ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3404/2013 от 11.11.2013 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Гражданское

 дело № 2-3404/2013г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

 в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.,

 при секретаре Акентьевой К.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                            11 ноября 2013 года

 гражданское дело по иску ТГП к администрации Полысаевского городского округа о защите права собственности, предоставлении жилого помещения,

 УСТАНОВИЛ:

     Истец ТГП обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к ответчику Администрации Полысаевского городского округа о защите права собственности, предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что является собственником жилого помещения – квартиры общей площадью 15,2 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>. В 2013 году жилой дом по адресу: <адрес> расселен согласно программе «Повышение устойчивости жилых домов. Основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах <адрес>», однако его об этом не уведомляли, что противоречит чч.2 и 4 ст. 32 ЖК РФ. После окончания программы расселения ни квартира, ни денежные средства в счет выкупной цены ему не предоставлены, чем нарушены его права собственника. Кроме того, в ответ на его устное обращение, администрация Полысаевского городского округа отказала ему в предоставлении другого жилого помещения и выплате денежных средств взамен снесенной квартиры. Просит защитить его право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>8; обязать администрацию Полысаевского городского округа предоставить ему жилое помещение взамен снесенной квартиры, общей площадью 15,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>8; взыскать с ответчика администрации Полысаевского городского округа в его пользу 3000 рублей за составление искового заявления, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

 В судебном заседании истец ТГП исковые требования уточнил, просил защитить его право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>8; обязать администрацию Полысаевского городского округа предоставить ему на праве собственности жилое помещение взамен снесенной квартиры, общей площадью 15,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>8; взыскать с ответчика администрации Полысаевского городского округа в его пользу 3000 рублей за составление искового заявления, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>8, данная квартира принадлежит ему на основании свидетельства о праве на наследство по закону, в данном жилом помещении проживала его мать, сам он в указанной квартире никогда не жил, в связи с чем, о том, что жилой дом по адресу: <адрес> подлежит сносу он не знал.

     В судебное заседание представитель истца администрации Полысаевского городского округа БМЮ, выступающая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала. Пояснила, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расселен согласно программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах кемеровской области». В соответствии с постановлением коллегии администрации <адрес> от 18.06.2012г. <номер> «Об утверждении положения о переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно» предусмотрено предоставление гражданам, проживающих в домах подлежащих сносу, других жилых помещений, но поскольку истец и члены его семьи в спорном жилом помещении не проживали, так как фактически проживают и зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, основания для предоставления истцу иного жилого помещения взамен снесенного отсутствуют. Поскольку истец никогда в квартире по адресу: <адрес>8 не проживал, то в связи со сносом данного дома, истец имеет право на получение выкупной цены, принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения.

      Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела,    приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатное предоставление жилья гражданам из муниципального и государственного жилищного фонда возможно по снованиям и в порядке, установленным законом.

 Согласно ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и состоящим на специальном учете, в порядке очередности исходя из времени постановки на учет, а в случае признания единственного занимаемого жилого помещения непригодным для проживания – вне очереди.

 В соответствии с п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 Судом установлено, что истец на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.12,13) является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>8, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>. сделана запись регистрации <номер> (л.д.14).

 Согласно отчета по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ОАО «УГЛЕСТРИНПРОЕКТ» на основании анализа результатов обследования, изучения имеющихся документов по жилому дому и инженерно-геологических условий площадки строительства капитальный ремонт жилого дома по адресу: <адрес> возможен при выполнении большого объема работ, что в условиях расположения на подработанной территории экономически нецелесообразно, жилой дом подлежит сносу (л.д. 49-53).

 На основании отчета ОАО «УГЛЕСТРИНПРОЕКТ» постановлением администрации Полысаевского городского округа от <дата>. <номер> «О сносе жилых домов, находящихся в зоне сейсмической активности и переселении граждан» с учетом изменений, внесенных Постановлением администрации Полысаевского городского округа <номер> от <дата>., проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес> признано экономически нецелесообразным, жилой дом признан подлежащим сносу, как находящийся в зоне сейсмической активности (л.д.54-55).

