Дело №2-340/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калтанский районный суд Кемеровской области
в лице председательствующего федерального судьи Т.Е.Богрецовой
при секретаре Л.А.Галиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в г.Калтане 29 мая 2014г. гражданское дело по иску прокурора г.Осинники к администрации Калтанского городского округа (далее – администрация КГО) о понуждении к совершению действий, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Мегастройкомплекс» (далее ООО «МСК»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Осинники обратился в суд с требованиями обязать администрацию Калтанского городского округа организовать проведение государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого дома №... в квартале №... п.... г.....
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Осинники проведена проверка по соблюдению федерального законодательства при строительстве жилого ... квартале ......, по результатам которой установлено следующее. Администрацией Калтанского городского округа 10.08.2012 опубликована информация о проведении открытого аукциона на инвестирование строительства квартир. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме была подана только одна заявка на участие в открытом аукционе от ООО «Мегастройкомплекс». Однако, в нарушение ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в документации об аукционе отсутствовали требования о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации строительства 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ....... По результатам проведенного открытого аукциона 14.09.2012 между администрацией Калтанского городского округа (инвестор) и ООО «Мегастройкомплекс» (застройщик) был заключен муниципальный контракт № ... инвестиционного строительства за счет областного бюджета квартир для переселения жителей из аварийных домов .... Заместителем главы Калтанского городского округа Р.О.А. 24.09.2012 ООО «Мегастройкомплекс» выдано разрешение № RU ... на строительство 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ..., срок действия данного разрешения продлевался до 31.12.2013. Проектная документация строительства 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ......, Калтанского городского округа разработана ООО «Шерегеш-Проект». В соответствии с п. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса), проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Частью 7 статьи 51 Кодекса, предусмотрено, что «в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления...». К указанному заявлению прилагаются, в том числе, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 52 Кодекса, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Однако, администрацией Калтанского городского округа в нарушение вышеуказанных норм законодательства ООО «Мегастройкомлекс» было выдано разрешение на строительство без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, кроме того, не направлено уведомление о начале строительства жилого ... квартале ..., ... в инспекцию государственного строительного надзора. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление предъявлено прокурором города в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что строительство данного жилого дома в настоящее время не окончено, квартиры гражданам не предоставлены. Между тем, строительство вышеуказанного жилого дома без проведения государственной экспертизы, а также в отсутствие государственного строительного надзора является недопустимым, т.к. не дает возможности оценить конструктивную надежность, эксплуатационную безопасность объекта и как следствие, может повлечь за собой угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Осинники Гордеева О.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика администрации КГО Щуров В.И., действующий на основании доверенности ... от 26.01.2013г. сроком до 31.12.14г., исковые требования не признал и пояснил, что прокурор фактически оспаривает незаконные действия администрации КГО, выраженные в незаконной выдаче разрешения на строительство дома без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также незаконное бездействие, выраженное в не направлении уведомления о начале строительства жилого ... квартале ...... в инспекцию государственного строительного надзора. Подобные споры подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в рамках искового производства. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, можно обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. При проведении проверки в мае 2013г. прокурору стало известно о том, что экспертиза проектной документации не проводилась. Но если прокурор не оспаривает незаконные действия администрации КГО, выраженные в незаконной выдаче разрешения на строительство дома без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также незаконное бездействие, выраженное в не направлении уведомления о начале строительства жилого дома в инспекцию государственного строительного надзора, значит, признает их законными, то оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании организовать проведение экспертизы нет. Необоснованны требования прокурора ... и по существу.
Согласно ч.1 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Но если экспертиза проектной документации необходима, она проводится в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства предусмотрено проведение государственной экспертизы. Часть 1 ст.49 Кодекса является общей в отношении проведения экспертизы (государственной и негосударственной), за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 3, 3.1 ст.49 Кодекса, когда ее проведение не требуется. Часть 2 ст.49 Кодекса предусматривает, в отношении строительства каких домов проведение экспертизы не требуется независимо от средств финансирования. Согласно п.3 ч.2 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Жилой ... квартале 15 ... является многоквартирным, трехэтажным, состоящим из 3-х блоксекций, следовательно, проведение экспертизы не требуется. Частью 3.4 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ устанавливается исключение, которое заключается в том, что объекты, которые планируются к строительству за счет средств бюджетной системы РФ, направляются только на государственную экспертизу, т.е. данная норма ограничивает собственный выбор застройщика обращения в негосударственную экспертизу. Но опять же, это касается тех случаев, когда вообще требуется проведение экспертизы. Если бы рассматриваемый объект капитального строительства - жилой ... квартале 15 имел другие параметры, чем предусмотрено ч.2 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, то прохождение именно государственной экспертизы было бы обязательным, т.к. строительство жилого дома финансируется за счет бюджета.
