Дело № 2-340/13
(...)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2013 года город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Барабановой Т.К.
при секретаре Шкандыбиной Л.А.
с участием помощника прокурора Афанаскиной Е.В.
представителя заявителя ФИО1
представителей заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» в Мурманской области об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск,
У С Т А Н О В И Л:
Региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» в Мурманской области (далее по тексту РО ПП «Трудовая партия России», партия, заявитель) обратилось в суд с заявлением об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск № 79/322 от 28.07.2013. В обоснование заявленных требований указано, что решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 39 от 13.06.2013 в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный Закон № 67-ФЗ от 28.07.2002), Уставом муниципального образования ЗАТО Александровск и в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов в Совет депутатов ЗАТО Александровск. 24 июля 2013 года уполномоченным представителем избирательного объединения регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Мурманской области (далее по тексту РО ПП «Справедливая Россия») в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск (далее по тексту ТИК, избирательная комиссия) был представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу и иные документы, необходимые для их выдвижения. Решением ТИК от 26.07.2013 РО ПП «Справедливая Россия» отказано в заверении списка кандидатов, в связи с не предоставлением всех предусмотренных законом документов, а именно: отсутствовало решение конференции избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. 27 июля 2013 года в избирательную комиссию от представителя РО ПП «Справедливая Россия» поступили дополнительные документы: протокол конференции РО ПП «Справедливая Россия»; официально заверенный Советом Регионального отделения РО ПП «Справедливая Россия» список делегатов конференции; выписка из протокола конференции РО ПП «Справедливая Россия». Решением ТИК № 79/322 от 28 июля 2013 года, после принятия и рассмотрения представленных документов, список кандидатов РО ПП «Справедливая Россия» был заверен. Полагает, что указанное решение ТИК является незаконным и необоснованным, нарушает пассивное избирательное право РО ПП «Трудовая партия России». Так, с п. 1 ст. 33 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002, п. 2 ст. 19.2 Закона Мурманской области № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее по тексту Закон МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007) предусмотрено, что документы, необходимые для выдвижения и регистрации, избирательное объединение политической партии предоставляет одновременно со списком кандидатов, т.е. в единые дату и время, а не по отдельности в различные временные периоды. Пункт 5 ст. 19.2 Закона МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 регламентирует обязанность ТИК в течении трех дней со дня приема документов принять решение о заверении списка кандидатов либо об отказе в таком заверении. Однако избирательная комиссия, рассмотрев 28.07.2013 представленные РО ПП «Справедливая Россия» документы в дополнение к ранее представленным 24.07.2013, нарушила требования закона. Заверение списка кандидата при отсутствии среди документов, прилагаемых к такому списку, необходимых для этого документов, нарушает принцип равенства кандидатов, установленный ст. 39 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002. Просит отменить решение ТИК ЗАТО Александровск № 79/322 от 28.07.2013.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах, изложенных в заявлении, настаивала, дала аналогичные пояснения. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ТИК ЗАТО Александровск в судебном заседании требования не признала, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела. Пояснила, что 24 июля 2013 года уполномоченным представителем РО ПП «Справедливая Россия» в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск был представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу и иные документы, необходимые для их выдвижения, а именно: список кандидатов; свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; протокол Конференции РО ПП «Справедливая Россия»; лист регистрации делегатов; образец печати; образец эмблемы; краткое наименование избирательного объединения; решение Совета регионального отделения от 23.07.2013 № 5/2; список уполномоченных представителей избирательного объединения, а также заявления кандидатов и их анкеты. 26 июля 2013 года на заседании ТИК было принято решение об отказе в заверении списка кандидатов РО ПП «Справедливая Россия» в связи с не предоставлением всех документов, перечисленных в п. 1-3 ст. 19.2 Закон МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007, а именно: вместе со списком кандидатов не было представлено решение съезда (конференции, общего собрания), которое должно быть оформлено в соответствии с требованиями п.