ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3415/2016 от 16.06.2016 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело №2-3415/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Потякиной А.Н.

при секретаре Мальцевой Г.А.

с участием помощника прокурора Захаровой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска в интересах ФИО1 к АО «Бийскэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурора города Бийска обратился в суд в интересах ФИО1 к АО «Бийскэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет.

В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой города Бийска проведена проверка по обращению жильцов дома по ул.Советская, 197/2 в г.Бийске по вопросу оплаты горячего водоснабжения на общедомовые нужды.

Установлено, что данный дом находится в управлении ООО «УК «Теплый дом». АО «Бийскэнерго» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по горячему водоснабжению на территории г.Бийска, в том числе жильцам дома по указанному адресу, а также производит расчет и начисление потребителям платы за горячее водоснабжение.

Ссылаясь на ст.ст.153, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса РФ полагал, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Отсутствие договора, заключенного в письменной форме, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для содержания и использования общего имущества многоквартирного дома, не влечет для собственника жилого помещения обязанности оплаты стоимости такой услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, поскольку установление иного порядка внесения платы вопреки требованиям жилищного законодательства будет свидетельствовать о возложении на потребителя- гражданина обязанности по оплате коммунальной услуги ненадлежащему лицу.

Таким образом, действия АО «Бийскэнерго» по начислению и взиманию платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жильцам дома по ул.Советская, 197/2 в г.Бийске являются незаконными.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких либо материальных последствиях правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин.

Просил признать незаконными действия АО «Бийскэнерго» по начислению и взиманию с ФИО1, проживающей в многоквартирном доме по ул.Советская, 197/2 в г.Бийске, платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать АО «Бийскэнерго» произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение ФИО1, исключив начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ, прекратить незаконные действия по начислению платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды ФИО1

Участвующий в деле помощник прокурора Захарова Н.Е., дав аналогичные пояснения, уточнила исковые требования в части даты, с который действия АО «Бийскэнерго» должны быть признаны незаконными и должен быть произведен перерасчет платы за горячее водоснабжение- ДД.ММ.ГГГГ (начало периода, с которого ФИО1 производится начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды).

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по изложенным основаниям, просила их удовлетворить.

Ответчик- представитель АО «Бийскэнерго» по доверенности ФИО2, исковые требования прокурора города Бийска в интересах ФИО1 не признал, суду пояснил, что собственники многоквартирных жилых домов могут напрямую оплачивать коммунальные услуги по горячему водоснабжению, использованные на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Из ч.7.1 ст.155, ч.1 ст.157, ч.12 ст.161 Жилищного кодекса РФ, п.14, подпункта «б» п.17 Правил от 6 мая 2011 года №354, п.4 Правил от 14 февраля 2012 года №124 следует, что управляющая организация может и должна приступить к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме только после заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией. До этого срока коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанностей, предусмотренных п.п.4, 5, 6 Правил №124, не является основанием для ресурсоснабжающей организации прекратить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды.

От управляющей организации ООО «УК «Теплый дом» в адрес АО «Бийскэнерго» не поступало заявок (писем) о заключении договора ресурсоснабжения (на поставку коммунальных ресурсов).

В рассматриваемом случае между АО «Бийскэнерго» и управляющей организацией письменного договора не заключено, фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети также отсутствуют. Следовательно, у общества нет правовых оснований для прекращения начислений собственникам помещений многоквартирного дома платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, использованные на общедомовые нужды, как этого требует истец. Также нет правовых оснований для прекращения или изменения существующих фактически сложившихся договорных отношений с потребителями- собственниками многоквартирного дома.

В случае, если АО «Бийскэнерго» прекратит начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, а управляющая организация к этому не приступит в силу отсутствия материально- технической базы или по каким либо другим причинам, то будут нарушены права самих собственником многоквартирного дома, поскольку они не освобождены от уплаты указанных платежей, а размер таких платежей не будет никем определен. Также будут нарушены права АО «Бийскэнерго», как лица, оказывающего коммунальные услуги, оплата за которые не будет производиться.

Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель АО «Бийскэнерго» по доверенности ФИО3 исковые требования прокурора города Бийска в интересах ФИО1 также не признала по основаниям, изложенным представителем ФИО2, просила в иске отказать.

