ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3411/17 от 19.12.2017 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3411/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

19 декабря 2017 года г.Хабаровск

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего - судьи Черниковой Е.В.,

при секретаре Ковальчук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 ФИО6 о запрете использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска Пантелеев К.Ю. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО2 о запрете использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, мотивируя тем, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска принято участие в организованной МРИФНС России № 6 по Хабаровскому краю проверки ИП ФИО2 в части соблюдения требований ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Так, 11.10.2017г. МРИФНС № 6 совместно с прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска проведена проверка в отношении платежного терминала, принадлежащего ИП ФИО2, расположенного в помещении продуктового магазина по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что указанный платежный терминал осуществляет прием от плательщиков денежных средств в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица платежного агента). В нарушение норм вышеуказанных Федеральных законов, ИП ФИО2 контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала, расположенного по вышеуказанному адресу, не использует, от регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала уклоняется, информация, указанная в информационных блоках платежных терминалов, не содержит всех обязательных реквизитов, а именно: отсутствует значение КПК (криптографический проверочный код), ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защитная), номер ККТ (контрольно-кассовой техники). Выдаваемые платежным терминалом печатные документы не соответствуют требованиям закона: отсутствует наименование документов «кассовый чек», заводские номера кассовых аппаратов. Использование агентом платежных терминалов с нарушением требований действующего законодательства РФ посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежного терминала, поскольку многофункциональное значение совокупности норм вышеуказанных Федеральных законов направлено, в том числен, на непосредственную защиту прав потребителей. В соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 01.04.2010г. прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается. Указанное свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность, осуществляемая ИП ФИО2 посредством платежного терминала № 10114606, расположенного по вышеуказанному адресу, является незаконной и подлежит запрету. На основании изложенного прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска Пантелеев К.Ю. просит суд запретить ИП ФИО2 использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал № 10114606, расположенный в продуктовом магазине по адресу: <...>.

Определением судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 21.11.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы РФ № 6 по Хабаровскому краю.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Кочиева К.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что ответчик был уведомлен о проведении совместной проверки, однако на не присутствовал. До настоящего времени платежный терминал находится в магазине, принимает платежи за сотовую связь. Просит исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель третьего лица МРИФНС № 6 по Хабаровскому краю не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращался.

В судебное заседание ответчик ИП ФИО2 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, возражения против иска не представил, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращался.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на 03.11.2017г., ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.08.2015г. (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), поставлен на учет по месту жительства в ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска, основным видом деятельности которого является деятельность дилерская.

Судом установлено, что в магазине, расположенном по адресу: <...>, установлен платежный терминал № 10114606, осуществляющий прием платежей физических лиц наличными денежными средствами за услуги сотовой связи.

В соответствии с п.п.1-4 ч.1 ст.6 ФЗ № 103-ФЗ от 03.06.2009г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Согласно ч.13 ст.4 ФЗ № 103-ФЗ от 03.06.2009г., платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

В силу положений ч.12 ст.4, ч.4 ст.6 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной кассовой лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

В соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.

Согласно ст.4 вышеуказанного Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, кроме того, должна: быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.

Требования к кассовому чеку и его содержанию определены в ст.5 ФЗ № 103-ФЗ от 03.06.2009г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в соответствии с которой прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

На основании ч.3 ст.6 вышеуказанного ФЗ применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

На основании поручения заместителя начальника МРИФНС России № 6 по Хабаровскому краю № 131 от 11.11.2017г. проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, расположенных у ИП ФИО2 по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что при оплате услуг сотовой связи наличными денежными средствами в сумме 250 руб. через платежный терминал ИП ФИО1, установленный в продуктовом магазине по <адрес>-А в <адрес>, при этом ККТ чек на руки клиенту не выдан, а выдана квитанция от 11.10.2017г. , на которой отсутствуют следующие реквизиты: заводской № ККТ, регистрационный № ККТ, номер фискального накопителя, значение ФД, значение ФП, контрольная лента ККТ не имеется, ККТ в платежном терминале отсутствует, о чем составлен акт от 11.10.2017г.

Таким образом, судом установлено, что ответчик ИП ФИО1 использует для приема платежей сотовой связи платежный терминал , установленный в помещении продуктового магазина по адресу: <адрес>-А, в котором не установлена контрольно-кассовая техника, тем самым ответчик нарушает вышеуказанные нормы действующего законодательства, что приводит к невозможности контроля налоговым органом правильности определения базы налогообложения.

В соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку судом установлено, что осуществляемая ответчиком ИП ФИО1 хозяйственная деятельность посредством платежного терминала является незаконной и подлежит запрету в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 ФИО7 (ОГРНИП ) использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал , расположенный в магазине по адресу: <адрес>-А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 22.12.2017г.

Судья Е.В.Черникова