ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-341 от 28.02.2011 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Темрюкский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Темрюкский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу 2-341/11г. (не вступило в законную силу)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Темрюк 28 февраля 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Шинкаревой Л.И.,

при секретаре Белослюдцевой Н.М.,

с участием прокурора Темрюкского района Белошапка Ю.И.,

представителя администрации МО Темрюкский район Худавердовой Н.А.,

представителей управления образованием администрации МО Темрюкский район Скрябиной Г.Н. и Руденко А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темрюкский район о возложении обязанности устранить в полном объеме нарушения прав граждан на предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать администрацию МО Темрюкский район в течение одного года создать дополнительно не менее 2437 мест в муниципальных дошкольных учреждениях.

Заявленные требования обоснованы тем, что во исполнение требований п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних детей дошкольного возраста на общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Проверкой установлено, что на территории МО Темрюкский район в настоящее время действует 48 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в которых имеется всего 4511 мест. Частных детских садов в Темрюкском районе нет. На территории района проживает 9223 ребенка от 0 до 7 лет, из них - 1285 детей от 6 до 7 лет. По состоянию на 1 января 2011 года очередь в дошкольные образовательные учреждения составляет 2437 человека. В г. Темрюке очередь в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1034 человека.

Количество детей, нуждающихся в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях, и необеспеченных ими, в период с 2007 года по настоящее время неизменно возрастает. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Согласно действующему законодательству для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. При этом государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В связи с тем, что определить перечень лиц, права которых нарушены, не предоставляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение мест в образовательных дошкольных учреждениях Темрюкского района, нестабилен вследствие постоянного изменения и дополнения, а кроме того, определение ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение является правом родителей, и на момент предъявления заявления невозможно конкретизировать перечень граждан-родителей, которые могут воспользоваться предоставленным им правом, прокурор Темрюкского района в соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вынужден обратиться в суд с данным заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту прав несовершеннолетних лиц, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно защищать нарушенное право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Белошапка Ю.И., уточнила заявленные требования просила обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район устранить в полном объеме нарушение прав граждан на предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания в течение одного года дополнительных не менее 2437 мест в муниципальных дошкольных учреждениях, сославшись на те же обстоятельства.

Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Худавердова Н.А. согласилась с тем, что на администрацию МО Темрюкский район, как на муниципальный орган, возложена обязанность по созданию мест в дошкольных образовательных учреждениях. Однако обеспечить всех желающих местами в дошкольных учреждениях в течение одного года невозможно, поскольку недостаточно финансирования на эти цели. Увеличение мест возможно через открытие групп семейного воспитания при дошкольных образовательных учреждениях, через лицензирование дополнительных мест, выявленных в соответствии с СанПиН, через развитие, поддержку и лицензирование образовательной деятельности различных форм малого предпринимательства, через участие в долгосрочных целевых программах «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2010 - 2015 годы», позволяющих осуществлять строительство новых детских садов, строительство пристроек, капитальный ремонт ранее не функционирующих групп или дошкольных учреждений, реконструкции, открытия групп в общеобразовательных школах, перепланировку существующих помещений дошкольных учреждений с целью увеличения мест, через организацию частных детских садов. Утвержденные в бюджете муниципального образования расходы составляют 622,2 миллиона рублей, в том числе 359,3 миллиона рублей на образование или 57,7 % расходов бюджета МО Темрюкский район. Согласно статье 92 БК РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового дохода местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам. На 2011 год предельный размер дефицита составляет 38 миллионов рублей, при этом увеличение дефицита до предельного размера позволит увеличить расходы бюджета только для выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений за декабрь месяц 2011 года. На финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными дошкольными образовательными учреждениями МО Темрюкский район на 2011 год утверждено 200,9 миллионов рублей. Объем средств на указанные цели рассчитан исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, МО Темрюкский район имеет непогашенный бюджетный кредит в сумме 192 миллионов рублей, а также обязательства по муниципальным гарантиям в сумме 47 миллионов рублей. Но, несмотря на это, администрацией МО Темрюкский район принимаются все возможные меры к уменьшению количества очереди детей в дошкольные учреждения. Так, администрацией МО Темрюкский район в 2009-2010 г.г. было открыто 7 групп семейного воспитания на базе дошкольных образовательных учреждений № 3, № 11, № 15 г. Темрюка, № 20 ст. Голубицкой (2 группы), № 23 х. Белый и № 27 ст. Вышестеблиевской для 23 детей дошкольного возраста. Согласно решению IV форума по дошкольному образованию в 2011 году в МО Темрюкский район будет создано около 25 групп семейного воспитания, в каждой из которых будет заниматься от 3 и более детей. В рамках районной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Темрюкском районе» на 2011 год утверждено в бюджете муниципального образования Темрюкский район 2,1 миллиона рублей на софинансирование капитального ремонта МДОУ № 3, связанного с увеличением мест. Управлением образования администрации МО Темрюкский район проведена работа по пересчету мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО Темрюкский район в соответствии с пунктом 5 Изменений №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 года № 164, что позволило увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2011 года количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составляло 4511, а по состоянию на 15 февраля 2011 года составило 5920 мест. В результате пересчета количество мест в муниципальных дошкольных учреждениях (города и района) увеличилось на 1409 мест. Кроме того, участвуя в краевой целевой программе «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2010 - 2015 годы» администрацией МО Темрюкский район планируется ввести дополнительно 435 мест в дошкольных учреждениях. В настоящее время выделить дополнительные бюджетные ассигнования на строительство или реконструкцию муниципальных дошкольных образовательных учреждений для предоставления дополнительных, в количестве 2437 мест без увеличения доходов нет возможности. Администрация МО Темрюкский район согласна устранить допущенные нарушения по мере по мере поступления денежных средств из местного и краевого бюджетов на данные цели.