Третье лицо- представитель ООО «УК «Теплый дом», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка третьего лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения помощника прокурора Захаровой Н.Е., истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2 и ФИО3, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.4 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

В силу положений ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 указанного Кодекса.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

По делу установлено, что ФИО1 является собственником квартиры в доме по ул.<адрес> на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, истец в данном жилом помещении зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает в нем.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома №197/2 по ул.Советская в г.Бийске по результатам внеочередного общего собрания собственников помещений приняты решения о выборе управляющей организации, утверждении проекта договора обслуживания дома и утверждение тарифа на обслуживание дома. Так, управляющей организацией выбрано ООО «УК «Теплый дом», утвержден тариф на обслуживание дома в размере 12 руб. 74 коп. за 1 кв.м общей площади.

Договор управления эксплуатацией многоквартирного дома (содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома) был заключен ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «Теплый дом» и председателем Совета дома №197/2 по ул.Советская в г.Бийске.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом №197/2 по ул.Советская в г.Бийске находится в управлении ООО «УК «Теплый дом».

Ресурсоснабжающей организацией и лицом, оказывающим услуги по горячему водоснабжению на территории г.Бийска, в том числе для собственников помещений указанного многоквартирного дома, является АО «Бийскэнерго».

Истцу ФИО1 в АО «Бийскэнерго» открыт лицевой счет , из которого видно, что расчет и начисление платы за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды, производит АО «Бийскэнерго». Начисление на общедомовые нужды производится с ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь с иском в суд и заявляя вышеуказанные исковые требования, прокурор города Бийска, действующий в интересах ФИО1, исходит из того, что действующее законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), а начисление платы истцу ресурсоснабжающей организацией приводит к нарушению прав первой.

Однако, суд не может согласиться с доводами истца.

Так, ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, действующей в редакции до 30 июня 2015 года, было предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Однако, 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон №176-ФЗ от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)», содержащиеся в ст.7.1 Жилищного кодекса РФ, исключены.

Этим же Федеральным законом №176-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены изменения в п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154, ч.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ, согласно которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Вместе с тем, на основании Федерального закона №73-ФЗ от 30 марта 2016 года положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) применяются с 1 января 2017 года.

На основании п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, как указано в п.п. 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

В судебном заседании установлено, что собственники многоквартирного дома №197/2 по ул.Советская в г.Бийске не принимали на общем собрании решения о внесении платы за все или некоторые услуги ресурсоснабжающим организациям. Вместе с тем, решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 14 июня 2014 года собственники установили тариф на обслуживание дома в размере 12 руб. 74 коп., который не включает в себя плату за горячу воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме. При этом, предметом договора управления эксплуатацией многоквартирного дома (содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома) от 1 июня 2014 года является оказание ООО «УК «Теплый дом» по заданию и в интересах заказчика за согласованную плату услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (управление эксплуатацией), а также дополнительных услуг, в том числе по текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с целью: обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания лиц, пользующихся жилыми и нежилыми помещениями, сохранения рыночной стоимости, эксплуатационных, инженерных и технических характеристик многоквартирного дома с оптимальными затратами в течение действия договора (п.2.1). Управление эксплуатацией многоквартирного дома может включать в себя следующие услуги: организация содержания общего имущества многоквартирного дома, организация проведения текущего и капитального ремонта, организация реализации решений вопросов использования общего имущества.

Таким образом, совокупность собранных по делу доказательств позволяет сделать вывод о том, что ООО «УК «Теплый дом» с 1 июня 2014 года по настоящее время осуществляет услуги и работы только по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме №197/2 по ул.Советская в г.Бийске. Доказательства обратного стороной истца не представлены.

Данные выводы суда также основаны на следующем.

П.4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года №124, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Из содержания данной нормы следует, что в договоре управления, заключенном между управляющей организацией и собственниками многоквартирного дома, должна быть предусмотрена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. В этом случае управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения, заключение которого является обязательным в силу п.12 ст.161 Жилищного кодекса РФ, п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

Согласно п.12 ст.161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

В силу п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как указано выше, договором управления эксплуатацией многоквартирного дома (содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома) от 1 июня 2014 года, заключенным между ООО «УК «Теплый дом» и Председателем совета многоквартирного дома №197/2 по ул.Советская в г.Бийске, не предусмотрена обязанность управляющей организации по предоставлению потребителям данного дома коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения на общедомовые нужды.

