Дело № 2-3415/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 28 июня 2022 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.,
при секретаре Иванове Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» обратилось в суд с иском, указанным выше, просило взыскать с ответчика ФИО1 денежные средства в размере 250000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 ноября 2021 года между истцом и ФИО1 заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде денежной выплаты в размере 250000 рублей. Ответчик в свою очередь принял на себя обязательства осуществлять мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации и осуществлять предпринимательскую деятельность. ФИО1 в установленные контрактом сроки не были выполнены обязательства по социальному контракту, а именно не представлены документы, подтверждающие расходование выделенных денежных средств на реализацию мероприятий, предусмотренных контрактом, а также доказательства выхода из трудной жизненной ситуации. 29 марта 2022 года в его адрес было направлено предупреждение о последствиях непредоставления документов, предусмотренных Порядком и социальным контрактом. Решением от 18 мая 2022 года действие социального контракта прекращено досрочно в связи с невыполнением ответчиком возложенных на него обязательств, в связи с чем ответчику предъявлена образовавшаяся задолженность.
В судебном заседании представитель ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, указав, что в том числе ввиду того, что право собственности на автомобиль не оформлено за ответчиком, ввиду прекращения действия социального контракта с 18 мая 2022 года, и непредоставления документов, подтверждающих выход из тяжелой жизненной ситуации.
Ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, указав, что в рамках реализации социального контракта зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, им приобретен автомобиль, тем самым условия контракта фактически выполнены, автомобиль не поставлен на регистрационный учет, поскольку он попал в нем в ДТП, услуги перевозки пассажиров им оказывались путем частного извоза. Также им оказываются услуги по маркетплейсу, по результатам деятельности которого поступают на расчетный счет денежные средства.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в преамбуле указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Условия и порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, определены Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, Перечнем мероприятий программы социальной адаптации, утвержденного Постановлением Правительства РМЭ от 31 декабря 2019 года № 442.
Согласно п.4 данного Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства РМЭ от 31 декабря 2019 года № 442 (c изм. утв. постановлением Правительства РМЭ № 113 от 19 марта 2021 года, № 521 от 06 декабря 2021 года) социальный контракт - соглашение между семьей (гражданином) и государственным казенным учреждением Республики Марий Эл, предоставляющим меры социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл в соответствии с которым учреждение обязуется оказать семье (гражданину) государственную социальную помощь, а семья (гражданин) обязуется исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.
Судом установлено, что 11 октября 2021 года ФИО1 обратился в ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» с заявлением о предоставлении государственной помощи на основании социального контракта.
Решением ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл» от 10 ноября 2021 года ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.
11 ноября 2021 года между ФИО1 и ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» заключен социальный контракт № 512, в соответствии с которым государственное учреждение обязуется оказать Получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
ФИО1 в ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл» предоставлен бизнес план, а именно технико-экономическое обоснование проекта «Легковое такси. Осуществление транспортного обслуживания населения Республики Марий Эл легковым автотранспортом». Стоимость проекта 270000 рублей.
Согласно условиям Программы социальной адаптации, утвержденной ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл» 8 октября 2021 года, ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл» предоставляет ФИО1 государственную социальную помощь по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 рублей.
Согласно п. 3 Социального контракта государственная социальная помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляется: в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 рублей; денежных средств на оплату обучения в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, но не более 30000 рублей.
Программой социальной адаптации предусмотрена смета затрат на приобретение техники: легкового автомобиля стоимостью 250000 рублей.
В качестве ожидаемой эффективности проведенных мероприятия указано: выход малоимущей семьи (гражданина) на более высокий уровень жизни за счет активных действий граждан для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.
По условиям данного социального контракта размер государственной социальной помощи составил 250000 рублей, факт перечисления ФИО1 которой подтверждается реестром от 20 декабря 2021 года, и не оспаривалось ответчиком.
29 марта 2022 года ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл» направило ФИО1 предупреждение о досрочном прекращении социального контракта в случае непредоставления истцом до 05 апреля 2022 года документов о постановке на учет в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидyaльного предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, документов о полном целевом расходовании выделенных ответчику средств и не предоставлении разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на легковом такси.
Ответа на данное предупреждение со стороны ответчика не поступило.
