Дело №РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 июня 2018 г. <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Еремина Н.Н.,
при секретаре Ли А.Р.,
с участием представителей истца – ФИО4,
представителя ответчиков – ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к ГУ МВД России по <адрес>, МВД России, третье лицо – Министерство финансов России, Ликвидационная комиссия ФМС России, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным иском, и просят взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате в размере 358173,71 рубль, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 66843,89 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей в пользу ФИО1, задолженность по заработной плате в размере 417368,83 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 78732,39 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей в пользу ФИО2.
Свои требования мотивирует тем, что истец ФИО1 являясь сотрудником ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы (ФМС России) и замещая должности государственной гражданской службы РФ и должности сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России (согласно списка) с ДД.ММ.ГГГГ не получает заработную плату, соответствующую денежному вознаграждению по занимаемой должности сотрудника органов внутренних дел не восстановленного в своей должности.
Истец ФИО2 являясь сотрудником ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы (ФМС России) и замещая должности государственной гражданской службы РФ и должности сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России (согласно списка) с ДД.ММ.ГГГГ не получает заработную плату, соответствующую денежному вознаграждению по занимаемой должности сотрудника органов внутренних дел не восстановленного в своей должности.
Заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцам до настоящего времени не выплачена.
К делу в качестве соответчика привлечено МВД России.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истцов ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворит по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика – ГУ МВД России по <адрес> и МВД России – ФИО5 в судебном заседании представила письменные возражения на исковые требования ФИО1 и ФИО2, согласно которым, возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено истец ФИО1 являясь сотрудником ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы (ФМС России) и замещая должности государственной гражданской службы РФ и должности сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России (согласно списка) с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 являясь сотрудником ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы (ФМС России) и замещая должности государственной гражданской службы РФ и должности сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России (согласно списка) с ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сфере миграции» ФМС служба упразднена.
Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФМС России, установлен срок завершения ликвидационных мероприятий УФМС России – до ДД.ММ.ГГГГ, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФМС России возложен на МВД России.
В связи с тем, что комплекс мер, необходимых для ликвидации упраздненной ФМС России до конца не был осуществлен, распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р срок завершения ликвидационных мероприятий продлен до ДД.ММ.ГГГГ, МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России. В пункте 4 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что при продлении срока ликвидационных мероприятий на 2017 год утверждение штата УФМС России по <адрес> (территориального органа ФМС России) и тарификация ее сотрудников не предусматривались, финансирование всех мероприятий было возложено на МВД России, при этом включая в состав комиссии члены продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям), а следовательно, подлежали обеспечению их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой)
В порядке ст.142 ТК РФ, приостановка работы государственными служащими не допускается даже при условии нарушения выплаты заработной платы ликвидационные комиссии центрального аппарата и территориальных органов ФМС России продолжали выполнять ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период с 2018-2019 годов» код главы 182 не предусмотрен, в связи с чем ликвидационной комиссией ФМС России лицевые счета ФМС России в органах федерального казначейства закрыты в декабре 2016 года.
Пунктом 4 Распоряжения 296-р ответственными за совершение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнение определено МВД России.
Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № РД-П4-2040 поручено МВД России, обеспечить в срочном порядке необходимы выплаты членами ликвидационной комиссии ФМЧ России за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств, а Минфину России предусмотреть компенсацию затраченных МВД России бюджетных средств на указанные цели при корректировке федерального бюджета на соответствующий период.
В связи с неисполнением МВД России Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № РД-П4-2040,письмом заместителя руководителя аппарата правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н-П4, направленными в адрес МВД России представлено указание о неукоснительном исполнении данного поручения Правительства РФ, направленного на завершение проводимых ликвидационных мероприятий.
Распоряжением ФМС России утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по <адрес>, одними из членов которых являются ФИО1 и ФИО2
Мероприятия по ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> были завершены ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
По мнению суда, требования ФИО1 и ФИО2 подлежат частичному удовлетворению в отношении ответчика МВД России по следующим основаниям.
Указ Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, принятые во исполнение Указа распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ определили, что МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС России; МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России; финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Таким образом, именно МВД России, в чьем бюджете предусмотрено финансовое обеспечение ликвидационных мероприятий, в том числе, осуществление материально-технического и информационного обеспечения деятельности ликвидационных комиссий, несет обязанность по осуществлению выплат денежного содержания членам ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, не принятых на службу в органы внутренних дел РФ.
Возложение ответственности на МВД России, как на главного распорядителя средств федерального бюджета, не противоречит требованиям ст. 158 БК РФ.