Соответственно, при отсутствии заключенного договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, в данном случае АО «Бийскэнерго», управляющая организация- ООО «УК «Теплый дом», фактически не может оказывать коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения потребителя многоквартирного дома, в котором проживает истец ФИО1

С учетом изложенного и положений п.п.14 и 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, в период, когда управляющая организация заключила договор управления и начала управлять многоквартирным домом, но не заключила договор с ресурсоснабжающей организацией, коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, которая на период до заключения договора с управляющей организацией и определения даты начала поставки коммунального ресурса признается исполнителем коммунальных услуг.

Таким образом, на период до заключения договора поставки коммунального ресурса с ООО «УК «Теплый дом» и определения даты начала поставки коммунального ресурса по такому договору АО «Бийскэнерго» предоставляет потребителям в многоквартирном доме №197/2 по ул.Советская в г.Бийске коммунальные услуги,

В силу п.6, подпункта «а» п.9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

С учетом приведенных норм следует вывод о том, что в данном случае предоставление коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения, в том числе на общедомовые нужды, ФИО1 оказывает АО «Бийскэнерго», а не ООО «УК «Теплый дом».

П.18 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, в настоящее время не исключена возможность сохранения прямых договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Во всех случаях, когда ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления при отсутствии заключенного ею договора ресурсоснабжения с управляющей организацией в случаях, допускаемых жилищным законодательством, такая ресурсоснабжающая организация вправе, в соответствии с подпунктом «а» п.32 и п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом (нежилом) помещении и на общедомовые нужды. При этом, в соответствии с абзацем 4 п.44 указанных Правил объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное, доводы прокурора города Бийска, обратившегося в суд в интересах ФИО1, в части того, что действующим законодательством установлен прямой запрет на внесение платы за услуги на общедомовые нужды потребителями непосредственно на счет ресурсоснабжающей организации судом отклоняются. Поскольку в данном случае исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является АО «Бийскэнерго», то его действия по расчету и начислению платы за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды, истцу ФИО1 не противоречат требованиям действующего жилищного законодательства, в силу чего они не могут быть признаны незаконными. При этом суд учитывает, что начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, производится АО «Бийскэнерго» с 1 июля 2015 года, то есть с даты после внесения изменений в ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ защите в судебном порядке подлежат только нарушенные или оспоренные права.

При разрешении данного спора прокурор города Бийска и ФИО1 не представили доказательства того, что в результате действий АО «Бийскэнерго» по начислению с 1 июля 2015 года платы за горячее водоснабжение, потребляемое при использовании общего имущества в многоквартирном доме №197/2 по ул.Советская в г.Бийске, нарушены права истца.

Обязанность оплаты потребителем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, предусмотрена п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, согласно которому потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

П.48 данных Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, на истца ФИО1 в любом случае возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не зависимо от того, какой организации эта оплата будет производиться: ресурсоснабжающей организации- АО «Бийскэнерго» либо управляющей организации- ООО «УК «Теплый дом».

Как установлено по делу, истец ФИО1 производит оплату за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с 1 июля 2015 года по настоящее время в АО «Бийскэнерго», задолженность у нее отсутствует. При этом, ООО «УК «Теплый дом» не производит расчет и начисление платы за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды. Обязательное включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов, которые осуществляет управляющая организация, на оплату горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будет применяться только с 1 января 2017 год. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствует двойное начисление данной платы для истца.

Согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.

Доводы прокурора города Бийска и истца ФИО1 о том, что начислением платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды нарушаются права последней как собственника и потребителя коммунальной услуги в результате того, что такие действия осуществляет АО «Бийскэнерго», являющееся ресурсоснабжающей организацией, не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку сам по себе факт начисления платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не свидетельствует о наличии какой-либо объективной и реальной угрозы и негативных последствий, действительно нарушающих права ФИО1 В случае освобождения истца от такой обязанности внести плату за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в АО «Бийскэнерго», она обязана будет произвести оплату за данные потребленные коммунальные услуги за тот же период и в том же размере в ООО «УК «Теплый дом». В настоящее время спор между АО «Бийскэнерго» и ООО «УК «Теплый дом» о порядке и способе платы за потребленные коммунальные услуги собственниками многоквартирного дома №197/2 по ул.Советская в г.Бийске отсутствует.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

В данном случае требования о возложении на АО «Бийскэнерго» обязанности произвести перерасчет за горячее водоснабжение, исключив начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с 1 июля 2015 года, и прекратить незаконные действия по начисления данной платы не могут быть признаны соразмерным способом защиты.

Ввиду изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать прокурору города Бийска в интересах ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н.Потякина