ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3408/19 от 19.06.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3408/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: судьи Пчёлкиной Н.Ю., при секретаре Янченко Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Госинспекции Алтайского края, Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании пострадавшим участником строительства жилья, включении в реестр участников долевого строительства жилья

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Госинспекция Алтайского края), Комитету по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула о включении в реестр участников долевого строительства жилья.

В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ пасынок истца ФИО5 заключил с ООО СП «Барнаулстрой» договор долевого участия в строительстве жилья. Предметом договора являлась трехкомнатная квартира общей площадью 68 кв.м., расположенная в доме строительный , квартал .....

Согласно справке ООО СП «Барнаулстрой» от ДД.ММ.ГГГГФИО5 полностью произвел расчет по договору в размере 238 000 руб..

В связи с неисполнением ООО СП «Барнаулстрой» обязательств по передаче квартир дольщикам, в отношении директора общества возбуждено уголовное дело и в ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Индустриальный районный суд г. Барнаула. Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГФИО5 признан потерпевшим.

В ДД.ММ.ГГГГФИО5 умер, так и не получив квартиру. Наследником имущества и обязательств ФИО5, принявшим наследство, является его отец ФИО6, супруг истца. В ДД.ММ.ГГГГФИО6 умер, так и не получив квартиру.

Наследниками имущества ФИО6, принявшими наследство в виде прав и обязанностей на квартиру, является истец как его супруга и дочь ФИО11. Указанные обстоятельства принятия наследства установлены вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ (дело ).

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Индустриального районного суда ...., нотариусом Барнаульского нотариального округа наследникам выданы дополнительные свидетельства о праве на наследство по закону, по которым дочь ФИО7 и супруга ФИО1 являются наследниками, каждая в ? доле на следующее наследство: права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ долевого участия в строительстве трехкомнатной квартиры в доме строительный квартал (....) ...., заключенного между ФИО5 и ООО СП «Барнаулстрой».

Для ликвидации последствий мошеннических действий ООО СП «Барнаулстрой» администрациями Алтайского края и г. Барнаула в ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по оказанию помощи пострадавшим дольщикам ООО СП «Барнаулстрой» и принято решение о строительстве для них домов (постановление Администрации Алтайского края от 18.02.2003 №70 «О создании ЖСК «Дольщик-1» для работников бюджетных организаций и социально не защищенных слоев населения ....», постановление администрации г. Барнаула от 04.02.2003 №218 «О формировании жилищно-строительного кооператива «Дольщик-1» для строительства в .... жилых домов , в квартале ).

За ДД.ММ.ГГГГ для членов ЖК «Дольщик-1,2,3», созданных из граждан, пострадавших в результате неправомерных действий ООО СП «Барнаулстрой», на территории .... построено три многоквартирных дома. Согласно спискам членов ЖСК «Дольщик 1,2,3» утвержденным постановлениями администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО5 и ФИО6 членами ЖСК «Дольщик-1,2,3» не являлись, квартира кому-либо из них не предоставлялась.

С ДД.ММ.ГГГГ восстановление на территории Алтайского края прав граждан, пострадавших от неправомерных действий застройщиков, в том числе ООО СП «Барнаулстрой», осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Алтайского края от 11.05.2011 №53-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников строительства на территории Алтайского края». Для учета граждан, пострадавших от действий застройщиков, предусмотрено ведение реестра. Порядок формирования и ведения реестра утвержден Постановлением Администрации Алтайского края от 08.08.2011 №435. На территории г. Барнаула сбор, подготовку сведений, подтверждающих наличие у граждан оснований для включения в реестр, осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города, на основании постановления администрации г. Барнаула от 14.09.2011 №2696.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец периодически обращается с заявлениями о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья как в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, так и в Государственную инспекцию Алтайского края, однако получены отказы по различным причинам. В последних обращениях представлялись все необходимые документы.

На основании изложенного, истец просит признать ФИО1 пострадавшим участником строительства жилья, обязать ответчиков включить истца в реестр пострадавших участников строительства жилья, после смерти ФИО5 и ФИО6, имущественные права и обязанности которых возникли из договора долевого участия в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и ООО СП «Барнаулстрой», предметом которого являлось долевое участие по строительству трехкомнатной квартиры , общей площадью 269 кв.м., расположенной в доме строительный , квартал .....

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в последний раз истец обращалась с заявлением о включении в реестр в ДД.ММ.ГГГГ году в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула. С полным пакетом документов к Госинпекцию Алтайского края истец не обращалась. В прокуратуре истцу пояснили, что необходимо с данным заявлением обращаться в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула. Просит суд самостоятельно определить надлежащего ответчика.