п. 10, 11 ст. 19 указанного Закона. Поскольку 27.07.2013 представителем РО ПП «Справедливая Россия» в ТИК было передано надлежащим образом оформленное решение Конференции партии, то на заседании комиссии от 28.07.2013 коллегиально принято решение о заверении списка кандидатов. Полагала, что ТИК ЗАТО Александровск не были нарушены требования действующего законодательства, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель РО ПП «Справедливая Россия» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования. Пояснил, что 24.07.2013 в избирательную комиссию вместе со списком кандидатов был представлен весь пакет документов, предусмотренных федеральным и региональным законодательствами, в том числе, копия протокола Конференции партии. Однако комиссия посчитала, что представленная копия протокола не является надлежащим документом, в связи с чем вынесла решение об отказе в заверении списка кандидатов. При этом, РО ПП «Справедливая Россия» не было поставлено в известность о наличии претензий к оформлению данного документа. После получения решения от 26.07.2013, 27 июля 2013 года ими в ТИК в дополнение к ранее направленным документам, были переданы: протокол конференции РО ПП «Справедливая Россия»; официально заверенный Советом Регионального отделения РО ПП «Справедливая Россия» список делегатов конференции; выписка из протокола конференции РО ПП «Справедливая Россия». 28.07.2013 избирательная комиссия заверила представленный список кандидатов. Полагал, что в данном случае произошла замена ранее представленного документа на аналогичный документ, оформленный другим образом, в связи с чем нарушений действующего законодательства при принятии обжалуемого решения не имеется.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 39 от 13.06.2013 в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 67-ФЗ от 28.07.2002), Уставом муниципального образования ЗАТО Александровск и в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов в Совет депутатов ЗАТО Александровск.
В соответствии с требованиями Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002 и принятым в его исполнение Законом МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007 организация и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Мурманской области возложены на соответствующие избирательные комиссии.
В силу п. 14, 14.1, 14.2 ст. 35 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002 избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, предусмотренной подпунктом "б" пункта 14.1 настоящей статьи, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Аналогичные требования к предоставлению документов содержатся в ст. 19.2 Закона МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007.
Так, список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования.
Одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы, необходимые для уведомления о выдвижении списка кандидатов:
1) нотариально удостоверенную или заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;
2) решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов, оформленное в соответствии с требованиями пунктов 10 и 11 статьи 19 настоящего Закона, с приложением официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения списка делегатов съезда (конференции), участников общего собрания, участвовавших в проведении съезда (конференции, общего собрания);
3) список уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 4 статьи 17 настоящего Закона. К списку прилагаются письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем, а также заверенная руководителем избирательного объединения копия решения (решений) соответствующего органа избирательного объединения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения (назначенных на момент представления в избирательную комиссию муниципального образования указанных в настоящем пункте документов);
4) нотариально удостоверенную копию доверенности каждого уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам;
5) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии список граждан, включенных в список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;
6) нотариально удостоверенную копию соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов (в случае если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением).
Избирательная комиссия муниципального образования обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, лицу, представившему эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
5. Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, заверяет список кандидатов и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие какого-либо из документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом. В случае наличия оснований для отказа в заверении списка кандидатов избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, принимает мотивированное решение об отказе в заверении списка кандидатов и выдает заверенную копию данного решения уполномоченному представителю избирательного объединения.
Из системного толкования указанных норм следует, что при принятии решения о заверении списка кандидатов, избирательная комиссия соответствующего уровня должна проверить наличие всех перечисленных в приведенных законных актов документов и соблюдение избирательным объединением требований к выдвижению списка кандидатов.
Судом установлено, что 24 июля 2013 года уполномоченным представителем избирательного объединения РО ПП «Справедливая Россия» в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Александровск был представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу. Одновременно с указанным списком комиссией приняты следующие документы: свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; протокол Конференции РО ПП «Справедливая Россия»; лист регистрации делегатов; образец печати; образец эмблемы; краткое наименование избирательного объединения; решение Совета регионального отделения от 23.07.2013 № 5/2; список уполномоченных представителей избирательного объединения, а также заявления кандидатов и их анкеты. ТИК выдано подтверждение о получении указанных документов.
