ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3409/2018 от 14.05.2018 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2018 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием представителей ответчика ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному казенному учреждению (ФКУ) «Военный комиссариат Республики Карелия» об обязании возобновить выплату пенсии и взыскании денежной суммы,

установил:

ФИО3, ссылаясь на свое право на пенсионное обеспечение в рамках Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», обратился в суд с требованиями об обязании ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» возобновить выплату ранее назначенной пенсии и выплатить образовавшуюся с 01 мая 2017 года задолженность. Иск мотивирован суждением о неправомерности приостановления пенсионных выплат, поскольку, хотя истец и выехал за пределы Российской Федерации, он сохранил регистрацию в Олонецком районе Республики Карелия, то есть не переехал за рубеж.

В судебном заседании полномочные представители военкомата, возражая против иска, указали на обоснованность сначала приостановления, а затем и прекращения пенсионного обеспечения ФИО3 из-за его выбытия из России в Украину и при этом отсутствия документов о недопустимости там пенсионного обеспечения истца. Сторона последнего в суд не явилась, ходатайствуя о разрешении спора в свое отсутствие.

Заслушав пояснения представителей ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

ФИО3 с 1988 года являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», организация выплат которой осуществлялась через ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ выплата данной пенсии истцу приостановлена с 01 мая 2017 года до 31 октября 2017 года, а в последующем прекращена, основанием чему явился выявленный факт проживания ФИО3 с 2001 года в иностранном государстве.

В соответствии со ст. 56 названного закона выплата предусмотренных им пенсий осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации – на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

Таким образом, общий порядок выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации. Статьей же 64 этого закона определено, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Этим иным установлением является Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого в том числе являются Россия и Украина. Согласно же нему пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1). Кроме того, специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, которым обеспечивается тот же принцип (ст. 1).

Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера; размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Следовательно, переселение пенсионера, социально обеспеченного по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», из Российской Федерации в Украину на постоянное место жительства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии в России, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством Украины.

Ст. 56 данного закона предусмотрена ответственность лиц, претендующих на пенсию или получающих её, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поэтому, так как постоянное проживание ФИО3 на территории Российской Федерации не установлено, действия военного комиссариата по приостановлению истцу выплаты его пенсии являются правомерными, соответствующими положениям ст.ст. 51 и 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в их истолковании во взаимосвязи с положениями ст.ст. 1, 6, 7 Соглашения от 13 марта 1992 года и ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года.

Пенсионный фонд Украины письменно (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) подтвердил ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» возможность пенсионного обеспечения ФИО3 в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». Обратное истцом не доказано, предъявленная им на этот счет справка Винницкого районного военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ, вступая в противоречие с документом органа, непосредственно уполномоченного на принятие решения о пенсионном обеспечении, формировать испрошенный ФИО3 судебный вывод не может. С другой стороны, оценка ответчиком выбытия истца с места его прежнего проживания в <адрес><адрес> именно на постоянное место жительства в Украину состоятельна исходя из предварительно проверенных республиканским военкоматом и подтвержденных в ходе судебного разбирательства объективных данных – истец не проживает в России около 17 лет, его нахождение в Украине легализовано оформлением вида на жительство (текущий документ выдан еще ДД.ММ.ГГГГ), постановкой на украинский налоговый учет (учетная карточка налогоплательщика ) и регистрацией по адресу: <адрес>, жилой дом, где ФИО3 остается зарегистрированным в Российской Федерации, уничтожен пожаром еще в 2001 году, а сама такая регистрация своим правовым содержанием увязывается не с правопорождающим, а с возможным правоподтверждающим характером результата этого административного акта. В России такая регистрация либо её отсутствие не являются определяющим моментом для решения вопросов, например, о возникновении и наличии права пользования жильем, признании членом семьи жильцов конкретного жилого помещения, констатации факта проживания в нем, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Юридическим фактом относительно жилищных и производных от них прав (включая меры социальной поддержки, пенсионного обеспечения, налоговые льготы и т.п.) является вселение и действительное проживание (непроживание) по адресу регистрации.

При таких обстоятельствах требования ФИО3 признаются необоснованными, в удовлетворении его иска следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» об обязании возобновить выплату пенсии и взыскании денежной суммы отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.

Судья К.Л.Мамонов

В порядке ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное решение составлено 17 мая 2018 года.Судья К.Л.Мамонов