ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-340/2016 от 15.07.2016 Гайнского районного суда (Пермский край)

Дело №2-340/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос. Гайны 15 июля 2016 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе

председательствующего М. А. Гирева,

секретаря судебного заседания Колеговой Т. В.,

заместителя прокурора Гайнского района-Деревянко М. Л.,

представителя ответчика-администрации Гайнского муниципального района - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности разработать и принять порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на объектах, принадлежащих МО «Гайнский муниципальный район» и на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена, а также разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Гайнского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности разработать и принять порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на объектах, принадлежащих МО «Гайнский муниципальный район» и на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена, а также разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. В обоснование своих требований указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, установлено, что органами местного самоуправления Муниципального образования «Гайнский муниципальный район» не реализуются возложенные на них Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» полномочия по созданию условий для обеспечения населения услугами торговли, что также препятствует развитию предпринимательской деятельности.

До настоящего времени, органами местного самоуправления района не утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Вместе с тем, наличие данных схем необходимо в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения.

Кроме того, органами местного самоуправления МО «Гайнский муниципальный район» не утвержден порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, который в силу ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.

Вместе с тем, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, является вопросом местного значения муниципального района, предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в силу п. 25 ч. 1 ст. 15 названного закона, также является вопросом местного значения.

Согласно ст. 10 ФЗ №381-Ф3, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в ч. 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ (ч. 2). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (ч. 3). Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (ч. 4). Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 5).

Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 года №483-п.

В соответствии с п. 6 Положении об управлении муниципальным имуществом, утвержденным Решением Земского Собрания Гайнского муниципального района от 22.03.2006 года №13 администрация Гайнского муниципального района:

6.1. Осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в порядке, определяемом Земским Собранием района.

6.2. Организует разработку и представляет Земскому Собранию на утверждение программы приватизации, другие нормативные акты по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, обеспечивает контроль за их исполнением.

6.3. Решает вопросы по созданию муниципальных предприятий и учреждений с использованием муниципального имущества и средств районного бюджета, а также по реорганизации и ликвидации данных предприятий и учреждений в соответствии с Положением о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

6.4. Утверждает перечни объектов, подготовленные для внесения в Реестр муниципальной собственности.

6.5. Осуществляет иные полномочия в сфере управления муниципальной собственностью района, не отнесенные к компетенции Земского Собрания.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, администрация Гайнского муниципального района, являясь уполномоченным органом от имени муниципального образования по распоряжению имуществом, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязана исполнить указанные требования ФЗ №381-Ф3.

В соответствии со ст. 37 ФЗ №131-Ф3, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 21 Устава Гайнского муниципального района администрация Гайнского муниципального района обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством РФ и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Гайнского муниципального района, в том числе полномочиями в области муниципального контроля, а также полномочиями по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Гайнского муниципального района.

В результате отсутствия нормативного правового регулирования в данной сфере и схемы размещения нестационарных торговых объектов, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей района и субъектов торговой деятельности, в сфере торговли, доступности товаров и услуг.

Отсутствие порядка размещения и использования нестационарных торговых объектов и схемы размещения нестационарных торговых объектов, является одним из препятствий в реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, предусмотренной ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

Ст. 15 Конституции РФ содержит обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Просят суд обязать администрацию Гайнского муниципального района в срок до 31 декабря 2016 года разработать и принять порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на объектах, принадлежащих МО «Гайнский муниципальный район» и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Обязать администрацию Гайнского муниципального района в срок до 31 декабря 2016 года разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 года №483-п;

В судебном заседании прокурор на требованиях, заявленных в иске, настаивает.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Гайнского муниципального района-ФИО4 исковые требования прокурора Гайнского района признала полностью.

В судебном заседании изучены материалы дела.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2).

Признание иска ответчиком и удовлетворение требований истца не противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ, судом ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ. Признание иска ответчиком и принятие его судом обязывает суд вынести решение об удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить.

Обязать администрацию Гайнского муниципального района в срок до 31 декабря 2016 года разработать и принять порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на объектах, принадлежащих МО «Гайнский муниципальный район» и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Обязать администрацию Гайнского муниципального района в срок до 31 декабря 2016 года разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 года №483-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.

Председательствующий: М. А. Гирев

Копия верна: М. А. Гирев