Представитель ответчика Госинспекции Алтайского края Суховей Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва. Пояснила, что напрямую истец в Госинспекцию Алтайского края с заявлением о включении в реестр не обращалась. Госинспекция является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истец обращалась с заявлением о включении в реестр пострадавших дольщиков в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом было принято решение об отказе во включении в реестр, поскольку истцом не представлены необходимые документы, даны соответствующие ответы. В ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в Комитет, был подготовлен ответ и документы направлены Госинспекцию Алтайского края, поскольку у Комитета уже отсутствовали полномочия по рассмотрению таких заявлений. Документы из Госинспекции Алтайского края были возвращены обратно в комитет для рассмотрения вопроса об обоснованности требований. Поскольку истец представила не весь пакет документов, ходатайство в Госинпекцию не направлялось, данные действия Комитета не обжаловались. Постановлением администрации г. Барнаула от 14.09.2011 №2696 полномочия по всей процедуре сбора сведений для формирования реестров пострадавших участников строительства были отнесены к ведению Комитета по строительству. Комитет собирал все документы, комиссия решала направлять или нет документы в Госинспекцию. В связи с прекращением ДД.ММ.ГГГГ действия Постановления администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ полномочия перешли Госинспекции Алтайского края. На Комитет по строительству возложена обязанность о включении граждан в реестр только по предоставлению земельных участков. Но при обращении ФИО1 отказалась от включения в список для получения земельного участка.

Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещена.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ пасынок истца ФИО5 заключил с ООО СП «Барнаулстрой» договор долевого участия в строительстве жилья, оплатив его полную стоимость в размере 238 000 руб. Предметом договора являлась трехкомнатная квартира , общей площадью 68 кв.м., расположенная в доме строительный , квартал .....

В связи с неисполнением ООО СП «Барнаулстрой» обязательств по передаче квартир дольщикам, в отношении директора общества возбуждено уголовное дело и в ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Индустриальный районный суд ..... Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГФИО5 признан потерпевшим.

В ДД.ММ.ГГГГФИО5 умер. Наследником имущества и обязательств ФИО5, принявшим наследство, являлся его отец ФИО6, умерший в ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения Индустриального районного суда ...., нотариусом Барнаульского нотариального округа наследникам ФИО6 - дочери ФИО7 и супруге ФИО1, выданы дополнительные свидетельства о праве на наследство по закону по ? доли на следующее наследство: права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ долевого участия в строительстве трехкомнатной .... доме строительный 38 квартал (....) ...., заключенного между ФИО5 и ООО СП «Барнаулстрой».

Установлено, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию г.Барнаула, Государственную инспекцию Алтайского края за получением информации о предоставлении ФИО5, как обманутому дольщику, квартиры, либо передаче им прав на квартиру.

Согласно ответу из Государственной инспекции ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснен порядок формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства. Указано, что в данный реестр информация о ФИО7 и ФИО1 не включалась.

Ответом из комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что сбор и подготовку сведений для формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет комитет, а формирование и ведение реестра – Государственная инспекция Алтайского края.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Алтайского края г.Барнаула (так в заявлении) по вопросу предоставления ей документов, указанных в п.3 постановления администрации .....

Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснено, какие именно документы необходимо представить вместе с заявлением о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья, в том числе наследник должен представить документ о праве на наследство. Все документы не заверенные организацией, их выдавшей, или нотариусом, должны быть представлены с оригиналами.

Следующее обращение ФИО1 имело место ДД.ММ.ГГГГ в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула. В заявлении истец просит включить ее в реестр пострадавших участников строительства жилья на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, либо компенсировать стоимость жилья. В приложении указано: нотариально заверенная копия свидетельства о праве на наследство по закону, копия ответа комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено извещение о том, что ее обращение направлено в Государственную инспекцию Алтайского края для рассмотрения по компетенции.

ДД.ММ.ГГГГ Государственная инспекция Алтайского края направила в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула письмо, в котором предлагается комитету вернуться к рассмотрению заявлений ФИО1 и ФИО11 о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья со ссылкой на постановление администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ.ФИО1 направлено сообщение о том, что ее заявление возвращено в комитет для рассмотрения.

В свою очередь комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула направил ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ею не представлены документы: паспорт, договор инвестирования, договор с застройщиком, предварительный договор, договор займа или иной договор, подтверждающий право на получение в собственность жилья, платежный документ, документ о признании потерпевшим. В связи с этим, направить сведения в отношении нее в Государственную инспекцию Алтайского края для включения в реестр не представляется возможным.

После этого, обращений ФИО1 о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья к кому-либо из ответчиков не было.

Таким образом, обращение ФИО1 с заявлением о включении в реестр имело место дважды – в октябре 2015 года и в октябре 2017 году.

В соответствии с Законом Алтайского края от 11.05.2011 N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников строительства жилья на территории Алтайского края" (в редакции Закона, действовавшей на момент обращения истца с заявлением) настоящий закон регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их, а также подрядчиков, указанных в настоящем Законе.