Представитель третьего лица ООО ««МСК» Орехова И.В., действующая на основании доверенности ... от 21.06.2013г. сроком на один год, не поддержала исковые требования, поддержала доводы представителя ответчика о применении пропуска срока на обращение в суд, пояснила, что истец свои требования обосновывает тем, что в нарушение п. 3.4 ст. 49. ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ администрация Калтанского городского округа выдала разрешение на строительство без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также не направило уведомление о начале строительства жилого ... квартале ...... в инспекцию государственного строительного надзора. Таким образом, прокурор г. Осинники оспаривает незаконные действия администрации Калтанского городского округа, а также незаконное бездействие администрации Калтанского городского округа. Подобные споры подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в рамках искового производства. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В мае-июне 2013 г. прокуратура г. Осинники проводила надзорную проверку по заявлению жителей домов №...,...,...,......, по результатам которой давал правовую оценку необходимости проводить государственную экспертизу проектной документации по строительству жилого ... квартале ....... Обращение жителей датировано от 07.05.2013 г., прокуратура г. Осинники направила 24.05.13г. требование о предоставлении документов, ООО «Мегастройкомплекс» направил ответ и запрашиваемые документы прокурору г. Осинники 07.06.2013 г., прокурор г. Осинники жителям домов №№ ...,...,...,...... 20.06.2013 г. дал ответ. Таким образом, прокуратура ещё в июне 2013 г. знала об отсутствии государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого ... квартале ....... Поскольку срок исковой давности для данных споров составляет три месяца, то исходя из даты ответа жителям домов №№ ...,...,...,...... от 20.06.2013 г., срок исковой давности для предъявленного иска истек 20.09.2013 г. Истец не воспользовался своим правом, установленным ст. 112 ГПК РФ, не подал ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока по уважительным причинам, также как не указал и сами уважительные причины пропуска срока исковой давности. Не требуя признания незаконными действий администрации КГО, выраженных в незаконной выдаче разрешения на строительство дома без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также незаконного бездействия, выраженного в не направлении уведомления о начале строительства жилого дома в инспекцию государственного строительного надзора, нельзя обязать организовать проведение экспертизы. Кроме того, из ответа прокурора от 20.06.13г. на обращение жителей следует, что проведение государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого ... квартале ...... не требуется. Также когда ООО «Мегастройкомплекс» участвовало в аукционе на право строительства трехэтажного жилого дома, при объявлении аукциона не было условия о проведении государственной экспертизы проектной документации, если бы такое условие было, то ООО «Мегастройкомплекс» возможно, не участвовало был в аукционе, т.к. проведение экспертизы требует дополнительных затрат. А т.к. не было такого условия, то при удовлетворении судом требований прокурора все расходы по проведению экспертизы ложатся на заказчика, т.е. на администрацию города. Но дом уже построен, подводятся коммуникации и в ближайшее время будет заселение жильцов. Также в соответствии с п.3 ч.2 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, независимо от средств финансирования, экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Жилой ... квартале ...... является многоквартирным, трехэтажным, состоящим из 3-х блоксекций, следовательно, проведение экспертизы не требуется.
Суд, заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает необходимым отказать прокурору г.Осинники в удовлетворении требований.
Суд установил:
Согласно протокола ... от 02.07.12г. комиссии МКУ «УМИ КГО» был рассмотрен вопрос «О результатах приема заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка под строительство 2-х трехэтажных жилых домов по адресу ..., район ...», была подана одна заявка, комиссия приняла решение передать земельный участок в аренду ООО «Мегастройкомплекс» (л.д.6), 18.02.12г. был заключен договор аренды земельного участка с ООО «МСК» (л.д.7-8).
Администрацией КГО 10.08.12г. была опубликована информация о проведении открытого аукциона в электронной форме «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно, на инвестирование строительства квартир, на участие в аукционе была подана одна заявка от ООО «МСК». В документации об аукционе отсутствуют требования о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации строительства 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ...... (л.д.9-18).
По результатам проведенного открытого аукциона между администрацией Калтанского городского округа (инвестор) и ООО «МСК» (застройщик) 14.09.2012 был заключен муниципальный контракт № ... инвестиционного строительства за счет областного бюджета 30 квартир для переселения жителей из аварийных домов ... (л.д.19-22).