Оснований для взыскания денежного содержания с УМВД России по <адрес> суд не усматривает, каких-либо нормативных актов, возлагающих на Управление обязанность осуществлять выплаты денежного содержания членам ликвидационной комиссии УФМС по <адрес>, суду не предоставлено.
Федеральная миграционная служба как главный администратор доходов федерального бюджета отсутствует в перечне главных администраторов доходов, что отражено в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Согласно ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
По смыслу пункта 5 распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р сотрудники упраздняемой ФМС России, включенные в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, имеют право на сохранение денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) по ранее занимаемым ими должностям, то есть на обеспечение их денежным довольствием в том размере, в котором оно выплачивалось им на дату упразднения ФМС России с учетом должности и присвоенного звания.
Кроме того согласно распоряжения ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № НС-1/9-453 в целях материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, исполняющих обязанности председателей и заместителей председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России производить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату в следующих размерах: председатель ликвидационной комиссии 40000 рублей; заместитель председателя ликвидационной комиссии 30000 рублей. Премирование, предусмотренное настоящим приказом, осуществлять за счет экономии в пределах средств, выделяемых территориальному органу ФМС России и пропорционально отработанному времени (л.д.8)
Вместе с тем, в размер денежного содержания не может быть включена ежемесячная стимулирующая выплата в размере 30 000 руб., установленная распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная выплата должна была осуществляться за счет экономии в пределах средств, выделяемых территориальному органу ФМС России, то есть сверх установленного фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной миграционной службы, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Статьей 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрено, что Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Таким образом, принимая во внимание расчеты, представленные представителем ликвидационной комиссии ФМС России по <адрес>, которые проверены судом и признаны арифметически верными, в связи с тем, что денежное довольствие истцам не выплачивалось,было допущено нарушение сроков выплаты заработной платы, суд полагает возможным взыскать с МВД России в пользу ФИО1, задолженность по заработной плате в соответствие с занимаемой должностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 358173,71 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 66843,89 рублей. С МВД России в пользу ФИО2, задолженность по заработной плате в соответствие с занимаемой должностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 417368,83 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 78732,396 рублей.
В порядке ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо о подлежащего возмещению имущественного вреда.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлены неправомерные действия ответчика МВД России, выражающиеся в задержке выплаты истцам заработной платы, суд полагает, что требования истцов ФИО2 и ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда также подлежат удовлетворению.
При определении размера такой компенсации суд исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывает объем и характер причиненных истцам нравственных страданий, степень вины ответчика, то обстоятельство, что задержка выплаты заработной платы лишает истцов права на достойную жизнь и ставит их в неблагоприятное материальное положение; также учитывает требования разумности и справедливости и полагает, что размере компенсации морального вреда в данном случае следует ограничить суммой в 3000 рублей в пользу каждого из вышеуказанных истцов.
Доводы представителя ответчика МВД России об отсутствии трудовых отношений с истцами, являющимися членами ликвидационной комиссии УФМС России по <адрес>, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании денежного содержания с МВД России и возложении данной обязанности на ликвидационную комиссию ФМС России, являются несостоятельными. Как было указано выше, финансирование ликвидационных мероприятий на 2017 год было возложено на МВД России, доказательств выделения на текущий год ликвидационной комиссии ФМС России, в том числе, для оплаты ее членов ответчиком не представлено, при этом договор гражданско-правового характера на выполнение возложенных на ликвидационную комиссию обязательств УМВД России по <адрес> с истцами не заключался.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
На основании указанной нормы закона решение в части взыскания в пользу ФИО1 с МВД России задолженности по денежному содержанию в течение трех месяцев в размере 136131 рубля 60 копеек, в пользу ФИО2 с МВД России задолженности по денежному содержанию в течение трех месяцев в размере 174403 рублей 20 копеек, подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 152, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2 к МВД России, третье лицо – Министерство финансов России, Ликвидационная комиссия ФМС России, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с МВД России в пользу ФИО1, задолженность по заработной плате в соответствие с занимаемой должностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 358173,71 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 66843,89 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с МВД России в пользу ФИО2, задолженность по заработной плате в соответствие с занимаемой должностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 417368,83 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 78732,396 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований ФИО1, ФИО2 к МВД России – отказать.
Решение суда в части взыскания задолженности по заработной плате в течении трех месяцев в пользу ФИО1 с МВД России в размере 136131 рубля 60 копеек, в пользу ФИО2 с МВД России в размере 174403 рублей 20 копеек, подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ГУ МВД России по <адрес> о взыскании заработной платы компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н. Еремина