В статье 4 Закона предусматривалось, что уполномоченный орган организует ведение реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья.

Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

На тот момент действовало постановление Администрации Алтайского края от 08.08.2011 N 435 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья" (далее по тексту Постановление №435), утратившее силу 03.05.2018 в связи с изданием Постановления Правительства Алтайского края от 03.05.2018 N 153.

В соответствии с Постановлением №435 формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.

Реестр состоит из двух частей: реестр проблемных объектов и реестр пострадавших участников строительства жилья, которые ведутся по формам, указанным в приложениях 1, 2 к настоящему Порядку.

Необходимые для ведения реестра пострадавших участников строительства жилья сведения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставляют в Инспекцию ежемесячно (п.7 Постановления №435).

Постановлением администрации г.Барнаула от 14.09.2011 №2696 был утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула", действовавший до 27.06.2018.

Сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - комитет) по формам, указанным в приложениях 1, 2 к настоящему Порядку.

Для включения объектов в Реестр проблемных объектов комитет в течение 15 дней с момента установления оснований, указанных в п. 3 ст. 2 Закона, направляет в Государственную инспекцию Алтайского края ходатайство.

С заявлением о включении в Реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 закона Алтайского края от 11.05.2011 N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников строительства на территории Алтайского края" (далее - Закон) с приложением копий следующих документов:

паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

договора (соглашения) инвестирования, договора с застройщиком, предварительного договора, договора займа, иного договора, подтверждающего право гражданина на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме;

платежных документов, свидетельствующих о внесении денежных средств в соответствии с заключенным договором (соглашением);

документа о признании потерпевшим (решение суда, постановление следователя, дознавателя);

документа об отнесении пострадавшего участника строительства жилья к льготной категории граждан, предусмотренной частью 6 статьи 6 Закона (при наличии).

Копии документов, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригиналов.

Документы принимаются только в полном объеме.

Комиссия, созданная приказом комитета, рассматривает заявление и приложенные документы в течение 10 рабочих дней с момента регистрации и принимает решение о подготовке сведений либо отказе в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья.

Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим порядком подготовки сведений для формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства жилья гражданину необходимо было обратиться с полным пактом документов, указанных в постановлении администрации г.Барнаула от 14.09.2011 №2696, в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, который при наличии достаточных оснований и документов направлял в Государственную инспекцию Алтайского края ходатайство о включении гражданина в данный реестр.

Как установлено по делу, ФИО1 не был представлен полный пакет документов, заверенных надлежащим образом, при обращении в комитет в ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку право истца состоять в реестре пострадавших участников строительства жилья производно от прав ФИО5, а затем ФИО6, ей необходимо было представить для включения в реестр свидетельство о праве на наследство в отношении прав и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ долевого участия в строительстве квартиры.

Такое свидетельство ФИО1 было выдано нотариусом только ДД.ММ.ГГГГ.

Повторно обращаясь в комитет с заявлением о включении в реестре пострадавших участников строительства жилья в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не был представлен полный пакет документов, а только свидетельство о праве на наследство по закону, в связи с чем ей было отказано в направлении сведений в Государственную инспекцию Алтайского края для включения в реестр.

В настоящее время постановление администрации г.Барнаула от 14.09.2011 №2696, постановление Администрации Алтайского края от 08.08.2011 N 435, утверждавшие порядок формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства жилья, утратили силу и не действуют.

В соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 N 199 "Об утверждении Положения об инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края" инспекции признает в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (п.2.1.1).

В соответствии с положением о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в редакции, действовавшим на момент обращений истца, в его полномочия входило осуществлять сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (п.3.32.).

В настоящее время указанные полномочия у комитета отсутствуют.

Таким образом, надлежащим ответчиком по требованию об обязании включить истца в реестр пострадавших участников строительства жилья, после смерти ФИО5 и ФИО6, является инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.

Вместе с тем, как установлено по делу, непосредственно в Инспекцию с заявлением о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья истец не обращалась, полный пакет документов не предоставляла.

Тот пакет документов, который ФИО1 предоставляла в комитет был неполным, документы надлежащим образом не заверены, в связи с чем они не передавались в Государственную инспекцию Алтайского края.

Таким образом, при отсутствии надлежащего обращения в уполномоченный на сегодняшний день орган со стороны истца требование об обязании включить в реестр пострадавших участников строительства жилья, после смерти ФИО5 и ФИО6, удовлетворению не подлежит.

Требование о признании ФИО1 пострадавшим участником строительства жилья, также подлежит отклонению, поскольку уполномоченным органом на признание пострадавшим является инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.

Суд своим решением не может подменять компетенцию органа исполнительной власти.

При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Госинспекции Алтайского края, Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Пчёлкина Н.Ю.

Копия верна

Судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь Т.Н. Янченко

УИД 22RS0068-01-2019-003057-14