РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 октября 2018 года Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО5,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании демонтировать рекламную конструкцию,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ИП ФИО2 об обязании демонтировать рекламную конструкцию, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проверено исполнение требований законодательства о рекламе индивидуальным предпринимателем ФИО2, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о рекламе. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> при осуществлении осмотра установлено, что на фасаде здания по адресу: <адрес> установлена и эксплуатируется рекламная конструкция с перечислением оказываемых услуг (работ) в магазине «Пивное место». Установлено, что в магазине «Пивное место» по адресу: <адрес> предпринимательскую деятельность осуществляет ИП ФИО2 (ИНН <***>). Согласно объяснениям ФИО2 указанная рекламная конструкция принадлежит ей, разрешения органа местного самоуправления на установку рекламы у нее не имеется. Проверкой установлено, что Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <адрес> не выдавалось. Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО2 при осуществлении своей предпринимательской деятельности по адресу: <адрес> допущены нарушения законодательства о рекламе, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О рекламе». Просит суд обязать ответчика - Индивидуального предпринимателя ФИО2 в трехдневный срок с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать рекламные конструкции на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО5, уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика - Индивидуального предпринимателя ФИО2 в трехдневный срок с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать рекламные конструкции: «Пивное место Магазин пива, рыбы и снеков», «Магазин пива рыбы и снеков Пивное место режим работы 10.00-22.00 ИП ФИО9» по адресу: <адрес>. (л.д. 50-52). Так же был представлен акт обследования рекламных конструкций и вывесок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53).
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседание исковые требования не признал, по основаниям изложенным в возражении (л.д.34) по существу пояснил, что подобные вывески «Пивное место» по адресу: <адрес> не считаются рекламой, а обозначают как коммерческое обозначение, фирменное наименование магазина, допускается наличие двух вывесок на магазине. Две вывески не являются рекламой. А то, что изображено ниже с изображением пивной кружки с содержимым не говорит о том, что это пиво, возможно, это другой напиток, никаких названий в данной вывеске не содержится. Если бы это была реклама, то была бы более подробная информация, которая могла идентифицировать конкретный товар. Что касается акта обследования рекламных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ, где обследовались рекламные конструкции, то в акте не указано, на каком основании производилось обследование, полномочия лиц, которые составляли этот акт, акт составлен в отсутствии ИП, либо его представителя, не скреплен печатью администрации <адрес>, кроме того, из представленных фото, которые приложены к этому акту, нет привязки к месту, т.е. не видно адреса Федеральная антимонопольная служба по <адрес> (ФАС), контролирующий орган, в дополнительном отзыве на исковое заявление <адрес> указал, что в данном конкретном случае, это является вывеской, а не рекламой.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, Администрация Советского внутригородского района <адрес>ФИО7 в судебном заседание пояснила, что подобные вывески «Пивное место» по адресу: <адрес> считаются рекламой. На вывесках допускаются размещение информации разрешенной в ст. 9 Закона «О защите прав потребителей».
Привлеченные к участие в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представили письменный отзыв, в котором просят рассмотреть дело без их участия (л.д.38-40), а так же дополнение к отзыву (л.д.42-44).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору, представлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах» (л.д.14-15).
<адрес> проверено исполнение требований законодательства о рекламе индивидуальным предпринимателем ФИО2, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о рекламе.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> при осуществлении осмотра установлено, что на фасаде здания по адресу: <адрес> установлена и эксплуатируется рекламная конструкция с перечислением оказываемых услуг (работ) в магазине «Пивное место» (л.д.4, 7).
В указанном магазине «Пивное место» по адресу: <адрес> предпринимательскую деятельность осуществляет ИП ФИО2 (ИНН <***>).
Согласно опроса от ДД.ММ.ГГГГФИО2, указанная рекламная конструкция принадлежит ей, разрешения органа местного самоуправления на установку рекламы у нее не имеется. В опросе так же указано, что ФИО2 полагает, что указные конструкции являются вывеской, а не рекламой (л.д.19).
Проверкой установлено, что Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <адрес>, не выдавалось (л.д.22)
В силу ч.4 ст.27, ч.3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ « О рекламе » регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона "О рекламе".
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно письма ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ №АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с "бегущей строкой" или подсветкой.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Таким образом, размещение уличной вывески с коммерческим обозначением юридического лица «Пивное место» в качестве обозначения места входа на фасаде здания, где расположено арендуемое ИП ФИО2 нежилое помещение, с указанием режима работы с 10.00-22.00 указанием профиля и деятельности «Магазин пива рыбы и снеков» носит информационный характер, и не является нарушением Закона о рекламе. Кроме того, размещение вывесок (письмо ФАС от ДД.ММ.ГГГГ № АК/6745) на многоквартирных домах не требует дополнительного согласования, а, следовательно, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО3 об обязании демонтировать рекламную конструкцию отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий: Е.Ю. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.