 Также судом установлено, что в соответствии с комплексной программой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах <адрес> на 2012 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Коллегии <адрес> от <дата> <номер> жилой дому по адресу: <адрес>, расположенный в зоне максимального риска <адрес>, подлежал первоочередному расселению.

 Положением о переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, утвержденным Постановлением Коллегии <адрес> от <дата> <номер> определен порядок переселения граждан, проживающих в домах, сейсмоусиление которых невозможно или экономически нецелесообразно, перечень которых утвержден постановлением Коллегии <адрес> от <дата> <номер> «Об утверждении комплексной программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах <адрес>» на 2012 - 2014 годы».

 Согласно данного Положения основанием для переселения граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, является принятие органом местного самоуправления муниципального образования решения о невозможности сейсмоусиления или экономической нецелесообразности сейсмоусиления и сносе жилых домов на основании заключения (отчета) независимой организации о проведении обследования строительных конструкций жилого дома (инженерно-сейсмического обследования).

 Предоставление жилых помещений гражданам, выселяемым из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования.

 В соответствии с п. 3.1. Положения гражданину-собственнику, освобождающему принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в доме, подлежащем сносу, предоставляется возмещение в натуральной форме в виде жилого помещения в многоквартирном доме, построенном по комплексной программе, в собственность либо с его письменного согласия по договору социального найма в соответствии с пунктами 2.1 - 2.5 настоящего Положения.

 В силу п. 3.3. Положения собственнику в порядке возмещения предоставляется другое жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующее площади квартиры, находящейся в собственности. При этом в зависимости от планировки предоставляемой квартиры (квартир) превышение общей площади предоставляемого жилья не должно составлять более 30 процентов от общей площади ранее занимаемого жилья (далее - норма превышения площади жилого помещения).

 Судом установлено и истцом в судебном заседании не оспаривалось, что в квартире по адресу: <адрес>8 он не проживал, значится зарегистрированным и постоянно проживает по адресу: <адрес>.

 В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

 В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, путем выкупа.

 Исходя из смысла ст. 32 ЖК РФ, в случае, если земельный участок, на котором расположен жилой дом, для муниципальных нужд не изымается, собственник дома сам изыскивает способ решения проблемы с жильем в связи с приведением дома в непригодное состояние.

 Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

 Согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник.

 Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.

 Исходя из положений ч. 7 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения определяется исходя из его рыночной стоимости. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч.7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения. Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

 При этом требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

 Принимая во внимание, что в соответствии с Положением о переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, утвержденным Постановлением Коллегии <адрес> от <дата> № 227, регламентирующего порядок переселения граждан, проживающих в домах, сейсмоусиление которых невозможно или экономически нецелесообразно, переселению подлежат граждане, проживающие в указанных домах, а истец в квартире по <адрес>8 не проживал, в связи с чем, переселению не подлежал, а значит, у органа местного самоуправления не возникла обязанность по обязательному возмещению истцу, как собственнику жилого помещения, находящегося в жилом доме, подлежащего сносу, в натуральной форме в виде жилого помещения в многоквартирном доме, построенном по комплексной программе, в собственность.

 В данном случае, суд считает, что истец не лишен права на обеспечение своих жилищных прав собственника в связи со сносом жилого дома по адресу: <адрес>, сейсмоусиление которого экономически нецелесообразно, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в форме выкупной цены жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.

 Кроме того, с учетом разъяснений п.п. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009г. <номер> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 31 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

 С учетом указанных норм закона в их системной взаимосвязи, фактических обстоятельств по делу, суд полагает, что исковые требования ТГП удовлетворению не подлежат, при этом истец не лишен права на обеспечение своих жилищных прав собственника в связи со сносом жилого дома по адресу: <адрес>, сейсмоусиление которого экономически нецелесообразно, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

             Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ТГП к Администрации Полысаевского городского округа о защите права собственности, предоставлении жилого помещения взамен снесенного оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

 Судья                                      С.Б. Латушкина

 Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2013 года.

 Согласовано

 Верно.

 Судья:                                      С.Б. Латушкина