Представители управления образованием администрации МО Темрюкский район, действующие на основании доверенностей, Скрябина Г.Н. и Руденко А.Г. считали, что устранить допущенные нарушения по созданию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в течение одного года невозможно в виду недостаточности финансирования на эти цели. Все заявления граждан о зачислении детей в дошкольные образовательные учреждения на территории района ими принимаются без ограничения и ставятся на учет. Уже в некоторых детских садах созданы дополнительные места для получения детьми дошкольного образования, занятия проходят в группах в течение двух-трех часов, за что воспитатели получают дополнительно заработную плату.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование, закреплено право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

На основании ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что организация дошкольного образования на территории муниципального образования Темрюкский район находится не на должном уровне, о чем свидетельствует наличие очереди на предоставление мест в детских садах, число детей, нуждающихся в дошкольном образовании и не имеющих возможность его получить на бесплатной основе, составляет 2437, в самом городе Темрюке – 1034.

Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Темрюкский район устранить в полном объеме нарушение прав граждан на предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных не менее 2437 мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях являются обоснованными.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Как установлено судом, утвержденные в бюджете МО Темрюкский район на 2011 год расходы составляют 622,2 миллиона рублей, в том числе 359,3 миллиона рублей на образование или 57,7 % расходов бюджета МО Темрюкский район. При этом на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными дошкольными образовательными учреждениями муниципального образования Темрюкский район на 2011 год утверждено 200,9  миллионов рублей. Объем средств на указанные цели рассчитан исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Администрацией МО Темрюкский район уже предпринимаются меры к созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Так, она принимает участие в долгосрочных целевых программах «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2010 – 2015 годы», позволяющих осуществлять строительство новых детских садов, строительство пристроек, капитальный ремонт ранее не функционирующих групп или дошкольных учреждений, реконструкции, открытия групп в общеобразовательных школах, перепланировку существующих помещений дошкольных учреждений с целью увеличения мест (планируется ввести дополнительно 435 мест). Кроме того, ею в 2009-2010 г.г. было открыто 7 групп семейного воспитания на базе дошкольных образовательных учреждений (города и района) для 23 детей дошкольного возраста, а согласно решению IV форума по дошкольному образованию в 2011 году в муниципальном образовании Темрюкский район будет создано около 25 групп семейного воспитания. В рамках районной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Темрюкском районе» на 2011 год утверждено в бюджете муниципального образования Темрюкский район 2,1 миллиона рублей на софинансирование капитального ремонта МДОУ № 3, связанного с увеличением мест.

Администрация МО Темрюкский район вправе направлять средства бюджета МО только на цели, предусмотренные статьями бюджета МО в пределах сумм статей, утвержденных на очередной финансовый год, исходя из наличия средств бюджета МО Темрюкский район, недопустимости использования средств бюджета на иные цели, не предусмотренные Бюджетным Кодексом РФ и действующим законодательством РФ. Вопросы финансирования вышеуказанных мероприятий являются предметом рассмотрения очередных сессий Совета МО Темрюкский район в порядке, предусмотренном Уставом МО Темрюкский район.

При таких обстоятельствах и с учетом уже предпринятых ответчиком мер, суд считает, что следует обязать администрацию МО Темрюкский район устранить допущенные нарушения прав граждан на предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования не в течение одного года, как предлагал прокурор, а по мере поступления денежных средств из местного и краевого бюджетов на данные цели.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать заявление прокурора Темрюкского района обоснованным и обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район устранить в полном объеме нарушение прав граждан на предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных не менее 2437 мест в муниципальных дошкольных учреждениях по мере поступления денежных средств из местного и краевого бюджетов на данные цели.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий (подпись)