ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3407/2022 от 07.11.2023 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

2-577/2023

47Я80-35

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 7 ноября 2023 г.

Тосненский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Коваленко Н.В. при помощнике судьи ФИО4 с участием представителя истца ФИО1 представителя истца ФИО5

представителя ответчика автономной некоммерческой организации «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа» ФИО6

представителя третьего лица комитета по моложеной политике администрации <адрес>ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к общественной межрегиональной историкопатриотической организации «ДОБЛЕСТЬ», региональной поисковой историко-патриотической общественной организации Санкт-Петербурга «Рубеж-2», региональной общественной организации «Поисковое объединение «Пулковские высоты», межрегиональному фонду увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, Гордимся, Чтим», автономной некоммерческой организации «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа», ФИО2 о признании неправомерной и незаконной деятельность участников поисковой экспедиции «Тельмановский Рубеж». Ленинградский фронт», запретить доступ и проведение работ без письменного согласия с собственником,

установил:

ФИО1 с учетом уточнений обратился в суд с исковым заявлением к общественной межрегиональной историко- патриотической организации «ДОБЛЕСТЬ», региональной поисковой историкопатриотической общественной организации Санкт-Петербурга «Рубеж-2», региональной общественной организации «Поисковое объединение «Пулковские высоты», межрегиональному фонду увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, Гордимся, Чтим», автономной некоммерческой организации «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа», ФИО2 о признании неправомерной и незаконной деятельность участников поисковой экспедиции «Тельмановский Рубеж». Ленинградский фронт»,

осуществляемую в пределах земельных участков истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без согласования с собственником, запретить доступ и проведение работ без письменного согласия с собственником осуществление любых работ на земельных участках с кадастровыми №, 47:26:0220001:879, 47:26:0220001:37, 47:26:0201004:105, 47:26:0220001:1340, 47:26:0220001:250, 47:26:0220001:435,

47:26:0220001:436, 47:26:0220001:474, 47:26:0220001:478, 47:2????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;47:26:0220001:878, указав в обоснование, что на вы47:26:0220001:878, указав в обоснование, что на вышеуказанных участках истца, без его согласия были проведены поисковые работы. Незаконные действия ответчика привели к нарушению прав истца как собственника земельных участков.

Истец, представитель истца в судбеном заседании просили исковые требования удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представителя ответчика автономной некоммерческой организации «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа» ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители ответчиков общественной межрегиональной историкопатриотической организации «ДОБЛЕСТЬ», региональной поисковой историко-патриотической общественной организации Санкт-Петербурга «Рубеж-2», региональной общественной организации «Поисковое объединение «Пулковские высоты», межрегиональному фонду увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, Гордимся, Чтим», ответчик ФИО2, представитель третьего лица администрации МО Тельмановское сельское поселение в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель третьего лица комитета по моложеной политике администрации <адрес>ФИО7 в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения исковых требований.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества" полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества возложены на Министерство обороны Российской Федерации, которое определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.

Вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Указанным законом установлены формы увековечения памяти погибших при защите Отечества, в числе которых: сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы (статья 2).

В соответствии со статьями 5,6, 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающих память погибших при защите Отечества, подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления.

Статьями 8, 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» предусмотрено, что поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными

объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Порядок организации и проведения поисковой работы общественногосударственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, не ставится Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности.

В целях реализации Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» <адрес> издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комитет по молодежной политике <адрес> определен уполномоченным органом

исполнительной власти <адрес>, осуществляющим полномочия <адрес> в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, предусмотренные Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Также данным постановлением утвержден порядок проведения поисковой работы на территории <адрес> и осуществление контроля за ее проведением.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поисковая работа - это деятельность поискового объединения, направленная на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков погибших, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы; полевая поисковая работа - вид поисковой работы, направленной на непосредственное выявление на земельных участках на территории <адрес> неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков погибших, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества; поисковое объединение - общественногосударственное, общественное объединение, имеющее своей уставной целью проведение поисковой работы и уполномоченное на проведение такой работы; поисковая работа проводится в соответствии с действующим законодательством, в том числе в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - при наличии согласования уполномоченных органов и правообладателей земельных участков.

Их материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым по адресу: <адрес>, Тосненский муниципальный район, 1.2 км к востоку от <адрес> материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 было направлено уведомление, из которого следует, что в соответствии с Планом экспедиций Министерства обороны РФ на 2022 г. по поиску останков воинов, погибших при защите Отечества в период Второй мировой войны, оставшейся военной техники и сооружения того периода, силами поисковой организации «ДОБЛЕСТЬ», региональной поисковой историко

патриотической общественной организации Санкт-Петербурга «Рубеж-2», региональной общественной организации «Поисковое объединение «Пулковские высоты», межрегиональным фондом увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, Гордимся, Чтим», автономной некоммерческой организации «Военно-исторический центр Северо-

Западного федерального округа» с 10 сентября по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение <адрес> будет проводиться осенний этап поисковой экспедиции «Тельмановский Рубеж. Ленинградский Фронт-2022». Земельный участок с кадастровым входит в границы территории проведения поисковых работ.

ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 1115 подполковником ФИО3 сообщено истцу, что согласно Плана подготовки, проведения и обеспечения в 2022 г. экспедиций по поиску останков воинов, погибших при защите Отечества, в том числе <адрес>, тувержденного Министром обороны Российской Федерации ФИО8 с 10 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, запланировано проведение второго этапа поисковой экспедиции «Тельмановский рубеж-Ленинградский фронт». Планируется проведение работ по обследованию обнаруженных ранее захоронений солдат и офицеров Красной Армии, в том числе на участках с кадастровым № , принадлежащего на праве собственности. Работы будет осуществляться военнослужащими 90 отдельного специального поискового батальона Западного военного округа совместно с поисковыми отрядами ОДД «Поисковое движение России».

По сообщению ООД «Поисковое движение России» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ захоронения, выявленные на территории земельного участка, являются утраченными, то есть ранее они были учтены, о них знали местные жители, органы власти и военного управления, имевшие необходимые документы. Выявление на участках захоронений произошло в присутствии сотрудников Следственного отдела Следственного комитета РФ <адрес>.

Согласно сообщения администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по данным Министерства обороны РФ, общественногосударственного объединения, уполномоченного на проведение поисковой работы, в том числе и того, что на территории земельного участка истца проходили ожесточенные бои между фашистскими захватчиками и бойцами Красной Армии, в связи с поступлением в комитет по сохранению культурного наследия <адрес> заявления о включении объектов культурного наследия, включая принадлежащий на праве собственности земельный участок, обладающий признаками культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на основании заключения комиссии по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, объекта, обладающего признаками культурного наследия Достопримечательное место «Ижорский рубеж», расположенного на территории Тельмановского сельского поселения <адрес>

<адрес>»; разрешение на проведение поисковых работ не требуется.

В связи с полученным уведомлением администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение <адрес> обратился с заявлением в 124 отдел полиции ОМВД России по <адрес>.

Постановлением УУП ОУУП и ПНД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО1, о совершении преступления, предусмотренного ст.330 УК РФ на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления. При этом в ходе проведенной проверки деятельности поисковой экспедиции «Тельмановский рубеж. Ленинградский фронт» под руководством ФИО9 на административной территории МО Тельмановское сельское поселение <адрес>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ в пределах границ земельного участка с кадастровым , находящегося в собственности у ФИО1, признана правомерной, законной и исключающей наличие оснований для уголовного

преследования.

В соответствии со ст.6,6.1. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений, признанных объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, в местах, где они расположены, устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона. Граждане и юридические лица несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на земельных участках, правообладателями которых они являются. В случае обнаружения на земельных участках (части земельных участков) костных останков и (или) надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, их частей (далее - старые захоронения) граждане и (или) юридические лица, которым принадлежат данные земельные участки (части земельных участков), либо лица, обнаружившие старые захоронения на земельных участках (части земельных участков), не принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам, обязаны об этом уведомить в течение трех рабочих дней со дня указанного обнаружения органы внутренних дел и (или) соответствующий орган местного самоуправления.

При обнаружении непогребенных останков погибших при защите Отечества или неизвестных воинских захоронений на земельных участках (части земельных участков), принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам и расположенных на территории муниципального образования, включенного в утвержденный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" перечень муниципальных образований, на территориях которых проходили боевые действия в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и могут находиться непогребенные останки погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается ограничение в виде запрета на проведение строительных, земляных, дорожных и других работ, в результате которых непогребенные останки погибших при защите Отечества или неизвестные воинские захоронения могут быть повреждены или перемещены с места обнаружения.

Правообладатели земельных участков (части земельных участков) обязаны не препятствовать деятельности уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при обследовании места нахождения обнаруженных костных останков и (или) старых захоронений в целях установления их принадлежности к непогребенным останкам погибших при защите Отечества или неизвестным воинским захоронениям, а также деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению проведения всех необходимых мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества.

В силу ст.56 земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что территория земельного участка истца на основании заключения комиссии была учтена как объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, а, следовательно, в данном случае федеральным законодательством установлены ограничения прав собственника по свободному распоряжению им. Выявленные захоронения на земельном участке возлагают на владельца земельных участков предусмотренные федеральным законодательством обязанности, в том числе предоставление земельного участка для проведение работ по обследованию обнаруженных ранее захоронений.

Поскольку, со стороны истца не предоставлены доказательства нарушения его прав и законных интересов, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, судом истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку, защита прав на будущее законом не предусмотрена.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к общественной межрегиональной историко-патриотической организации «ДОБЛЕСТЬ», региональной поисковой историко-патриотической общественной организации Санкт-Петербурга «Рубеж-2», региональной общественной организации «Поисковое объединение «Пулковские высоты», межрегиональному фонду увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, Гордимся, Чтим», автономной некоммерческой организации «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа», ФИО2 о признании неправомерной и незаконной деятельность участников поисковой экспедиции «Тельмановский Рубеж». Ленинградский фронт», запретить доступ и проведение работ без письменного согласия с собственником отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд <адрес>.

Судья: