Дело № 2-3407/2023
УИД: 23RS0003-01-2023-005558-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 ноября 2023 г. г.-к.Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Карпенко О.Н.,
при секретаре Эрганьян З.А.,
с участием представителя истца Новороссийской транспортной прокуратуры Краснодарского края - помощника прокурора Толстокора Д.В., представителя ответчика ОАНО ДПО «Штурвал» ФИО1, действующей на основании доверенности от 17.10.2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новороссийской транспортной прокуратуры Краснодарского края, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Образовательной автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Штурвал» о возложении обязанности очистить акваторию Черного моря возле гидротехнического сооружения в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Новороссийская транспортная прокуратура, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к ОАНО ДПО «Штурвал» о возложении обязанности очистить акваторию Черного моря возле гидротехнического сооружения в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Новороссийской транспортной прокуроры - Толстокора Д.В. исковое заявление полностью поддержал, пояснил, что прокуратурой в ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения природоохранного законодательства. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Прокуратурой установлено, что 25.04.2019 г. с ОАНО ДПО «Штурвал» заключен договор водопользования на участок акватории Черного моря в п. Большой Утриш г. Анапа. Согласно заключенному договору водопользования на ОАНО ДПО «Штурвал» возложена обязанность по ведению регулярного наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной, охране выделенной акватории от загрязнения, принятию мер по очистке акватории и береговой полосы от мусора, не допущению ухудшения качества водного объекта, среды обитания животного и растительного мира, соблюдению требований в области охраны окружающей среды в соответствии природоохранным законодательством. Однако в ходе рейдового мероприятия, проведенного 23.07.2023 г., установлено наличие «мертвых» якорей в акватории Черного моря, возле гидротехнического сооружения, пользователем которой по договору является ОАНО ДПО «Штурвал». «Мертвый» якорь представляет собой, как правило, бетонные плиты, опущенные на дно вверенного участка акватории Черного моря, за которые швартуются суда, осуществляющие стоянку у гидротехнических сооружений (причалов). В соответствии с информацией капитана морского порта Анапа от 07.09.2023 г. определено месторасположение 32 «мертвых» якорей, размещенных в акватории морского порта Анапа, пользователем которых является ответчик. Согласно требованиям законодательства захоронение отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море запрещено. Нахождение отходов в виде бетонных плит в акватории Черного моря нарушает требования природоохранного законодательства, может причинить экологический ущерб окружающей среде и в целом интересам Российской Федерации, гражданам. Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы будут нарушены в связи с нахождением отходов в акватории Черного моря, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на ОАНО ДПО «Штурвал» очистить акваторию Черного моря возле гидротехнического сооружения в п. Большой Утриш г. Анапа, от отходов - 32 «мертвых» якорей, размещенных в акватории морского порта Анапа: 21 якорь в виде скоб, расположенных в координатах Ш - 44 градуса 45, 29 С, Д - 037 градусов 22, 51 В; 3 якоря в виде бетонных оснований причала, расположенных в координатах Ш - 44 градуса 45, 28 С, Д - 037 градуса 22, 52 В; 8 якорей в виде бетонных плит, расположенных в координатах Ш - 44 градуса 45, 29 С, Д - 037 градусов 22, 54 В.
Представитель ответчика ОАНО ДПО «Штурвал» ФИО1 возражала против удовлетворения иска Новороссийской транспортной прокуратуры о возложении на ОАНО ДПО «Штурвал» обязанности очистить акваторию Черного моря в п. Большой Утриш г. Анапа. Полагает, что транспортный прокурор не вправе обращаться с настоящим иском о нарушении природоохранного законодательства, поскольку полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования возложены на природоохранного прокурора. 25.04.2019 г. Кубанское бассейновое водное Управление заключило договор водопользования с ОАНО ДПО «Штурвал», согласно которому предоставило ответчику в пользование участок акватории Черного моря. В соответствии с уставом ОАНО ДПО «Штурвал» основной целью организации является предоставление услуг в области образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности организация занимается деятельностью школ обучению вождения воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий. ОАНО ДПО «Штурвал» осуществляет деятельность в соответствии с уставом и основным видом деятельности по обучению вождения плавательных судов. Считает, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о наличии отходов, а также об отнесении «мертвых» якорей, бетонных плит к категории отходов, поскольку «мертвые» якоря, бетонные основания причала, использующиеся для швартовки судов, бетонные плиты не относятся к категории отходов. Также полагает, что пояснения капитана морского порта Анапа в судебном заседании о том, что информация о конструкциях, относящихся к категории отходов в связи с отсутствием сертификатов, была предоставлена им прокурору путем визуального осмотра, не могут являться доказательством по делу, поскольку капитан морского порта не имеет специального образования в области обращения с отходами. 16.08.2022 г. Новороссийской транспортной прокуратурой было вынесено представление в адрес ОАНО ДПО «Штурвал» о нарушении требований законодательства, однако в рамках проведенной проверки не было установлено наличие каких-либо отходов. Ответчик 10.02.2022 г. заключил договор с Анапским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», который систематически осуществляет отбор воды в Анапском районе, п. Большой Утриш, «Устричная» лагуна, причал 32/1, и проводит соответствующие исследования, что подтверждается протоколами испытаний воды. Положительные результаты анализов свидетельствуют о соответствии воды санитарным нормам и правилам, что свидетельствует об отсутствии угрозы в области экологии. С учетом изложенного, просит суд отказать Новороссийской транспортной прокуратуре в удовлетворении искового заявления об обязании ОАНО ДПО «Штурвал» очистить акваторию Черного моря.
Представитель третьего лица Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, от представителя ФИО2, являющегося главным специалистом-экспертом Черноморского отдела государственного надзора на море, действующего на основании доверенности № 45 от 29.06.2023 г., поступил отзыв на исковое заявление Новороссийской транспортной прокуратуры к ОАНО ДПО «Штурвал» о возложении обязанности очистить акваторию Черного моря, согласно которому находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием законных оснований у ответчика для расположения в акватории Черного моря железобетонных плит. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Капитан морского порта Анапа - ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в деле имеется заявление о разрешении спора в его отсутствие.
С учетом правил ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд считает заявленный Новороссийской транспортной прокуратурой иск подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
На основании ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Частью 1 ст.45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 3 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на транспортных прокуроров возложено осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, работников железнодорожного и водного транспорта, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В связи с чем необоснованны доводы представителя ответчика об отсутствии у транспортного прокурора полномочий для предъявления иска к Образовательной автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Штурвал» о возложении обязанности очистить акваторию Черного моря в п.Большой Утриш г.Анапа от «мертвых» якорей в виде скоб и бетонных плит.
Как следует из письма капитана морского порта Анапа № 34/0019 от 01.02.2023г. в адрес директора ОАНО ДПО «Штурвал», ответчик был проинформирован, что 01.02.2023 г. во время выполнения своих служебных обязанностей дежурный инспектор ИГПК морского порта Анапа, проводя обход территории острова «Большой Утриш», обнаружил, что в непосредственной близости от «Берегового сооружения» рабочими ОАНО ДПО «Штурвал» на воде в «Устричной» лагуне проводились несанкционированные действия по укладке бетонных ФС, могущие повлиять на безопасность мореплавания маломерных судов. В связи с тем, что данный инцидент проходил в непосредственной близости от «Берегового сооружения», просил сообщить об информации по данному инциденту, о действиях и намерениях лиц, несанкционированно участвующих в намерении повлиять на безопасность мореплавания маломерных судов в районе «Устричной» лагуны, предоставить все имеющиеся документы, подтверждающие проведение строительных, гидротехнических и иных работ в морском порту Анапа в соответствии в требованиями закона.
В адрес Новороссийской транспортной прокуратуры, а также Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, капитаном морского порта Анапа были направлены письма о необходимости проведения проверки за № 36/0019, № 37/0019 от 02.02.2023 г., согласно которым сообщено, что в районе острова «Большой Утриш» участка № 5 морского порта Анапа ОАНО ДПО «Штурвал» на воде в «Устричной» лагуне проводил несанкционированные действия по укладке бетонных ФС, что может повлиять на безопасность мореплавания маломерных и рыбопромысловых судов в районе «Устричной» лагуны. По данному случаю в адрес директора ОАНО ДПО «Штурвал» было направлено письмо, в котором он был проинформирован, что проведение строительных, гидротехнических и иных работ ведется без разрешительных документов и без согласования с капитаном морского порта Анапа, в результате чего нарушается безопасность мореплавания, безопасная стоянка маломерных судов в «Устричной» лагуне. 02.02.2023 г. от директора ОАНО ДПО «Штурвал» из всех затребованных документов предоставлена только копия договора водопользования от 25.04.2019 г. № 00-06.03.00.001-М-ДРБВ-Т-2019-07667/00 Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в котором указана цель водопользования - использование акватории водных объектов, без разрешения на какое-либо строительство на акватории морского порта Анапа. В связи с чем просит провести проверку по несанкционированным действиям ОАНО ДПО «Штурвал».
Согласно письму капитана морского порта Анапа №433/0019 от 07.09.2023 г. определено местоположение 32 «мертвых» якорей, размещенных в акватории морского порта Анапа, пользователем которых является ОАНО ДПО «Штурвал» в местах расположения на трех участках, указанных на схеме: 21 штука в форме скобы, в настоящее время для швартовки судов не используются, в координатах Ш - 44°45’,29 С, Д - 037°22’,51 В; 3 штуки - бетонные основания причала используются для швартовки судов, в координатах Ш - 44°45’,28 С, Д - 037°22’,52 В; 8 штук - бетонные плиты, в настоящее время для швартовки судов не используются, за исключением одной, в координатах Ш - 44°45’,29 С, Д - 037°22’,54 В.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст.4 Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с ч.14 ст.1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно п.1 ч.2 ст.39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст.47 ВК РФ использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ, законодательством РФ в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.
В соответствии с ч.1 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Согласно договору водопользования от 25.04.2019 г. №00-06.03.00.001-М-ДРБВ-Т-2019-07667/00 Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов предоставило ОАНО ДПО «Штурвал» в пользование участок акватории Черного моря. Цель водопользования - использование акватории водных объектов, вид водопользования - совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В договоре приведены координаты акватории участка Черного моря, предоставленного в пользование, и площадь участка акватории (0,014 кв.км.). Водопользователь обязан вести целевое использование водного объекта: использование акватории водного объекта (размещение на акватории водного объекта плавательных средств). Договор зарегистрирован в государственном водном реестре 25.04.2019 г.
Заключенным договором водопользования на ОАНО ДПО «Штурвал» возложена обязанность по ведению регулярного наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной, охране выделенной акватории от загрязнения, принятия мер по очистке акватории и береговой полосы от мусора, не допущение ухудшения качества водного объекта, среды обитания животного и растительного мира, соблюдения требований в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и другим природоохранным законодательством.
В ходе рейдового мероприятия, проведенного 23.07.2023 г., прокуратурой установлено наличие «мертвых» якорей в акватории Черного моря, возле гидротехнического сооружения, пользователем которой по договору является ОАНО ДПО «Штурвал».
Из пояснений директора ОАНО ДПО «Штурвал» ФИО4, данных прокурору 28.08.2023 г., следует, что в настоящее время акватория сдается под размещение плавательных средств частным лицам за плату. Данной организацией (ответчиком) бетонные плиты в «Устричной» лагуне, с помощью которых осуществляется швартовка судов, не размещались.
Доводы представителя ответчика ОАНО ДПО «Штурвал» о том, что истцом Новороссийской транспортной прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих наличие отходов в акватории водопользования ответчика, а также об отнесении «мертвых» якорей, бетонных плит к категории отходов, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Из пояснений представителя истца Новороссийской транспортной прокуратуры, а также третьего лица - капитана морского порта Анапа следует, что «мертвый» якорь представляет собой, как правило, бетонные плиты, опущенные на дно вверенного участка акватории Черного моря, за которые швартуются суда, осуществляющие стоянку у гидротехнических сооружений (причалов).
В соответствии с п.3.8.30 ГОСТ Р 54523-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» мертвый якорь - стационарное устройство для удержания плавучих объектов в заданном месте.
Постановлением Министерства транспорта РФ от 17.06.2004г. №16 утверждена Инструкция по техническому обслуживанию средств навигационного оборудования морских подходных каналов и акваторий портов РД 31.6.07-2002.
Согласно п.8.1.9 Инструкции для удержания плавучих предостерегательных знаков, к которым относятся знаки обстановки фарватера, на штатном месте применяются чугунные и бетонные якоря.
Бетонные якоря (прямоугольной формы в плане с наклонными боковыми стенками и выемкой в основании) изготавливаются с целью экономии средств, как правило, организациями, обслуживающими плавучие знаки.
Согласно разделу 14.2 Справочника по морской практике (Воениздат 1969, Москва) «мертвыми» якорями называются металлические или железобетонные конструкции, которые имеют форму и вес, обеспечивающие им нужную удерживающую способность. Форма якорей должна обеспечить максимальную держащую силу, удерживающая способность - его неподвижность на грунте при любом состоянии моря в данном районе. Их конструкция должна способствовать быстрой и достаточно простой постановке якорей на грунт. В разделе перечислены виды и типы «мертвых» якорей, в основном количестве, выполненных из металла. Исключением, согласно Справочнику, служит якорь «лягушка», представляющий собой массивную железобетонную конструкцию, имеющую на нижней поверхности выемку в форме сегмента, на верхней плоскости обух для крепления бриделя.
Нахождение 32 предметов в виде скоб, бетонных оснований и бетонных плит, установленных без каких-либо разрешений, в акватории морского порта Анапа, пользователем которой является ОАНО ДПО «Штурвал», не является естественным состоянием Черного моря, следовательно, такие предметы подлежат удалению.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
Таким образом, одним из равнозначных признаков отнесения веществ или предметов к отходам производства и потребление является необходимость их удаления, в том числе из естественной природной среды (акватории Черного моря).
Отсутствие у ответчика документов, подтверждающих предназначение бетонных плит, их законную установку и безопасность для окружающей среды, также является подтверждением незаконности размещения указанных предметов в акватории Черного моря.
При этом суд считает несостоятельными ссылки представителя ответчика в обоснование возражений на заявленные исковые требования, на представление Новороссийской транспортной прокуратуры от 16.08.2022 г. в адрес ОАНО ДПО «Штурвал» (выявившее иные нарушения), а также систематическое исследование Анапским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» образцов воды в используемой ответчиком акватории с положительными результатами, поскольку непосредственно наличие посторонних предметов в виде «мертвых» якорей, размещенных в акватории морского порта Анапа в границах водопользования ответчика, подтверждено представленными истцом доказательствами: письмами капитана морского порта Анапа в адрес директора ОАНО ДПО «Штурвал» № 34/0019 от 01.02.2023 г., в адрес Новороссийской транспортной прокуратуры, Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора №36/0019, №37/0019 от 02.02.2023 г., фотоматериалами, объяснениями директора ОАНО ДПО «Штурвал» от 28.08.2023г., а также сообщением капитана морского порта Анапа №433/0019 от 07.09.2023 г. о местоположении «мертвых» якорей.
На основании ч. 3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ч. 1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В силу ч.ч.1,3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования закона, анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит обоснованными требования Новороссийской транспортной прокуратуры о возложении обязанности на ОАНО ДПО «Штурвал» очистить от отходов в виде бетонных плит акваторию Черного моря возле гидротехнического сооружения в п.Большой Утриш г.Анапа.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Новороссийской транспортной прокуратуры Краснодарского края, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Образовательной автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Штурвал» о возложении обязанности очистить акваторию Черного моря возле гидротехнического сооружения в п.Большой Утриш г.Анапа - удовлетворить.
Возложить обязанность на ОАНО ДПО «Штурвал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>) очистить акваторию Черного моря возле гидротехнического сооружения в п.Большой Утриш г.Анапа, от отходов - 32 «мертвых» якорей, размещенных в акватории морского порта Анапа: 21 якорь в виде скоб, расположенных в координатах Ш - 44°45’,29 С,Д - 037°22’,51 В; 3 якоря в виде бетонных оснований причала, расположенных в координатах Ш - 44°45’,28С, Д - 037°22’,52 В; 8 якорей в виде бетонных плит, расположенных в координатах Ш - 44°45’,29 С, Д - 037°22’,54 В.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты принятия мотивированного решения суда через Анапский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2023 года.