12.07.12г. ООО «МСК» заключил с ООО «Шерегеш-Проект» договор подряда на выполнение проектно-сметной документации строительства 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ......, выдано проектной организации задание, приложены все необходимые документы, работы по разработке проектно-сметной документации были выполнены (л.д.47-129).
14.09.12г. ООО «Мегастройкомплекс» заключило договор с ООО Холдинговой компанией «Новолекс» на проведение строительного контроля по строительству квартир для переселения жителей из аварийных домов в ... (л.д.40-43).
Заместителем главы Калтанского городского округа Р.О.А. 24.09.2012 выдано разрешение № RU ... ООО «Мегастройкомплекс» на строительство 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ......, срок действия данного разрешения продлевался до 31.12.2012г., действие разрешения продлено до 24.06.13г. (л.д.23).
Согласно обращений от 29.03.13г., от 03.06.13г. директора ООО «Мегастройкомплекс» на имя Главы КГО имеется задолженность по оплате работ по строительству жилого ... квартале ...... (л.д.44-46).
Согласно сообщения начальника финансового управления г.Калтан от 27.05.13г. на строительство дома в ... из областного бюджета поступило 29 050 000 руб., перечислено23.646.824,14 руб., застройщику перечислены не все средства в связи с отсутствием заявок от главных распорядителей бюджетных средств на финансирование (л.д.24).
На основании обращений граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья в строящийся дом, прокуратурой г.Осинники была проведена проверка в мае 2013г., по запросу прокурора ООО «МСК» направил в прокурору г.Осинники истребуемые документы. Согласно ответа прокурора г.Осинники от 20.06.13г. на обращение граждан, согласно ч.2 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ не требуется проведение экспертизы проектно-сметной документации строительства 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ......, в связи с этим согласно ст.54 Кодекса государственный строительный надзор не осуществляется. В соответствии со ст.53 Град.Кодекса РФ застройщик заключил договор на проведение строительного контроля с ООО Холдинговой компанией «Новолекс», по результатам строительного контроля нарушения отсутствуют (л.д.132-137).
14.02.14г. прокурор г.Осинники направил представление на имя Главы Калтанского городского округа, в котором указал, что администрацией КГО в нарушение норм законодательства выдано разрешение ООО «Мегастройкомплекс» на строительство 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ......, Калтан без предоставления положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не направлено уведомление о начале строительства жилого дома инспекцию государственного строительного надзора, требует принять меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности зам. Главы Р.О.А. (л.д.25-26).
Согласно ответа от 07.03.14г. Главы КГО прокурору г.Осинники представление рассмотрено 04.03.14г. и удовлетворению не подлежит, т.к. согласно п.3 ч.2 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ, независимо от средств финансирования, экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Жилой ... квартале ... является многоквартирным, трехэтажным, состоящим из 3-х блоксекций, следовательно, проведение экспертизы не требуется (л.д.27).
Кроме того, зам.Главы Рудюк О.А. 04.03.14Г. обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Кемеровской области с вопросом о разъяснении ст.49 Градостроительного Кодекса РФ и необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации на объекты, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетной системы, т.к. согласно результатов прокурорской проверки проектная документация на строительство ... квартале ... подлежала государственной экспертизе (л.д.33). На данное обращение было получено 06.03.14г. разъяснение начальника Главного управления статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которого проведение государственной экспертизы в данном случае не требуется (л.д.32).
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика –администрации КГО об отказе в удовлетворении требований прокурора г.Осинники в виду пропуска 3-х месячного срока. Представитель ответчика считает, что фактически прокурор оспаривает незаконные действия администрации КГО, выраженные в незаконной выдаче разрешения на строительство дома без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также незаконное бездействие, выраженное в не направлении уведомления о начале строительства жилого ... квартале ...... в инспекцию государственного строительного надзора, подобные споры подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а не в рамках искового производства, прокурор пропустил трехмесячный срок обращения в суд с заявлением,
Действительно, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Но прокурор г.Осинники обратился в суд с исковыми требованиями о понуждении ответчика к совершению действий, а не обжалует незаконные действия либо бездействие администрации КГО либо должностных лиц. В связи с этим у суда нет оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора в виду пропуска 3-х месячного срока на обжалование. К тому же, в случае обжалования действий (бездействия) в порядке главы 25 ГПК РФ с пропуском срока суд самостоятельно выясняет причины пропуска срока и заявление стороны по делу о применении срока исковой давности не требуется. О пропуске срока на основании ст.195, 196, 199, 200 ГК РФ сторона по делу – представитель ответчика не заявляет, а представитель третьего лица не является стороной по делу в соответствии со ст.38 ГПК РФ и не может заявлять такие требования.
