ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3413/2013 от 21.02.2014 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

     ДД.ММ.ГГГГ

  г. Георгиевск

      Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

   Председательствующего судьи

  Лавренченко Т.А.,

   при секретаре

  Мальцевой О.А.,

   с участием

    прокурора

  Бош В.В.,

   представителя ответчика по доверенности

  Виниченко В.А.,

   представителя третьего лица по доверенности

  Бахшиян Э.В.,

 рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Георгиевска Ставропольского края об оспаривании бездействия и понуждении к исполнению обязанности,

 У С Т А Н О В И Л:

 Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Георгиевска, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г.Георгиевска, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию проезжей части участка автомобильной дороги по <адрес>, № <адрес> незаконным и обязать администрацию г.Георгиевска устранить выявленные несоответствия ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на указанных участках, а именно: восстановить дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в количестве двух штук на автобусной остановке по <адрес>, №1, и обеспечить дальнейшее содержание данного участка автодороги в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.

 В обоснование заявленных требований Георгиевский межрайонный прокурор указал, что в декабре 2013 года ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» проведено обследование улично-дорожной сети г.Георгиевска, в результате которого было установлено, что участок автомобильной дороги по улице <адрес> г.Георгиевска не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

 В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 Согласно ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 В силу положений ст.12 указанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» в адрес начальника МКУ «УЖКХ г.Георгиевска» были направлены предписания о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков содержания автомобильной дороги по <адрес>, а именно установления дорожных знаков 5.16 на указанном участке дороги в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения в предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 сроки. Однако мер по устранению выявленных нарушений принято не было, в установленные сроки предписания ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» не выполнены.

 В судебном заседании помощник Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила суд их удовлетворить.

 Представитель ответчика - администрации <адрес> – ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора и пояснил суду, что в результате обследования улично-дорожной сети <адрес> были выявлены несоответствия автомобильной дороги по <адрес> требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», наличие которых он не оспаривает. Не оспаривает также обязанность администрации <адрес>, предусмотренную ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в границах муниципального образования.

 Распоряжением администрации г.Георгиевска №728-р от 16 ноября 2011 года в целях урегулирования отношений, связанных с решением задач в области жилищно-коммунального хозяйства на территории г.Георгиевска, на МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» возложены полномочия муниципального заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и реконструкции уличного освещения, ремонта и содержания дорог и тротуаров по исполнению муниципального заказа города в части организации договорных отношений с подрядными организациями вне зависимости от форм собственности с последующим технически надзором за производством работ, оказания услуг за счет средств бюджета г.Георгиевска.

 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» в адрес начальника МКУ «УЖКХ г.Георгиевска» были направлены представления о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги по <адрес>, № <адрес>, а именно о необходимости восстановления дорожных знаков в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

 Однако до настоящего времени выявленные нарушения ни администрацией г.Георгиевска, ни МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» не устранены, поскольку восстановление дорожных знаков осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то есть путем проведения аукциона с последующим заключением муниципального контракта, а потому связано со значительными временными затратами. Считает, что при сложившейся ситуации неисполнение администрацией г.Георгиевска представлений ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» нельзя признавать бездействием, так как оно связано только с невозможностью исполнения требования предписаний в установленные в них сроки.

 Представитель третьего лица – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Георгиевска – ФИО4 в разрешении исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора полагалась на усмотрение суда.

 Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский», надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

 Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

 В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

 В силу ст.ст.12, 21 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

 Согласно п.5 ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

 В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

 Распоряжением администрации г.Георгиевска №728-р от 16 ноября 2011 года в целях урегулирования отношений, связанных с решением задач в области жилищно-коммунального хозяйства на территории г.Георгиевска, на МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» возложены полномочия муниципального заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и реконструкции уличного освещения, ремонта и содержания дорог и тротуаров по исполнению муниципального заказа города в части организации договорных отношений с подрядными организациями вне зависимости от форм собственности с последующим технически надзором за производством работ, оказания услуг за счет средств бюджета г.Георгиевска.

 Решением думы города Георгиевска №241-27 от 10 декабря 2013 года создано Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Георгиевска и утверждено Положение о нем, в соответствии с которым функции по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах города Георгиевска возложены на вновь созданное управление. Кроме того на Управление возложены полномочия муниципального заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и реконструкции уличного освещения, ремонта и содержания дорог и тротуаров по исполнению муниципального заказа города в части организации договорных отношений с подрядными организациями вне зависимости от форм собственности с последующим технически надзором за производством работ, оказания услуг за счет средств бюджета г.Георгиевска.

 Как установлено судом, в декабре 2013 года ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» проведено обследование улично-дорожной сети г.Георгиевска, в результате которого было установлено, что участок автомобильной дороги по <адрес> № <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: отсутствуют дорожные знаки: 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».

 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» в адрес начальника МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» были направлены представления о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги по <адрес>, № <адрес>, путем установления дорожных знаков 5.16 в количестве двух штук в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

 Однако до настоящего времени указанные нарушения ни администрацией <адрес>, ни Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> не устранены.

 Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными судом материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

 В судебном заседании представитель администрации г.Георгиевска наличие указанных нарушений и обязанность органа местного самоуправления по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования, по обеспечению их соответствия установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам признал.

 Довод представителя администрации г.Георгиевска о том, что при сложившейся ситуации неисполнение органом местного самоуправления предписаний ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» не является бездействием, поскольку обусловлено необходимостью заключения муниципального контракта, что предполагает проведение аукциона и требует значительных временных затрат, является несостоятельным и не может быть принят судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

 В соответствии с ч.1 ст.401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

 По мнению суда, администрация г.Георгиевска не проявила той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и не предприняла все возможные меры для своевременного и надлежащего исполнения возложенной на нее обязанности.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Георгиевска Ставропольского края о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности - удовлетворить.

 Признать бездействие администрации г.Георгиевска Ставропольского края, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию проезжей части участка автомобильной дороги по <адрес>, № <адрес> незаконным.

 Обязать администрацию г.Георгиевска Ставропольского края устранить выявленные недостатки улично-дорожной сети в границах г.Георгиевска, а именно: на автобусной остановке по <адрес>, № - восстановить дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», а также обеспечить дальнейшее содержание указанного участка автодороги в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

 Судья                              Лавренченко Т.А.