ответчиком или переданных ответчику денежных средств.
Вместе с тем, получатели транспортных средств ФИО3 и ФИО4 имеют право на основании раздела 5 Контракта Поставки обратиться к Продавцу-поставщику Autocom Japan Inc. А так же к перевозчику компании Grintsurt Limited, с учетом наличия у последнего договорных отношений по страхованию груза с российской компанией ПАО СК «Росгосстрах».
При таких обстоятельствах с учетом приведенных правовых норм, исковые требования ФИО1 к ООО «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС» о взыскании убытков причиненных оказанием услуги ненадлежащего качества 1319040 руб., пени за пропуск срока об устранении недостатков оказанной услуги 1147564 руб., компенсацию морального вреда 100000 руб. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ДЖАПЭН АВТО ЛАЙНС» о взыскании убытков, пени, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение одного месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме, через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Судья Ю.В. Петрова
Решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2023г.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Петрова Ю.В.