Решением избирательной комиссии от 26.07.2013 РО ПП «Справедливая Россия» отказано в заверении списка кандидатов, в связи с не предоставлением всех документов, перечисленных в п. 1-3 ст. 19.2 Закон МО № 841-01-ЗМО от 09.03.2007, а именно: вместе со списком кандидатов не было представлено решение съезда (конференции, общего собрания), которое должно быть оформлено в соответствии с требованиями п.п. 10, 11 ст. 19 указанного Закона.
27 июля 2013 года в избирательную комиссию от представителя РО ПП «Справедливая Россия» поступили дополнительные документы, а именно: протокол конференции РО ПП «Справедливая Россия»; официально заверенный Советом Регионального отделения РО ПП «Справедливая Россия» список делегатов конференции; выписка из протокола конференции РО ПП «Справедливая Россия».
Решением ТИК № 79/322 от 28 июля 2013 года, после принятия и рассмотрения представленных документов, список кандидатов РО ПП «Справедливая Россия» был заверен.
Оценив действия территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск при принятии обжалуемого решения № 79/322 от 28.07.2013 на соответствие требований действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Как следует из исследуемого в судебном заседании подтверждения о получении документов о выдвижении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением РО ПП «Справедливая Россия», 24 июля 2013 года в 17 часов 15 минут уполномоченным представителем избирательного объединения в ТИК был представлен пакет документов, в том числе, протокол Конференции РО ПП «Справедливая Россия» в Мурманской области.
Из пояснений представителей ТИК и РО ПП «Справедливая Россия» указанный протокол был представлен в виде копии, заверенной председателем регионального отделения.
Проверив перечень документов, представленных РО ПП «Справедливая Россия» 24.07.2013, суд приходит к выводу, что на день обращения в избирательную комиссию у избирательного объединения имелись все документы, перечисленные в 14.2 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002 и 19.2 Закона МО № 841-01-ЗМО.
Действующее законодательство не содержит прямого указания на осуществление избирательной комиссии проверки правильности оформления представленных документов на стадии заверения списка кандидатов, поскольку данная обязанность на ТИК возложена при регистрации такого списка.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального Закона № 67-ФЗ от 28.07.2002 при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах).
Аналогичные положения содержаться в пункте 23 статьи 21 Закона МО № 841-01-ЗМО – при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 19.1, подпунктами 1 и 3 пункта 3 статьи 19.2 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Между тем, после вынесения ТИК 26.07.2013 решения об отказе в заверении списка кандидатов, РО ПП «Справедливая Россия» дополнительно были представлены аналогичный протокол Конференции и выписка из него, оформленные иным образом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что поскольку в день подачи списка кандидатов - 24 июля 2013 года, избирательным объединением РО ПП «Справедливая Россия» были выполнены требования действующего законодательства, регламентирующего порядок подачи и заверении таких списков, сведений о не
соблюдении избирательным объединением требований к выдвижению списка кандидатов не имелось, а также принимая во внимание, что действия избирательной комиссии не должны ущемлять права избирательного объединения, суд приходит к выводу о правомерности принятия ТИК решения о заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск по единому избирательному округу, представленный избирательным объединением РО ПП «Справедливая Россия» в Мурманской области.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Кроме того, в судебном заседании представителем заявителя не были приведены достаточные доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение связано с реализацией РО ПП «Трудовая партия России» своих избирательных прав и нарушает их права и законные интересы.
Так, на основании решения избирательной комиссии № 86/397 от 04.08.2013 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО Александровск, выдвинутого избирательным объединением РО «Трудовая партия России» (л.д. 13).
При таких обстоятельствах, принятие оспариваемого решения не могло повлечь нарушения прав и свобод заявителя, в том числе, на пассивное избирательное право, то есть право быть избранным в органы муниципальной власти.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» в Мурманской области об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.К. Барабанова