Решением ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» № 13 от 18 мая 2022 года прекращено досрочно действие социального контракта от 11 ноября 2021 года ФИО1 Основание прекращения - неисполнение (несвоевременное исполнение) семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимися уважительными.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 не согласился с заявленными требованиями, пояснив, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по маркетплейсу, им приобретено на предоставленные денежные средства транспортное средство.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п.22 Порядок оказания оказании государственной социальной помощи).
Согласно п. 23 Порядка семья (гражданин) обязана реализовывать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, ежемесячно достоверно представлять отчет o выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с приложением соответствующих документов, подтверждающих выполнение мероприятий, исполнять иные обязанности, предусмотренные социальным контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1.2. социального контракта ФИО1 обязан: встать на учет в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
приобрести в период действия социального контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы;
осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта и не менее 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в Центр социальной поддержки населения;
представлять по запросу Центра социальной поддержки населения сведения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 лет со дня окончания срока действия социального контракта;
по истечении срока действия социального контракта представить в Центр социальной поддержки населения, подтверждающие документы по повышению денежных доходов (налоговую декларацию, книгу учета доходов и расходов);
информировать Центр социальной поддержки населения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности ежемесячно в период действия социального контракта и в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта;
представлять в Центр социальной поддержки населения ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, документы, подтверждающие факт выполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 27 декабря 2021 года встал на учет в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской ЕГРИП.
Ответчиком в обоснование освоения денежных средств в рамках действия социального контракта представлены договор купли-продажи автомобиля от 18 марта 2022 года, а также паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства на собственника . в отношении автомобиля , VIN г.н. .
Из пояснений ответчика следует, что данное транспортное средство им приобретено в целях осуществления предпринимательской деятельности для использования в качестве легкового такси, однако суд критически относится к данным пояснениям, поскольку в установленном порядке с 18 марта 2022 года до настоящего времени регистрация транспортного средства в органах ГИБДД на имя ответчика не произведена, как пояснил ответчик, разрешение на осуществление перевозок в качестве легкового такси ФИО1 не получено, автомобиль по договору обязательного страхования гражданской ответственности в целях перевозки им не застрахован, какая-либо прибыль им от осуществления перевозок в частном порядке не извлекалась, в службы такси он не обращался, поскольку надо будет платить налоги.
Представленные ответчиком паспорт транспортного средства и СТС на автомобиль также не позволяют с достоверностью сделать вывод о собственнике транспортного средства как ФИО1, поскольку какие-либо данные в указанной части не содержат, в качестве актуального собственника указана ФИО4
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, ФИО1 не представлялись в период действия контракта документы в подтверждение приобретения основного средства, равно как и документы в подтверждение факта выполнения мероприятий программы социальной адаптации, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках заявленных целей, в силу чего оснований делать вывод, что ФИО1 приобретено заявленное транспортное средство в рамках реализации условий социального контракта, у суда не имеется.
Таким образом, ФИО1 нарушены условия социального контракта и программы социальной адаптации ввиду неисполнения (несвоевременного исполнения) Получателем обязательств, предусмотренных социальным контpaктом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Согласно п. 4.1 социального контракта Государственным учреждением досрочно прекращается контракт в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) Получателем обязательств, предусмотренных социальным контpaктом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимся уважительными; выявления фактов, свидетельствующих об отсутствии y Получателя права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта; прекращение индивидуальной прeдприниматeльской деятельности (снятие с учета в качестве налогоплательщика на профессиональный доход) в период действия социального контракта.
В соответствии с п.2.1.2 контракта получатель меры социальной поддержки обязан возвратить денежные средства в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения получателем уведомления о необходимости возврата денежных средств.
Таким образом, учитывая, что заключенный с ФИО1 социальный контракт прекращён в соответствии с подпунктом «а» п.25 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РМЭ №442, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 денежных средств, выделенных на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации, в полном объеме.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, эти судебные расходы согласно ст. 103 ГПК РФ подлежат отнесению на ответчика с учетом правил ст. 333.36 НК РФ. Государственная пошлина составляет 5700 рублей, которая подлежит взысканию в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» денежные средства в размере 250000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 5700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 29.06.2022 года.
Решение30.06.2022