Суд не может согласиться с доводами истца о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого ... квартале ...... в виду ошибочного толкования норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно ч.1 ст.49 ГрК РФ), проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Часть 1 ст.49 ГрК РФ является общей в отношении проведения экспертизы (государственной и негосударственной), за исключением случаев, предусмотренных ч.2,3, 3.1 ст.49 ГрК РФ, когда ее проведение не требуется.
Действие частей 2, 3, 3.1 ст.49 ГрК РФ распространяется на все объекты независимо от средств финансирования объекта, в том числе и бюджетных средств.
Согласно п.3 ч.2 ст.49 Гр.К РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Согласно ч.3.4 ст.49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Таким образом, частью 3.4 ст.49 ГрК РФ устанавливается исключение, которое заключается в том, что объекты, которые планируются к строительству за счет средств бюджетной системы РФ, направляются только на государственную экспертизу, т.е. данная норма ограничивает собственный выбор застройщика обращения в негосударственную экспертизу. Но опять же, это касается тех случаев, когда вообще требуется проведение экспертизы.
Неправильное толкование ст.49 ГрК РФ подтверждается также следующим. Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в ст.49 ГрК РФ. Ранее в статье 49 ГрК РФ шла речь только о государственной экспертизе проектной документации, согласно п.3 ч.2 ст.49 ГрК РФ ( в прежней редакции) также было указано, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
После внесения изменений в статью 49 Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ в наименовании статьи 49 слово «государственная экспертиза» заменили на слово «экспертиза», часть 1 ст.49 дополнили текстом, что экспертиза проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей предусмотрено проведение государственной экспертизы, в связи с чем статья 49 была дополнена часть. 3.4, в которой указано исключение, когда проводится только государственная экспертиза.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления...». К указанному заявлению прилагаются, наряду с другими документами, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса…
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 52 Кодекса, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В суде установлено, что жилой ... квартале ... является многоквартирным, трехэтажным, состоящим из 3-х блоксекций, данное обстоятельство прокурором не оспаривается, следовательно, не требуется проведение не только государственной, но и негосударственной экспертизы.
К такому выводу прокурор г.Осинники пришел при проверке обращения граждан в мае 2013г. Представитель истца в судебном заседании не отрицал то обстоятельство, что после проверки в мае-июне 2013г. прокурор г.Осинники пришел к выводу, что согласно ч.2 ст.49 Градостроительного Кодекса РФ не требуется проведение экспертизы проектно-сметной документации строительства 3-х этажного многоквартирного жилого ... квартале ......, в связи с этим согласно ст.54 Кодекса государственный строительный надзор не осуществляется.
В виду того, что суд пришел к выводу, что не требуется проведение экспертизы проектной документации строительства дома в соответствии с ч.2 ст.49 ГрК РФ, то не требовалось и предоставление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации при выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства жилого ... квартале ......, не требуется и государственный строительный контроль при строительстве данного дома.
Кроме того, обращаясь с требованиями обязать администрацию Калтанского городского округа организовать проведение государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого ... квартале ......, прокурор не оспаривает незаконные действия администрации КГО либо должностного лица Р.О.А.., выраженные в незаконной выдаче разрешения на строительство дома без предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, ссылаясь при этом на нарушение ч.7 ст.51 ГрК РФ, также не просит признать незаконным бездействие, выраженное в не направлении уведомления о начале строительства жилого дома в инспекцию государственного строительного надзора, ссылаясь на нарушение п.1 ч.1 ст.52 ГрК РФ, не требует признания незаконным аукциона, ссылаясь на нарушение ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении аукциона, следовательно, признает действия и бездействие законными, что является также основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании организовать проведение экспертизы.
Таким образом, следует оказать в удовлетворении требований прокурора г.Осинники обязать администрацию Калтанского городского округа организовать проведение государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого ... квартале .......
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Осинники к администрации Калтанского городского округа об обязании организовать проведение государственной экспертизы проектной документации по строительству жилого ... квартале ...... отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в месячный срок со дна изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2014г.
Федеральный судья: Т.Е.Богрецова